Выводы ко второй главе

 

Целью эксперимента была диагностика уровня развития слухоречевой памяти школьников с фонетико-фонетическим нарушением речи.

                                             Для этого были подобраны методики диагностики слуховой памяти школьников, отобраны дети  для экспериментального исследования, проведено их обследование, сформулированы выводы об исходном уровне развития слухоречевой памяти детей.

Констатирующий этап исследования проводился с помощью методик:

1) Методика «10 слов» (А.Р.Лурия)

2) Методика «Долговременная память» (А.Р.Лурия)

3) Методика «Опосредованное запоминание» (С.Д. Забрамная)

4) Методика «Запомни пару» (А.Н.Леонтьев)

5) Методика «Запоминание двух фраз»

                                             На этапе исследования по результатам диагностики кратковременной слуховой памяти школьников с фонетико-фонематическим нарушением, по методике «10 слов» А.Р. Лурия было выявлено 40% школьников с фонетико-фонематическим нарушением с низким уровнем развития слухоречевой памяти, 40% - школьников с высоким уровнем развития слухоречевой памяти, 20 % школьников со средним уровнем развития слухоречевой памяти.

По результатам диагностики долговременной слуховой памяти школьников с фонетико-фонематическим нарушением,  по методике А.Р. Лурия было выявлено20% школьников с очень низким уровнем развития слухоречевой долговременной памяти, 80% - с низким уровнем развития слухоречевой долговременной памяти.

  Итак, нами был определен уровень развития кратковременной и долговременной слухоречевой памяти школьников с фонетико-фонематическим нарушением. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что при воспроизведении запоминаемых слов школьники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу. Вследствие чего возникло предположение, что нарушения слухоречевой памяти школьников с фонетико-фонематическим нарушением,  обусловлены недоразвитием фонематического восприятия.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

                                                          Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого. Слуховая память необходима всем людям, она более долговременна. Несмотря на постоянное совершенствование технических средств хранения для нас огромных объемов информации, отказаться от услуг собственной памяти мы не сможем никогда.

Чтобы содержать слуховую память в полной готовности, необходимы ежедневные тренировки нашей слухоречевой памяти. Постоянная концентрация внимания является непременным условием при развитии слуховой памяти. Доказано, что слуховую память и "слуховое внимание" развить гораздо проще, чем зрительную память. Есть упражнения, которые выполняются без особых усилий и отвлечений от текущих дел. Методично развивая свою слуховую память, можно достичь невероятных результатов – мгновенно запоминать услышанные мелодии, речь, информацию. Процесс обучения, работы будет идти в несколько раз быстрее и эффективнее, если слуховая память развита.                В связи с этим нами было проведено исследование слухоречевой памяти у детей школьного возраста с фонетико-фонетическим нарушением.

Для этого мы изучили и проанализировали литературу по теме исследования, подобрали методики диагностики слухоречевой памяти школьников с фонетико-фонематическим нарушением, отобрали детей с фонетико-фонематическим нарушением для экспериментального исследования, провели их обследование.

                                             В результате теоретического исследование мы рассмотрели понятие «слуховая память», под которой понимаем образную память, связанную с деятельностью слухового анализатора и направленную на запоминание звуков: речи, музыки, шумов и т.д. рассмотрели её особенности в школьном возрасте в норме и у детей с фонетико-фонетическим нарушением.

Экспериментальное исследование проводилась по этапно. В начале исследования был определен уровень развития кратковременной и долговременной слухоречевой памяти школьников с фонетико-фонематическим нарушением.  Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что при воспроизведении запоминаемых слов школьники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу. Вследствие чего возникло предположение, что нарушения слухоречевой памяти школьников с фонетико-фонематическим нарушением, обусловлены недоразвитием фонематического слуха.

                                             Целью работыэтой работы было  выяснить изучение особенностей развития слухоречевой памяти детей школьного возраста с фонетико- фонематическим нарушением, их проявление и развитие в процессе обучения.                                                                                                    

    Результаты анализа экспериментального исследования показали, что динамика развития кратковременной слухоречевой памяти школьников составила 60%, долговременной слухоречевой памяти дошкольников - 40%, смысловой слухоречевой памяти - 30%. Выдвинутая нами гипотеза о том,  что уровень развития слухоречевой памяти у школьников с фонетико- фонематическим нарушением недостаточно развита. Механическое запоминание детей с младшего школьного возраста выше, чем логическое.

Трудности развития слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи связаны с недостаточным формированием фонематического слуха. Преодоление этих трудностей возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих игры и упражнения на развитие фонематических процессов школьников.

Таким образом, цели и задачи исследования были достигнуты, гипотеза подтверждена.

 

 

Список литературы

1. Аверин В.А., Дандорова Ж.К., Зимняя И.А. и др. Психология детства/ Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 352 с.

2. Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек//Школьный психолог. - №№ 33, 35, 36, 46, 47, 48. – 1998.

3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 1980. – 361 с.

4. БлонскийП.П. Основные предположения генетической теории памяти //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

5. Блонский П. П. Память и мышление. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 208 с.

6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 209 с.

7. Большой толковый психологический словарь/ Ребер А. Том 2: пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2000. –564 с.

8. Бочарова С. Психология и память: Теория и практика для обучения и работы. – М.: Гуманитарный Центр, 2007. – 384 с.

9. Бурменская Г.В., Захарова Е.И. Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М.: Академия, 2002. –256 с.

10. Вачков И. Память и личность//Школьный психолог. - №4. – 2002.

11. Вачков И. Память//Школьный психолог. - №4. – 2002.

12. Виноградова А.Д. Коновалова Н.Л., Михаленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько А.А., Шипицина Л.М. Психологическая диагностика отклонения развития детей младшего школьного возраста. – СПб.: Речь, 2004. – 48 с.

13. ВыготскийЛ. С. Эйдетика//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

14. ВыготскийЛ.С.Память и её развитие в детском возрасте НорманД.Как мы обучаемося? Как запоминаем? //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

15. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. –1008 с.

16. Выготский Л.С., ЛурияА.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

17. Галанов А.С. Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.

18. ДжеймсУ.Память//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

19. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.

20. Дубровина И. В. Практическая психология образования. - М.: Просвещение, 2000. – 315 с.

21. ЖанеП. Эволюция памяти и понятие времени//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

22. Житникова Л. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 1985. – 86 с.

23. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., 1994. – 300 с.

24. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2007. – 384 с.

25. ЗинченкоП.И. Непроизвольное запоминание и деятельность //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

26. Ипполитов Ф.В. Память школьника. – М., 1978. – 28 с.

27. Истомина 3.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников НорманД.Как мы обучаемося? Как запоминаем? //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

28. Когнитивная психология памяти/Под редакцией У. Найссера, А. Хаймен. – М.: Прайм-Еврознак, 2005. – 640 с.

29. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. – Минск: Университэцкае, 1999. – 190 с.

30. Крылов А., Маничев С. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии - СПб.: Питер, 2001. – 560 с.

31. Кулагина И.В. Возрастная психология. - М..: Просвещение, 1997. – 350 с.

32. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей. //Дефектология. - № 2. - 1975. – С.33-45.

33. Левченко И.Ю., Кисилёва Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2007. – 152 с.

34. ЛеонтьевА. Н. Развитие высших форм запоминания //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

35. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

36. ЛурияА. Р. Маленькая книжка о большой памяти//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

37. Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов.- М., 1999. - 268 с.

38. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000. – 489 с.

39. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

40. Никкинен И.И., Лукина Н.А. Научи меня слышать. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти. – СПб.: паритет, 2003. – 112 с.

41. НорманД. Забывание //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

42. НорманД.Как мы обучаемся? Как запоминаем? //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

43. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.

44. Общая психология: Учеб для студентов пед.ин-ов/ А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986.

45. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.

46. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. - 448 с.

47. Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - 480 с.

48. Особенности психического развития детей 6 7 летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера - М.: Педагогика, 2002. – 287 с.

49. Павлова О. нейрофизиологические механизмы памяти//Школьный психолог. - №24. – 2001.

50. Петрова Е.А. и др. Возрастная и педагогическая психология.- М., 2003.-509 с.

51. Петрова О. Развиваем память. – М.: Эксмо, 2006. – 124 с.

52. Петровский А. В. Психология развития: словарь. – СПб.: Речь, 2006. – 175 с.

53. Пинигина Г.В. и др. Психология и педагогика.- Кемерово, 1995.- 113 c.

54. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 256 с.

55. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов/ Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М.: МПСИ, 2001. – 300 с.

56. Решетникова О. Память должна трудится//Школьный психолог. – №24. – 2001.

57. Рогов Е.И.Психология человека. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 320 с.

58. РубинштейнС. Л.Память//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

59. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 302 с.

60. Светлова И. Тренируем память.- М.: Эксмо, 2003. – 72 с.

61. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.

62. СлобинД. Язык и память//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

63. СмирновА.А. Произвольное и непроизвольное запоминание//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

64. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-н-Д: Феникс, 1999. – 400 с.

65. Тунина Е.Г., Гатанова Н.В. Развиваю память – СПб: Издательство «Питер», 2000.

66. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М.: Академия, 2002. - 176 с.

67. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: МГЗПИ, 1993.

68. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов/Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – М: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.

69. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. - М.: Институт психотерапии, 2004. - 476 с.

70. Эббингауз Г. Смена душевных образования //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.

71. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М.: Академия, 2004.- 384 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: