Организация эксперименального исследования

                                             Целью настоящего эксперементального исследования, является изучение особенностей развития слухоречевой памяти детей младшего школьного возраста с фонетико- фонематическим нарушением, их проявление и развитие в процессе обучения.   

                                             Задачи исследования:

- провести экспериментальное  исследование, с

целью выявления особенностей слухоречевой памяти у детей с фонетико-фонематическим нарушением;

- сопоставить полученные данные, сделать выводы.                                        В настоящее время существуют разные подходы к работе с детьми, имеющими нарушение речи. Развитие ребенка, имеющего дефект, идет своеобразно, оно определяется, во-первых,

характером аномалии, тяжестью нарушения или временем его наступления;

во-вторых, особенностью компенсации дефекта, которая зависит и от

характера обучения и воспитания, и от особенностей общения ребенка с окружающими детьми и взрослыми.                                                                                                          Для проведения обследования слухоречевой памяти у детей школьного возраста были использованы методики:

1) Методика «10 слов» (А.Р.Лурия)

2) Методика «Долговременная память» (А.Р.Лурия)

3) Методика «Опосредованное запоминание» (С.Д. Забрамная)

4) Методика «Запомни пару» (А.Н.Леонтьев)

5) Методика «Запоминание двух фраз»

 

1. Методика «10 слов»

     Целью проведения этой методики являлась диагностика объема кратковременной слухоречевой памяти. Детям предлагалась прослушать словесный ряд, состоящий из 10 несвязанных друг с другом слов. Прослушав словесный ряд, им было необходимо повторить его.

    Материал теста «10 слов» представляет собой словесный ряд, предлагаемый детям для запоминания и состоящий из несвязанных между собой слов. Для детей 6-7 лет мы использовали следующий набор: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, волк.

      После того как ребенку дана инструкция, взрослый медленно (с интервалом в 1-2 секунды) и четко произносит приведенные выше 10 слов. Затем он просит ребенка повторить их, в случае необходимости поправляя сделанные ребенком ошибки. При этом количество ошибок фиксируется.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% - высокий уровень;

50-75% - средний уровень;

30-50% - низкий уровень;

ниже 30% - очень низкий уровень.

2. Методика «Долговременная память»

       Целью проведения данной методики была диагностика объема долговременной слухоречевой памяти.

       Экспериментальный материал состоит из следующего задания.

Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко". Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней.

    Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% - высокий уровень;

50-75% - средний уровень;

30-50% - низкий уровень;

ниже 30% - очень низкий уровень.

3. Методика «Опосредованное запоминание»

    Целью проведения этой методики было выявление понимания инструкции и сохранения её до конца эксперимента. Умение пользоваться приемами опосредованного запоминания, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания, особенностей мышления.

  Перед ребенком в ряд раскладывают девять картинок и говорят: «Сейчас я буду называть слова. Чтобы легче было их запомнить и вспомнить, подбирай для каждого слова самую подходящую картинку. Например, к слову "время" подходит картинка "будильник", потому что он показывает время». Если ребенок понял инструкцию, исследование продолжается. При этом требуется, чтобы ребенок объяснял каждую установленную связь между словом и выбранной картинкой. После того как все слова названы и к ним отобраны картинки, их убирают и сторону и дают задания отвлекающего характера. Через 20-30 минут ребенку предъявляют отобранные картинки и просят напомнить слова, которые назывались.

Данные слова: будильник- время; кукла - играть; курица – яйцо; ножницы – резать; лошадь – сани;  книга - учитель; снег – зима;  корова-молоко

 

4. Методика «Запомни пару»                                                           Методика парных ассоциаций, в которой после запоминания им списка пар стимулов (бессмысленных слогов, слов, картинок и т.п.) ему дается задание при последующем предъявлении каждого первого члена пары воспроизвести второй член.

Исследование слухоречевой памяти методом запоминания ряда слов.

Необходимый материал: ряд слов, между которыми существуют смысловые связи:

Кукла - играть

Курица - яйцо

Ножницы - резать

Лошадь - сани

Книга - учитель

Бабочка - муха

Щетка - зубы

Барабан - пионера

Снег - зима

Корова-молоко

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый повторяет запомнившиеся слова правой половины ряда.

5. Методика «Запоминание двух фраз»

     Целью этой методики было исследование влияния смысловой организации материала на объём его запоминания.

      Традиционно испытуемому предъявляются для запоминания две фразы:

1. В саду за высоким забором росли яблони.

2. На опушке леса охотник убил волка.

      Инструкция. Предложения предъявляются школьнику до полного запоминания, а затем его просят воспроизвести вначале первую, а затем вторую фразы.

  Анализ результатов выполнения методики проводится по следующим показателям:

- различие между объёмом запоминаемого материала, организованного по смыслу и слов, запоминаемых ранее;

- количество повторов фраз, необходимых для правильного воспроизведения;

- полнота воспроизведения;

- наличие слов, привнесённых из другой фразы;

- замена содержащихся в предложении слов словами, близкими по звучанию или по смыслу.

Таблица 1

Список экспериментальной группы

П/П № ИМЯ ВОЗРАСТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.   Кирилл Л.   03.06.11 Нарушение чтения и письма, обусловленное ФФНР
2. Кирилл Д. 26.06.11 Нарушение чтения и письма, обусловленное ФФНР
3. Елизавета И. 24.01.11 Нарушение чтения и письма, обусловленное ФФНР
4. Алевтина В. 07.04.11 Нарушение чтения и письма, обусловленное ФФНР
5. Кирилл Х. 22.12.11 Нарушение чтения и письма, обусловленное ФФНР

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: