Качественный, количественный анализ

Данное эксперименальное исследование было проведено на базе МАОУ «Лицея№12» города Стерлитамак РБ

В логопункте имеется две группы, в которые входят дети от

7 до 8 лет с фонетико-фонематическим нарушением (средняя, старшая,). Для нашего исследования интерес представляет средняя группа. Дети, поступающие в среднюю группу. В анамнезе: патология беременности, родов, родовая травма, асфиксия и др.

Логопедическое обследование проводится ежегодно с 1 по 15 марта.

Ребята обследуются только индивидуально, в несколько приемов:

проверяется уровень их умственного и речевого развития.

В исследовании участвовало 5 детей с фонетико-фонематическим нарушением речи, посещавших среднюю группу указанного учреждения. Возраст детей - 8-9 лет.

                                                          Результаты диагностики кратковременной слуховой памяти школьников с фонетико-фонетическим нарушением по методике «10 слов» А.Р. Лурия исследования были оформлены в таблицу 2.

Таблица 2

Результаты диагностики кратковременной слуховой памяти.

№ п/п Имя Искажение слова Смысловые замены Количество запомнившихся слов Коэффициент кратковременной памяти Уровень
1. Кирилл Л. 0 0 5 8 высокий
2. Кирилл Д. 0 3 2 2 высокий
3. Елизавета И. 1 0 4 4 средний
4. Алевтина В. 0 3 2 2 низкий
5. Кирилл Х. 1 2 2 2 низкий

                                                              

Итак, на эксперементальном этапе исследования по результатам диагностики кратковременной слуховой памяти школьников с фонетико-фонетическим нарушением речи по методике «10 слов» А.Р. Лурия было выявлено 40% школьников с фонетико-фонематическим нарушением с низким уровнем развития слухоречевой  памяти, 40% - школьников с высоким уровнем развития слухоречевой памяти, 20 % школьников со средним уровнем развития слухоречевой памяти.

                                             Уровень развития слухоречевой памяти был выявлен у Кирилла Л. и Кирилла Х. в 8 баллов был оценен объем кратковременной слухоречевой памяти, который был фактически равен 5 единицам. Этот уровень отражает достаточно большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание 5 слов из 10 было воспроизведено ею без искажений. Задание было выполнено без искажений слов и смысловых замен.

                                             Уровень развития слухоречевой памяти был выявлен у  Елизаветы И., она получила  4 балла за выполнение задание. Ученицей было допущено 1 искажение, смысловых замен не было, запомнила 4 слова из 10. У таких  детей объем произвольной слуховой памяти соответствует возрасту, они способны сохранять достаточную информацию при установке на запоминание.

                                             Алевтина В.  Искажение слов не допустила

что указывает на достаточность фонематического восприятия, но допустила три смысловые  замены (самолет-летит, ноги-туфли, свеча-огонь), что указывает на недостаточность формирования приемов запоминания.

                                             Кириллу Х. было поставлено 2 балла, так как объем его кратковременной памяти составляет 2 единицы. Этот результат отражает недостаточный объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание. При выполнении задания допустил 1 искажение слова (волк-вол) и 2 смысловые замены (бревно-ствол, автомобиль-машина), что указывает на недостаточность фонематического восприятия и на недостаточность формирования приемов запоминания.

 

Результаты диагностики долговременной слухоречевой памяти школьников с фонетико-фонематическим нарушением  по методике А.Р. Лурия на  этапе исследования  были оформлены в таблицу 3.

 

 

Таблица 3.

Результаты диагностики долговременной слухоречевой памяти.

Ф.Имя Искажение слова Смысловые замены Количество запомнившихся слов Коэффициент Уровень
1 Кирилл Л. 0 0 4 40 низкий
2 Кирилл Д. 0 0 4 40 низкий
3 Елизавета И. 0 0 3 30 низкий
4 Алевтина В. 0 0 2 20 Очень низкий
5 Кирилл Х. 1 1 1 20 Очень низкий

Итак, на экспериментальном этапе исследования по результатам диагностики долговременной слухоречевой  памяти школьников с фонетико-фонематическим нарушением по методике А.Р. Лурия было выявлено 20% школьников с очень низким уровнем развития слухоречевой  долговременной памяти, 80% - с низким уровнем развития слухоречевой долговременной памяти

                                             Кирилл Х. правильно припомнил только одно слово, и одно слово было предложено как смысловая замена (стул-табуретка).  Алевтина В. припомнил два слова. У этих детей был констатирован очень низкий уровень развития долговременной слухоречевой памяти.

                                             Елизавета И. вспомнили по 3 слова, не допустив замен и искажений слов. Кирилл Л. И Кирилл Д. вспомнили по 4 слова, без искажений и замен. У этих детей был констатирован низкий уровень развития долговременной памяти.

 

 

Результаты методики парных ассоциаций «Запомни пару» представлены в таблице 4.

 

Таблица 4.

 

Результаты методики парных ассоциаций «Запомни пару».

Имя Общее количество слов Количество запомнившихся слов Коэффициент смысловой памяти Уровень
1 Кирилл Л. 10 7 70 средний
2 Кирилл Д. 10 7 70 средний
3 Елизавета И. 10 5 50 средний
4 Алевтина В. 10 4 40 Низкий
5 Кирилл Х. 10 3 30 Низкий

                                             Итак, эксперимент показал, что среди школьников с фонетико-фонематическим нарушением 20% детей имеют  низкий уровень развития смысловой слухоречевой памяти, 80% - средний уровень развития смысловой слухоречевой памяти.

 

                                                              

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: