Методы изучения движения крови по сосудам

 

                          Вопросы для подготовки к занятию

1. Понятие о гемодинамике.

2. Функциональные группы кровеносных сосудов.

3. Кровяное давление. Факторы его обусловливающие.

4. Уровень кровяного давления в разных участках кровеносного русла.

Какое это имеет значение?

5. Нервно-гуморальная регуляция функций органов кровообращения.

Оценка_____________  Подпись преподавателя____________________

Работа 1. Методы измерения кровяного давления

 

1. Ознакомьтесь с принципом устройства и работой сфигмоманометра.

2. Определите сфигмоманометром максимальное и минималь­ное кровяное

давление у человека и животного.

2. Результаты впишите в таблицу 16.

Таблица 16

Показатели кровяного давления

Вид

Давление крови, мм рт. ст.

Систолическое Диастолическое
     
     

4. Сделайте заключение. 

_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа 2.   Наблюдение капиллярного кровообращения в прозрач­ных перепонках лягушки под микроскопом

 

1. Подготовьте к работе микроскоп, препаровальный набор и деревянную пластинку с отверстиями.

2. Обездвижьте и зафиксируйте лягушку на пластинке, плавательную перепонку задней лапки – над отверстием.

3. Выполните опыт.

4. Зарисуйте капиллярные системы лапки и языка лягушки. Укажите расположение артериол, артериальных капилляров, венозных капилляров, венул.

 

 

Дата выполнения_________________ Подпись преподавателя______________

Раздел 5. ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

 

ЗАНЯТИЕ 19

  Изучение функций органов дыхания

 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Понятие о процессе дыхания. Внешнее и внутреннее дыхание. Роль верхних

дыхательных путей.

2. Типы дыхания и частота дыхательных движений у разных видов животных.

3. Жизненная емкость легких и объем легочной вентиляции.

4. Газообмен в легких и тканях. Парциальное давление газов; кислородная емкость

 крови.

5. Нервная и гуморальная регуляция процесса дыхания. Дыхательный центр.

Влияние механических и химических факторов.

 

Оценка_____________  Подпись преподавателя___________________

 

Работа 1. Подсчет дыхательных движений у животных и человека

1. Подсчитайте число дыхательных движений в 1 мин у разных видов животных.

2. Результаты занесите в таблицу 17.

Таблица 17

Частота дыхательных движений

Вид животного ЧДД (норма)             ЧДД      
     
     
     
     
     
     
     

 

3. Результаты сравните со справочными данными и сделайте заключение.

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа2.   Пневмография

1. Подготовьте животное и пневмограф.

2. Запишите пневмограмму, вклейте ее в тетрадь, сделайте необходимые

обозна­чения.

 

 

Работа 3. Определение жизненной емкости легких

1. Дайте определение жизненной емкости легких.

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.Обозначьте графически составные части жизненной емко­сти легких и альвеолярного воздуха.

 

4. Внесите в таблицу 18 показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) человека и лошади.

Таблица 18

Нормативные показатели жизненной емкости легких

Вид

Ж.Е.Л., л

                           Объем воздуха

Дыхательный  Дополнительный Резервный Остаточный
Человек            
Лошадь            

 

4. Ознакомьтесь с устройством и принципом работы спирометра.

5. Определите показатели жизненной емкости легких у муж­чины и женщины,

спортсмена и не занимающегося спортом.

6. Результаты опыта внесите в таблицу 19 и проведите их анализ.

Таблица 19

Показатели жизненной емкости легких

Ф.И.О. Жизненная емкость, л Дыхательный воздух, л Резервный воздух, л Дополнитель- ный воздух, л
         
         
         

_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата выполнения___________  Подпись преподавателя___________________

 

ЗАНЯТИЕ 20

 

Семинар по теме: «Организм как единая саморегулируемая система. Нервно-гуморальная регуляция функция организма»

 

Вопросы, которые должны быть отражены в каждом реферате (один из     

четырех):

1. Саморегуляция функций – основной механизм поддержания нормальной жизнедеятельности животного организма. Уровни саморегуляции. Организм как биокибернетическая система.

2. Понятие о функциональной системе организма по П.К. Анохину. Компоненты функциональной системы.

3. Разновидности функциональных систем. Общая схема функциональной системы.

4. Функциональная система как механизм поддержания гомеостаза.

 

Разделы и вопросы по выбору

Взаимодействие нервной и эндокринной систем в регуляции физиологических функций

3. 1. Строение и функции гипоталамо-гипофизарной системы.

4. 2. Саморегуляция органов внутренней секреции (принципы обратной связи).

5. 3. Взаимодействие нервного и гуморального компонентов регуляции на примере гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы.

6. 4. Стресс. Реакция адаптации при стрессе; роль нервных и эндокринных механизмов.

 

Саморегуляция сердечно-сосудистой системы

1. Саморегуляция деятельности сердца. Роль рефлекторных и гуморальных факторов.

2. Нервно-гуморальные механизмы саморегуляции кровяного давления. Рефлексогенные зоны сосудов и сердца.

3. Механизмы стабилизации давления в кровеносных сосудах при кровопотерях, после мышечного или нервного напряжения. Схема саморегуляции кровяного давления.

4. Функциональная взаимосвязь сердечно-сосудистой системы с другими системами организма.

 

Саморегуляция функций дыхания

1. Гуморальные механизмы регуляции дыхания.

2. Рефлекторные механизмы регуляции дыхания. Роль афферентной импульсации.

3. Общая схема саморегуляции дыхания. Связь дыхательной системы с другими системами организма.

4. Особенности дыхания и его регуляция у птиц, рыб и ныряющих животных.

 

 

Раздел 6. ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

 

ЗАНЯТИЕ 22. 

  Ротовое пищеварение

 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Обработка пищи в ротовой полости. Жевание и глотание.

2. Классификация слюнных желез по характеру выделяемого секрета.

3. Количество слюны, выделяемое разными видами жи­вотных в сутки.

Видовые особенности саливации.

4. Состав и физико-химические свойства слюны. Функции слюны.

5. Регуляция процесса слюноотделения.

 

Оценка_________        Подпись преподавателя_________________

  Работа 1. Наблюдение секреции слюны у животных

1. Ознакомьтесь с содержанием опытов.

2. Понаблюдайте за характером слюноотделения у животного (теленка, овцы).

3. Изучите влияние разных кормов на отделение паротидной слюны.

4. Результаты занесите в таблицу 20.

Таблица20


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: