Память как психологический процесс

Введение

Актуальность исследований данной работы, обуславливается тем, что существует проблема развития слухоречевой памяти младших школьников с фонетико-фонематическим нарушением, так как память, это важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Данная тема анализировалась у различных авторов, в различных источниках: учебниках, монографиях, периодических изданиях, интернете.                                                Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии.                                                                                               Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии памяти детей, а особенно развитии слухоречевой памяти на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.                                                                                              Слухоречевая память, как и все психические процессы, имеет возрастные и индивидуальные особенности.                                                                          Нарушения процесса развития и формирования слухоречевой памяти у младших школьников в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом.                                                      Проблема коррекции нарушений слухоречевой памяти все еще остается актуальной. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции, с увеличением числа детей с нарушением слухоречевой памяти и общим недоразвитием речи, а также с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения.                                                              Цель работыэтой работы заключается том, чтобы выяснить изучение особенностей развития слухоречевой памяти детей младшего школьного возраста с фонетико- фонематическим нарушением, их проявление и развитие в процессе обучения.                                                                   Объект исследования- слухоречевая память школьников с фонетико фонематическим нарушением.                                                          Предмет исследования- особенности развития слухоречевой памяти у младших школьников с фонетико-фонематическим нарушением.           Гипотеза исследования - мы предполагаем, что уровень развития слухоречевой памяти у школьников с фонетико- фонематическим нарушением недостаточно развита. Механическое запоминание детей с младшего школьного возраста выше, чем логическое.

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основания проблем

Память как психологический процесс

                                                                                                             Все, что происходит вокруг  нас, все, что воспринимают органы чувств человека, не исчезает бесследно. Образы предметов и явлений, эмоции и чувства - все это запоминается, сохраняется и, впоследствии, воспроизводится человеком. Эти процессы становятся возможны благодаря такому психическому процессу как память.                                                                                                                    Память - это особая способность человека, отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и забывания различной информации. Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствии этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления памяти - это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные.

    Одним из ярких представителей  направления психологии был русский физиолог И.П. Павлов. На основании его исследований, посвященных условным и безусловным рефлексам, были сделаны выводы о роли научения, упражнений, необходимых для закрепления материала. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми.  Если  результат деятельности нам безразличен или нежелателен, то запоминание этого действия будет слабым. То есть, память связана с мотивом, который стимулирует ее эффективность, действенность и прочность. Прияли участие в разработке теории памяти и представители психоанализа. Основоположник этого направления Зигмунд Фрейд высказал свое мнение по поводу такого процесса памяти как забывание. Он сказал, что забывание - это «нарушение хода мыслей посредством внутреннего протеста» и в основе забывания чаще всего лежит нежелание помнить. Надо отметить, что такое явление имеет место быть в психике человека, но далеко не все объясняется только этим.                                                                                Рассматривали память и представители деятельностной психологии. Психологи этого направления рассматривали деятельность как фактор, определяющий формирование и развитие всех психических процессов, в том числе и памяти. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта, другими словами, какова функция этого материала в жизнедеятельности субъекта. Это явление, можно назвать функциональным принципом в работе памяти. Он играет важную роль в процессе запоминания и рассматривается как один из законов памяти.

        П. Жане, чьи работы оказали влияние на концепцию памяти отечественного психолога  Выготского Л.С., утверждал, что память - это изобретение человечества. Память явление социальное, возникшее в обществе. Она становится незаменимой при социальном взаимодействии людей. Отдельный человек не нуждается в памяти. Л.С. Выготский предположил существование двух линий развития психики - натуральной и культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются натуральные и высшие психические функции, в том числе и такую функцию как память. Непроизвольная память ребенка является примером натуральной памяти. Этой памятью нельзя управлять. На ее основе запоминается то, что запоминается. Превращение натуральных психических функций в высшие,  происходит через овладение особыми орудиями психики - знаками, и носит культурный характер. Выготский Л.С. видел проявление высших форм памяти в использовании человеком для организации процесса запоминания и воспроизведения различных средств. В условиях использования таких вспомогательных средств,  память превращается из самопроизвольной в самостоятельную мнемическую деятельность, то есть, в произвольную память, которой человек способен управлять.                                                                                                                       Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения информации. Количество материала, которое доступно к воспроизведению по прошествии некоторого времени после его усвоения, называют объемом памяти. Показателем точности запоминания является,  количество правильно воспроизведенного и ранее запомненного материала. Это способность человека точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Показателями скорости запоминания служит количество повторений,  необходимое для запоминания всего объема информации. Скорость воспроизведения - способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.  Для того, чтобы процесс запоминания проходил наиболее эффективно, выработаны определенные законы, условия успешного запоминания. При организации процесса запоминания следует учитывать, что легче всего запоминается материал, который может вызвать интерес. Интересное запоминается легче. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал, то процесс запоминания проходит более успешно.

  Память различают по характеру психической активности, то есть по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В этом случае различают следующие виды памяти: двигательную,  образную (зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную), эмоциональную,  словесно-логическую.  Еще память разделяют на виды в зависимости от времени сохранения материала. Здесь выделяют такие виды памяти как мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную память. Различают память по способу активности - непроизвольную и произвольную. При непроизвольном запоминании и воспроизведении не подключается воля человека, процесс происходит автоматически, без контроля со стороны сознания, отсутствует цель запомнить информацию. Произвольное запоминание требует волевого усилия человека, постановки цели запомнить материал, использование различных приемов запоминания. Виды памяти по характеру психической активности.                                                                                       Двигательная или моторная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.                Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма и других видов деятельности, связанных с воспроизведением движений. Без памяти на движения человек  должен был бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.  Профессии некоторых людей (танцоров, акробатов, балерин) находятся в прямой зависимости от хорошей двигательной памяти, которая позволяет им с детальной точностью

влияет на запоминание. Двигательная память достигает своего полного развития раньше других видов памяти и является почвой для их формирования.                                                                                                                    Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, на повторить какие-либо движения или даже целый танец. Поэтому образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.  Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое  человеком, раньше воспроизводится в форме представлений. Эти представления, более бледны, менее точны в воспроизведении  деталей, фрагментарны и неустойчивы. Точность воспроизведения воспринятых ранее образов зависит от нескольких факторов. Здесь играет роль эмоциональная окрашенность образа и общее состояние человека в момент восприятия. Большое влияние на точность воспроизведения имеет степень задействованности речи при восприятии. Образ, который при восприятии был назван, обозначен словом, понятием, будет воспроизводиться более точно.

                                             Эмоциональная память - это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоциональное отношение к информации, эмоциональный фон существенно звуки, запахи, вкусы.                                              Под слухоречевой памятью понимается способность человека запоминать слова, предъявляемые на слух. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений, смысл читаемого текста. Этот смысл он может передать собственными словами,  достаточно точно.                                                                                                    Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При словесно-логическом запоминании может запоминаться и воспроизводиться только смысл текста, который будет выражен при воспроизведении другими слова.                                                                                            Виды памяти по времени сохранения материала различаются на мгновенную  или непосредственная память обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении долей секунды. Этот вид памяти еще называют сенсорным.  Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0, 1 - 0, 5 секунд.                                                                                     Кратковременная память характеризуется  очень кратким сохранением воспринимаемой информации (около 20 сек) после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.                                                                                                   Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей задачи. Она представляет синтез долговременной и кратковременной памяти.                                                                                                    Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации после многократного ее повторения и воспроизведения. В долговременную может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного фильтра, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.                                                                                                             Виды памяти по способу активности могут быть непроизвольным запоминанием, где воспроизведение осуществляется без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само собой.  Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправленный характер, оно избирательно.

                                                          Из выше сказанного можно сделать выводы о том,что человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т. д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации. Благодаря слуховой памяти человек способен узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого. Слуховая память просто необходима человеку, а тем более детям, имеющим речевые нарушения. Все это говорит о том, что необходимо изучить данную проблему, более подробно для того, чтобы грамотно и правильно выстроить работу по коррекции слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

                                 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: