Вопросы для подготовки к занятию
1. Понятие о гемодинамике.
2. Функциональные группы кровеносных сосудов.
3. Кровяное давление. Факторы его обусловливающие.
4. Уровень кровяного давления в разных участках кровеносного русла.
Какое это имеет значение?
5. Нервно-гуморальная регуляция функций органов кровообращения.
Оценка_____________ Подпись преподавателя____________________
Работа 1. Методы измерения кровяного давления
1. Ознакомьтесь с принципом устройства и работой сфигмоманометра.
2. Определите сфигмоманометром максимальное и минимальное кровяное
давление у человека и животного.
2. Результаты впишите в таблицу 16.
Таблица 16
Показатели кровяного давления
Вид | Давление крови, мм рт. ст. | |
Систолическое | Диастолическое | |
4. Сделайте заключение.
_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Работа 2. Наблюдение капиллярного кровообращения в прозрачных перепонках лягушки под микроскопом
1. Подготовьте к работе микроскоп, препаровальный набор и деревянную пластинку с отверстиями.
2. Обездвижьте и зафиксируйте лягушку на пластинке, плавательную перепонку задней лапки – над отверстием.
3. Выполните опыт.
4. Зарисуйте капиллярные системы лапки и языка лягушки. Укажите расположение артериол, артериальных капилляров, венозных капилляров, венул.
Дата выполнения_________________ Подпись преподавателя______________
Раздел 5. ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
ЗАНЯТИЕ 19
Изучение функций органов дыхания
Вопросы для подготовки к занятию
1. Понятие о процессе дыхания. Внешнее и внутреннее дыхание. Роль верхних
дыхательных путей.
2. Типы дыхания и частота дыхательных движений у разных видов животных.
3. Жизненная емкость легких и объем легочной вентиляции.
4. Газообмен в легких и тканях. Парциальное давление газов; кислородная емкость
крови.
5. Нервная и гуморальная регуляция процесса дыхания. Дыхательный центр.
Влияние механических и химических факторов.
Оценка_____________ Подпись преподавателя___________________
Работа 1. Подсчет дыхательных движений у животных и человека
1. Подсчитайте число дыхательных движений в 1 мин у разных видов животных.
2. Результаты занесите в таблицу 17.
Таблица 17
Частота дыхательных движений
|
|
Вид животного | ЧДД (норма) | ЧДД |
3. Результаты сравните со справочными данными и сделайте заключение.
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа2. Пневмография
1. Подготовьте животное и пневмограф.
2. Запишите пневмограмму, вклейте ее в тетрадь, сделайте необходимые
обозначения.
Работа 3. Определение жизненной емкости легких
1. Дайте определение жизненной емкости легких.
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Обозначьте графически составные части жизненной емкости легких и альвеолярного воздуха.
4. Внесите в таблицу 18 показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) человека и лошади.
Таблица 18
Нормативные показатели жизненной емкости легких
Вид | Ж.Е.Л., л | Объем воздуха | |||
Дыхательный | Дополнительный | Резервный | Остаточный | ||
Человек | |||||
Лошадь |
4. Ознакомьтесь с устройством и принципом работы спирометра.
5. Определите показатели жизненной емкости легких у мужчины и женщины,
спортсмена и не занимающегося спортом.
6. Результаты опыта внесите в таблицу 19 и проведите их анализ.
Таблица 19
Показатели жизненной емкости легких
Ф.И.О. | Жизненная емкость, л | Дыхательный воздух, л | Резервный воздух, л | Дополнитель- ный воздух, л |
_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выполнения___________ Подпись преподавателя___________________
ЗАНЯТИЕ 20
Семинар по теме: «Организм как единая саморегулируемая система. Нервно-гуморальная регуляция функция организма»
Вопросы, которые должны быть отражены в каждом реферате (один из
четырех):
1. Саморегуляция функций – основной механизм поддержания нормальной жизнедеятельности животного организма. Уровни саморегуляции. Организм как биокибернетическая система.
2. Понятие о функциональной системе организма по П.К. Анохину. Компоненты функциональной системы.
3. Разновидности функциональных систем. Общая схема функциональной системы.
4. Функциональная система как механизм поддержания гомеостаза.
Разделы и вопросы по выбору
Взаимодействие нервной и эндокринной систем в регуляции физиологических функций
3. 1. Строение и функции гипоталамо-гипофизарной системы.
4. 2. Саморегуляция органов внутренней секреции (принципы обратной связи).
5. 3. Взаимодействие нервного и гуморального компонентов регуляции на примере гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы.
6. 4. Стресс. Реакция адаптации при стрессе; роль нервных и эндокринных механизмов.
Саморегуляция сердечно-сосудистой системы
1. Саморегуляция деятельности сердца. Роль рефлекторных и гуморальных факторов.
2. Нервно-гуморальные механизмы саморегуляции кровяного давления. Рефлексогенные зоны сосудов и сердца.
3. Механизмы стабилизации давления в кровеносных сосудах при кровопотерях, после мышечного или нервного напряжения. Схема саморегуляции кровяного давления.
|
|
4. Функциональная взаимосвязь сердечно-сосудистой системы с другими системами организма.
Саморегуляция функций дыхания
1. Гуморальные механизмы регуляции дыхания.
2. Рефлекторные механизмы регуляции дыхания. Роль афферентной импульсации.
3. Общая схема саморегуляции дыхания. Связь дыхательной системы с другими системами организма.
4. Особенности дыхания и его регуляция у птиц, рыб и ныряющих животных.
Раздел 6. ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ
ЗАНЯТИЕ 22.
Ротовое пищеварение
Вопросы для подготовки к занятию
1. Обработка пищи в ротовой полости. Жевание и глотание.
2. Классификация слюнных желез по характеру выделяемого секрета.
3. Количество слюны, выделяемое разными видами животных в сутки.
Видовые особенности саливации.
4. Состав и физико-химические свойства слюны. Функции слюны.
5. Регуляция процесса слюноотделения.
Оценка_________ Подпись преподавателя_________________
Работа 1. Наблюдение секреции слюны у животных
1. Ознакомьтесь с содержанием опытов.
2. Понаблюдайте за характером слюноотделения у животного (теленка, овцы).
3. Изучите влияние разных кормов на отделение паротидной слюны.
4. Результаты занесите в таблицу 20.
Таблица20