Данное эксперименальное исследование было проведено на базе МАОУ «Лицея№12» города Стерлитамак РБ
В логопункте имеется две группы, в которые входят дети от
7 до 8 лет с фонетико-фонематическим нарушением (средняя, старшая,). Для нашего исследования интерес представляет средняя группа. Дети, поступающие в среднюю группу. В анамнезе: патология беременности, родов, родовая травма, асфиксия и др.
Логопедическое обследование проводится ежегодно с 1 по 15 марта.
Ребята обследуются только индивидуально, в несколько приемов:
проверяется уровень их умственного и речевого развития.
В исследовании участвовало 5 детей с фонетико-фонематическим нарушением речи, посещавших среднюю группу указанного учреждения. Возраст детей - 8-9 лет.
Результаты диагностики кратковременной слуховой памяти школьников с фонетико-фонетическим нарушением по методике «10 слов» А.Р. Лурия исследования были оформлены в таблицу 2.
Таблица 2
|
|
Результаты диагностики кратковременной слуховой памяти.
№ п/п | Имя | Искажение слова | Смысловые замены | Количество запомнившихся слов | Коэффициент кратковременной памяти | Уровень |
1. | Кирилл Л. | 0 | 0 | 5 | 8 | высокий |
2. | Кирилл Д. | 0 | 3 | 2 | 2 | высокий |
3. | Елизавета И. | 1 | 0 | 4 | 4 | средний |
4. | Алевтина В. | 0 | 3 | 2 | 2 | низкий |
5. | Кирилл Х. | 1 | 2 | 2 | 2 | низкий |
Итак, на эксперементальном этапе исследования по результатам диагностики кратковременной слуховой памяти школьников с фонетико-фонетическим нарушением речи по методике «10 слов» А.Р. Лурия было выявлено 40% школьников с фонетико-фонематическим нарушением с низким уровнем развития слухоречевой памяти, 40% - школьников с высоким уровнем развития слухоречевой памяти, 20 % школьников со средним уровнем развития слухоречевой памяти.
Уровень развития слухоречевой памяти был выявлен у Кирилла Л. и Кирилла Х. в 8 баллов был оценен объем кратковременной слухоречевой памяти, который был фактически равен 5 единицам. Этот уровень отражает достаточно большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание 5 слов из 10 было воспроизведено ею без искажений. Задание было выполнено без искажений слов и смысловых замен.
Уровень развития слухоречевой памяти был выявлен у Елизаветы И., она получила 4 балла за выполнение задание. Ученицей было допущено 1 искажение, смысловых замен не было, запомнила 4 слова из 10. У таких детей объем произвольной слуховой памяти соответствует возрасту, они способны сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.
|
|
Алевтина В. Искажение слов не допустила
что указывает на достаточность фонематического восприятия, но допустила три смысловые замены (самолет-летит, ноги-туфли, свеча-огонь), что указывает на недостаточность формирования приемов запоминания.
Кириллу Х. было поставлено 2 балла, так как объем его кратковременной памяти составляет 2 единицы. Этот результат отражает недостаточный объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание. При выполнении задания допустил 1 искажение слова (волк-вол) и 2 смысловые замены (бревно-ствол, автомобиль-машина), что указывает на недостаточность фонематического восприятия и на недостаточность формирования приемов запоминания.
Результаты диагностики долговременной слухоречевой памяти школьников с фонетико-фонематическим нарушением по методике А.Р. Лурия на этапе исследования были оформлены в таблицу 3.
Таблица 3.
Результаты диагностики долговременной слухоречевой памяти.
№ | Ф.Имя | Искажение слова | Смысловые замены | Количество запомнившихся слов | Коэффициент | Уровень |
1 | Кирилл Л. | 0 | 0 | 4 | 40 | низкий |
2 | Кирилл Д. | 0 | 0 | 4 | 40 | низкий |
3 | Елизавета И. | 0 | 0 | 3 | 30 | низкий |
4 | Алевтина В. | 0 | 0 | 2 | 20 | Очень низкий |
5 | Кирилл Х. | 1 | 1 | 1 | 20 | Очень низкий |
Итак, на экспериментальном этапе исследования по результатам диагностики долговременной слухоречевой памяти школьников с фонетико-фонематическим нарушением по методике А.Р. Лурия было выявлено 20% школьников с очень низким уровнем развития слухоречевой долговременной памяти, 80% - с низким уровнем развития слухоречевой долговременной памяти
Кирилл Х. правильно припомнил только одно слово, и одно слово было предложено как смысловая замена (стул-табуретка). Алевтина В. припомнил два слова. У этих детей был констатирован очень низкий уровень развития долговременной слухоречевой памяти.
Елизавета И. вспомнили по 3 слова, не допустив замен и искажений слов. Кирилл Л. И Кирилл Д. вспомнили по 4 слова, без искажений и замен. У этих детей был констатирован низкий уровень развития долговременной памяти.
Результаты методики парных ассоциаций «Запомни пару» представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Результаты методики парных ассоциаций «Запомни пару».
№ | Имя | Общее количество слов | Количество запомнившихся слов | Коэффициент смысловой памяти | Уровень |
1 | Кирилл Л. | 10 | 7 | 70 | средний |
2 | Кирилл Д. | 10 | 7 | 70 | средний |
3 | Елизавета И. | 10 | 5 | 50 | средний |
4 | Алевтина В. | 10 | 4 | 40 | Низкий |
5 | Кирилл Х. | 10 | 3 | 30 | Низкий |
Итак, эксперимент показал, что среди школьников с фонетико-фонематическим нарушением 20% детей имеют низкий уровень развития смысловой слухоречевой памяти, 80% - средний уровень развития смысловой слухоречевой памяти.