Понятие и место политического решения в политической деятельности

План

 

1. Понятие и типы государственной политики

2. Понятие и место политического решения в политической деятельности

3. Принятие решений в сфере государственного управления

4. Основные методы принятия политических решений

5. Этапы (фазы) принятия решения и создание механизма его реализации

6. Контроль за реализацией политических решений

 

 

Понятие и типы государственной политики

 

Государство является как политическим институтом в целом, так и совокупностью институтов. Вместе с тем, государство – центральный элемент политической системы, оно призвано выполнять целый ряд общественно значимых функций, которые образуют направления государственной политики.

По объекту воздействия различают внутреннюю и внешнюю политику государства. Обе части политики взаимодействуют. В большинстве случаев внутренняя политика определяет содержание, средства, методы и социальную направленность внешней политики. В свою очередь, внешняя политика в определенных условиях активно влияет на внутреннюю и даже может ее существенно корректировать.

По критерию различения сфер общественной жизни внутреннюю политику, в свою очередь, можно разделять на экономическую, социальную, собственно политическую, духовную и т.д.

Экономическая политика представляет собой совокупность научных положений, целей, политических средств и практических мер, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями в экономической жизни общества. По отраслевому критерию в экономической политике обычно выделяют политику в области промышленности, транспорта, финансов, аграрную политику и т.д.

Социальная политика – это система идей, установок, целей, методов и средств, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями по поводу их места в обществе и непосредственному обеспечению их жизнедеятельности. Социальная политика может быть распределительной, пенсионной, жилищной, в области здравоохранения, демографического развития и т.д. Особое место в сфере социальной жизни занимает национальная политика, объектом которой являются национальные отношения.

Политика в политической сфере (и, в данном случае, это отнюдь не тавтология) направлена на регулирование отношений между гражданами и социальными общностями прежде всего по поводу государственной власти. Она может быть подразделена на политику государственно-административного строительства и политику общественных организаций и движений в сфере властно-политических отношений.

Политика в сфере духовной жизни призвана осуществлять регулирование отношений между гражданами, социальными общностями по поводу функционирования идей, взглядов, теорий, их реализации в обществе и непосредственной жизнедеятельности людей. Она также может классифицироваться по отраслевому принципу на политику в области культуры, театрального творчества, в сфере СМИ и т.п.

По полноте охвата сфер общественной жизни и влиянию на общество можно выделить такие разновидности политики, как научно-техническая, оборонная, экологическая и т.д. Эти виды политики отражают возможности общества, характер и социальную направленность его развития.

В свою очередь, каждое из перечисленных выше направлений государственной политики может быть дифференцировано на целый ряд отдельных отраслей, обладающих собственным объектом управленческого воздействия и специфическими механизмами реализации.

Государственная политика занимает доминирующее место в общей структуре политической деятельности. Как особый вид деятельности, она рассматривается на нескольких уровнях.

1. Местный уровень включает решение в первую очередь социально-бытовых вопросов: обеспечение жильем, строительство и эксплуатация школ, больниц, управление муниципальной собственностью.

2. Региональный уровень требует в большей степени государственного вмешательства, координации деятельности различных социальных групп, направленных на комплексное развитие всего региона.

3. Общенациональный уровень занимает центральное место в политике государства. На этом уровне государство призвано наиболее точно определять приоритеты своей политики по отношению к различным социальным группам и слоям, выделять с учетом имеющихся возможностей бюджетные средства на модернизацию и развитие тех отраслей экономики, которые в первую очередь создают условия для функционирования в оптимальном режиме социальной сферы.

4. Международный уровень приобретает все большее значение в наше время. Именно этот аспект государственной политики призван обеспечить защиту национальных интересов государства, не допустить втягивания страны в локальные и международные конфликты, создать благоприятные условия для эффективного социально-экономического развития общества.

Наконец, по критерию масштабности и долговременности целей различают стратегическую и тактическую политику. Сущностью стратегической политики является выбор наиболее значимых целей, приоритетов развития общества. Практическая (текущая) политика – это политическая деятельность, направленная на реализацию намеченных стратегических целей.

 

Понятие и место политического решения в политической деятельности

 

Политическая деятельность любого уровня и масштаба начинается с принятия решения. Качество принимаемых решений напрямую зависит от оценки его места в деятельности и научной обоснованности выработки.

Принятие решений является ключевым элементом политического процесса, который может его прерывать, интенсифицировать, видоизменять, направлять и т.д. На примере целого ряда современных государств видно, насколько развитие социально-экономической и политической ситуации может быть поставлено в зависимость от содержательных, пространственных и временных характеристик решения.

Процесс принятия решений представляет собой то множество причинно-следственных связей, которые касаются предметного поля решения. Актом решения выступает выбор модели политического действия, которая закладывается в решении.

В качестве методологического замечания следует отметить, что концептуальную схему решенческого процесса мы будем основывать на понимании природы решения в политике.

Политическое решение правомерно рассматривать как центральный элемент управления, состоящий в определении цели и механизмов (средств) ее реализации. Это своего рода принимаемое субъектом политического действия постановление, направленное на осуществление политических мероприятий с целью достижения определенного результата. Оно проявляет себя во многих ипостасях. В государственном управлении, с одной стороны, по каналам принятия официальных решений аккумулируется и выражается «коллективная воля» социума, а с другой – через определенные институциональные механизмы и при помощи инструментальных средств она реализуется в публичной политике, связанной с управлением общественными делами.

Политическое решение – это всегда процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся ее разрешением, снятием (разумеется, в случае принятия действенных мер). По своей структуре управление включает в себя два процесса: во-первых, регулирования коллективных ресурсов общества и, во-вторых, целенаправленного руководства людьми, поддержания определенного институционального порядка общения между ними.

Политическое решение – это и способ реализации интересов каких-либо участников политических событий. Политическая жизнь общества не сводится к взаимоотношениям только властителей и подчиненных. Она представляет собой взаимодействие интересов различных участников политических событий, преследующих свои цели. Их реализация возможна посредством проведения ряда политических мер, действий и, в частности, через политические решения.

Осуществление публичной политики, сопряженное с регулированием ресурсов общества, выступает своего рода продуктом того или иного цикла политического процесса, будучи его итоговой фазой, результирующей стадией.

Политическое решение представляет также средство разрешения конфликтных политических ситуаций. Конфликт в политической жизни общества – явление неизбежное. Разрешается конфликт посредством не одного, а, как правило, целой серии политических решений, каждое из которых должно стать шагом политической мудрости, внимательности, осторожности, согласия, ибо речь идет о состыковке интересов противоположных, а зачастую – антагонистических.

Со времени написания классических работ А. Бентли «Процесс управления» (1908) и Д. Трумэна «Управленческий процесс» (1951) государственное управление и публичная политика ассоциируются в основном с сознательным регулированием общественных дел и коллективных ресурсов со стороны контролирующих основные рычаги власти групп интересов с помощью официальных государственных институтов.

Политическое решение – это и осознанный выбор субъектом деятельности варианта действий из многих возможных. Данная сторона политического решения напрямую связана с такими условиями его принятия, как свобода и ответственность: чем выше статус субъекта, принимающего решение в пирамиде участников политических событий, тем выше степень его свободы в выборе вариантов действий, но вместе с тем – выше уровень его социальной ответственности за избранный им вариант. Политическое управление обществом, отмечал американский политолог Ч. Линдблом, может быть представлено как механизм с высшими бюрократами «наверху», простыми гражданами «внизу» и остальными его звеньями, субординированными сообразно их промежуточным рангам. Этот весьма объемный и сложный механизм представляет собой многоуровневую систему функциональных фаз и ранговых звеньев, находящихся в отношениях координации и субординации. Здесь каждый более высокий уровень и ранг, с одной стороны, более информирован, ресурсно и функционально обеспечен, чем нижестоящий, а с другой стороны, наделен большой ответственностью за поддержание режима оптимального функционирования подчиненных ему иерархических уровней.

Значение процессов принятия государственных решений и для политической теории, и для практической политики настолько велико, что сама интерпретация политической власти и административного управления в западной политологии сводится к реальному контролю над принятием решений, тогда как лиц, принимающих решения (ЛПР), особенно решения стратегического характера, относят к властвующей элите (А. Хиггли). Одним из первых, кто включил эту проблематику в политологию, был Г. Саймон, работа которого «Административное поведение: Исследование процесса принятия решений в административных органах» (1945) заложила основы специальной теории принятия государственных решений. Политическое решение есть еще и волевое усилие того, кто принимает решение. Достичь намеченного результата – значит учесть возможное противодействие других участников политических событий, следовательно, предусмотреть затрату значительных волевых усилий по его реализации.

Итак, принятие решения происходит внутри своеобразной организационной сети, которая опутывает все структурные элементы политического процесса. В демократических обществах уже не действует модель навязывания решения одним лицом, т.к. каждый субъект политического процесса нацелен на свою определенную нишу политического участия.

Из сказанного можно сделать вывод, что политическое решение есть в то же время согласование целей и средств их достижения одного субъекта политической деятельности, с целями и средствами, установленными другим субъектом.

Если исходить из того, что политическая деятельность есть последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность поступков различных субъектов политики, то в качестве исходного момента, «пускового механизма» всех событий и поступков выступает именно политическое решение.

Остановимся еще на одном аспекте саймоновского понимания процесса принятия решения. Дело в том, что любой менеджмент в политике должен быть основан на предварительном акте принятия решения, т.е. «делать» невозможно без «решать».

Любой подход к принятию решений связан с двумя проблемами. Во-первых, мы должны иметь исходную информацию о политическом процессе, ситуации или событии. Однако при этом мы должны определить, какую именно информацию должен использовать ЛПР и какими способами, из каких источников он ее получает. Во-вторых, имеет место проблема политических ценностей. Вопрос о том, какую ценность заложить в основу принимаемого решения, является актуальным в политическом процессе.

Любое политическое решение принимается людьми для разрешения конкретной политической ситуации. Другими словами, политическое решение – это сложное диалектическое переплетение объективного и субъективного в политическом процессе. При этом у принимающего решение всегда будет большой соблазн увеличить долю субъективного в объеме будущего решения. Надежным препятствием для такого соблазна служит соблюдение ряда требований:

- целесообразность принятия решения. Зачем принимается решение? С какой целью? Для чего? – вопросы далеко не риторические. Желает ли политик проявить, показать себя в политическом процессе, или он проталкивает решение в интересах очень узкой группировки лиц, или решается проблема широкой общественной значимости – все это должно быть выяснено еще до начала работы над политическим решением;

- своевременность разработки решения. Всякое политическое действие, тем более политическое решение, должно происходить вовремя; ни раньше, ни позже. Классическим примером соблюдения этого требования можно считать знаменитое ленинское высказывание: «вчера было рано, завтра будет поздно, власть следует брать сегодня»;

- системность в учете факторов, значимых для принятия решения. Всесторонность и полнота анализа и оценки всех данных о ситуации, которую следует изменить политическим решением, всесторонность и полнота анализа и оценки всех последствий принимаемого политического решения – вот современный стиль деятельности серьезного политика;

- соответствие принимаемого решения действующим в обществе правовым нормам, законам. Политические решения – в особенности радикального характера – принимаются и реализуются на фоне уже сложившихся общественных отношений, закрепленных системой принятых в обществе нормативных актов. Очень важно, чтобы вновь принятые решения не выходили за рамки этой системы;

- подчиненность процесса принятия и реализации решения действию общих принципов человеческой деятельности – таких, как научность, реальность, конкретность, конструктивность, альтернативность, оптимальность, возможность контроля.

В обществе с достаточно высоким уровнем политической культуры принимаемые решения в основном соответствуют вышеизложенным основным требованиям и поэтому их реализация не нарушает целостности и стабильности политической системы общества в целом. Там же, где данные требования не учитываются, или учитываются не в полной мере, – принимаемые политические решения нередко приводят к серьезным политическим и экономическим кризисам.

Концептуализация принятия решения предполагает:

- знание ситуации и особенностей субъектов принятия решения;

- выработку процедуры принятия;

- понимание процесса принятия решения как совокупности конкретных приемов, методов, процедур, техники, предполагающей организационный контекст;

- восприятие решения;

- предвидение возможных последствий принимаемого решения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: