Содержание принципов построения развивающей среды (В.А. Петровский) | Содержание принципов построения развивающей среды (М.Н. Полякова) |
1. Принцип дистанции-позиции при взаимодействии взрослого и ребенка: - партнерство в общении; - возможность уединения. 2. Принцип активности, самостоятельности и творчества: - условия для самостоятельной детской деятельности и творчества; - уважение результатов детской деятельности. 3. Принцип стабильности-динамичности окружающего пространства: - возможность гибкого изменения среды в групповых помещениях. 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования: - построение непересекающихся сфер активности; - организация функциональных помещений. 5. Принцип эмоциогенной среды, индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого: - уголки уединения, личное пространство для каждого ребенка. 6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды: - сочетание категорий эстетического в разных видах искусства. 7. Принцип открытости-закрытости среды каждому ребенку: - открытость обществу, природе, культуре, своему "Я". 8. Принцип учета половых и возрастных различий при формировании компонентов среды и их наполняемости. | 1. Принцип уважения к потребностям ребенка (потребность в движении, общении, познании, одобрении, самостоятельности): - наличие свободного пространства; - доступность оборудования и его многообразие; - нежесткое зонирование групповых помещений. 2. Принцип уважения к мнению ребенка: - учет мнений, пожеланий детей при построении среды, ее изменении, обогащении. 3. Принцип функциональности предметно-пространственной среды: - подбор материалов и оборудования востребованного детьми и выполняющего развивающую функцию; - взаимозаменяемость материалов в течение времени; - пособия должны быть многофункциональны, комбинаторны, вариативны. 4. Принцип опережающего характера образования: - в групповых помещениях должно содержаться 15 % материалов, ориентированных на детей следующей возрастной ступени (почва для диагностики, возможность ориентироваться на разный уровень развития детей, стимуляция познавательной активности). 5. Принцип динамичности-статичности среды: - среда должна меняться с изменением детей, оставаясь уютной, комфортной и привлекательной для них; - ребенок должен иметь возможность сам вносить изменения в среду, подстраивать ее под себя. |
|
|
Анализируя представленные подходы, необходимо отметить некоторую их общность, созвучие содержания многих принципов. Они несут гуманистическую направленность педагогической деятельности, имеют под собой цель реализации личностно-ориентированного воспитания и обучения детей, создания полифункционального пространства для развития личности и деятельности дошкольников. Наличие разных подходов к определению принципов построения развивающей среды позволяет педагогам ДОУ выстроить собственную точку зрения и на их основании обеспечить оптимальный комплекс развивающих условий.
|
|
Процесс проектирования среды развития ребенка непрерывен, его нельзя считать конечным. Ребенок дошкольного возраста растет, развивается, происходит изменение всех его сфер (мотивационной, физической, интеллектуальной, коммуникативной, креативной и др.). Вместе с ребенком изменяется окружающее пространство, которое вновь и вновь стимулирует его к новым видам активности. М.Н. Полякова отмечает, что первоначальная среда, созданная педагогом, выполняет свои функции в течение двух месяцев, после чего она должна видоизменяться. Кроме того, на протяжении статичного периода необходимо вносить различные (не глобальные) изменения в окружающее ребенка пространство.
Проектируя и создавая среду развития дошкольников, педагог должен понимать, "… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…", - отмечала Е.И. Тихеева (12).
Современные концепции построения развивающей предметной среды ДОУ
Целенаправленное, педагогически оправданное проектирование развивающей среды в дошкольном учреждении должно осуществляться на основе четких представлений специалистов о воспитательном, обучающем, развивающем влиянии среды на личность и деятельность современного ребенка. Необходимость учета в этом процессе целого комплекса разнообразных факторов обусловливает высокую значимость разработки общей концепции построения развивающей среды для детей дошкольного возраста. Она должна опираться на научно обоснованные данные смежных с педагогикой наук, учитывать максимум требований к ней и давать простор творчеству педагогов на местах с ориентацией на особенности конкретных образовательных учреждений.
Концепция – форма проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел построения системы. В нее включаются: изложение основополагающей теории, предполагается описание рассматриваемого явления, прописываются теоретические положения о непосредственной организации системы.
Создание концептуальных основ проектирования развивающей среды в дошкольной педагогике связано с именами С.Л. Новоселовой, Л.М. Клариной, В.А. Петровского, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, М.Н. Поляковой и др. В разработанной под руководством В.А. Петровского концепции определены значение и принципы построения развивающей среды в дошкольном учреждении, предложены варианты их практической реализации.
М.Н. Поляковой выделены общие характеристики среды развития в ДОУ, представлены принципы построения развивающей среды, воплощение которых в педагогической практике обеспечит гуманизацию дошкольного образования.
Под руководством С.Л. Новоселовой в рамках Московской региональной программы "Столичное образование" создана целостная концепция, которая включает:
- научные психолого-педагогические основы концепции;
- основные положения концепции развивающей предметной среды детства;
- обоснование базовых компонентов системы развивающей предметной среды в ДОУ.
|
|
Концепция сопровождается методическими рекомендациями по проектированию базовых компонентов развивающей среды.
Дадим краткую характеристику концепции С.Л. Новоселовой, ответив на вопросы: "На какие теоретические основы должен опираться педагог при проектировании развивающей среды для дошкольников? Что учитывать, отбирая значимые компоненты среды? Какие ее компоненты являются необходимыми (базовыми) для формирования личности и деятельности детей, их субъектных качеств? Каким основным требованиям должна соответствовать среда полноценного, разностороннего развития ребенка?
Научные психолого-педагогические основы концепции
Концепция основывается на деятельностно-возрастном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка. С.Л. Новоселовой было выдвинуто предположение о том, что деятельность в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом опыта своей деятельности. Обобщенный опыт деятельности, формирующий образ мира ребенка, не только определяет ориентировку в условиях достижения цели конкретного действия при той или иной деятельности, но и обогащает последующее ее содержание (А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина). Деятельность строит психику, бездеятельность ведет к депривации личности, ограниченности ее возможностей (5; С.6).
Мощный обогащающий фактор детского развития – социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений и формы занятости старших, содержания досугов. Дошкольное учреждение как образовательный центр несет не только заряд "запрограммированной" культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, города, села, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и эмоционально-ценностных отношений. Каждый возраст берет извне для себя то, что нужно именно ему.
|
|
Образующим деятельность фактором является ее предметность. Предмет деятельности (ее мотив, по А.Н. Леонтьеву), может быть ощутимым материальным предметом и предметом идеальным (мыслимым). В младенчестве мотив и предмет совпадают. В дальнейшем предмет выявляет общественно-заданную сущность и мотивом деятельности становится не сам предмет, а его назначение, затем значение, возможность его преобразования. Одновременно меняется функция предмета. Эта смена мотива деятельности и функции предмета в процессе роста ребенка является, по мнению С.Л. Новоселовой, основанием построения развивающей среды в детском саду.
Основные положения концепции развивающей среды детства
Важнейшим механизмом полноценного развития личности, начиная с раннего детства, является деятельность ребенка, ее разнообразные виды. На разных этапах воспитания те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих. Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.
Развивающая предметная среда, указывает С.Л. Новоселова, - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. К основным элементам этой среды относятся: архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии, игровые, спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту (соотносимые с ростом) ребенка конструкторы; тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.
Развивающая среда приобретает свою специфику в учреждениях образования разных типов: яслях, детских садах, детских досуговых центрах и т.п., а так же реабилитационных учреждениях для детей с нарушениями в развитии.
Необходимо обеспечить строительство ДОУ по проектам, предусматривающим наличие помещений для студий, мастерских, живых уголков, компьютерных комплексов и т.п. Они должны оснащаться полным набором оборудования для детской деятельности в помещении и на участке, игровыми и спортивными площадками, озелененными дворами.
Деятельность учреждений народного образования должна распространяться на строительство детских площадок, игротек во дворах, парках, содержание в них штатных специалистов.
Концепция предполагает создание вариативных дизайн-проектов развивающей среды ДОУ и других помещений для детей (5; С. 26-57).
Требования к развивающей среде:
1. Развивающий характер среды. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности ребенка, служить целям физического и психического развития, быть информативной и ориентированной на зону ближайшего развития дошкольника. Развивающая функция среды должна обеспечиваться за счет сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, способствующих переходу от простых форм деятельности ребенка к более сложным.
2. Соответствие среды структуре когнитивной (познавательной) деятельности ребенка, т.е. среда должна содержать известные ребенку компоненты и проблемные, подлежащие исследованию.
3. Вариативность среды. В зависимости от типа ДОУ, целей и содержания образования, культурных традиций среда приобретает неповторимую форму. Это обеспечивается многообразием материалов, художественно-образным решением, мобильностью ее компонентов.
4. Среда должна быть комфортна на уровне функциональной надежности и безопасности. Компоненты среды – сомасштабны и соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей и взрослых.
5. Объекты и средства деятельности ребенка, их эстетические и гигиенические показатели должны иметь научно-обоснованный характер.
6. Наличие подвижных трансформирующихся и стационарных средств и объектов деятельности должно создавать каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности, темпа, сроков и условий ее реализации.
7. Архитектурно-планировочное решение ДОУ должно предусматривать создание условий для совместной деятельности детей разного возраста и разного уровня овладения деятельностью, учитывать местные этно-психологические, культурно-исторические и природно-климатические условия.
8. Система предметной среды в образовательном учреждении должна соотноситься с условиями семьи, жилого массива микрорайона.
9. Все компоненты предметной среды должны быть увязаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
Предметная среда не только является объектом и средством деятельности ребенка, но и носителем культуры педагогического процесса, предоставляет педагогу возможности для творчества, служит поддержанию его личностно-профессионального самоуважения. В настоящее время нельзя допускать депривации деятельности из-за нехватки необходимых развивающих предметных сред. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, рождается апатия.
Огромным резервом творческого развития ребенка является использование новых информационных технологий, которые могут войти в дошкольное детство через игру и другие виды деятельности.
Проектирование развивающей среды ДОУ должно осуществляться на государственном, городском и муниципальном уровнях.
Базовые компоненты развивающей предметной среды
Высокие требования к проектированию развивающей среды детства накладывают соответствующую ответственность на руководство и педагогический коллектив ДОУ. При проектировании должно быть учтено, что существуют базисные компоненты среды, которые образуют целостную систему развивающей среды. Базисные компоненты включают не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства. Разнообразные базовые компоненты дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Для детей, в рамках концепции, должны быть доступны все функциональные помещения ДОУ, включая помещения для взрослых. В отдельные помещения (методический кабинет, кухня) доступ должен быть ограничен, но не закрыт. Детские учреждения должны являться культурными центрами и для родителей, в которых они могут проявить свои таланты.
Базовыми компонентами предметной развивающей среды дошкольного учреждения являются:
- групповые помещения;
- компьютерно-игровой комплекс;
- детская библиотека, видеотека;
- дизайн-студия;
- музыкальный и театрально-танцевальный комплекс;
- физкультурно-оздоровительный комплекс;
- двор-парк на участке дошкольного учреждения;
- места содержания животных во дворе-парке;
- зимний сад и уголки для содержания животных;
- архитектурный облик и внешний вид дошкольного учреждения;
- входы на территорию двора-парка и здание детского учреждения;
- лестничные марши и рекреации;
- общая столовая для детей и взрослых;
- комната отдыха для персонала ДОУ;
- методический кабинет;
- кабинет заведующей;
- кабинет психолога;
- медицинский кабинет;
- помещения, обеспечивающие быт детского учреждения;
- дополнительные помещения.
Указанные помещения в рамках современной концепции развивающей среды являются необходимыми (базовыми) для полноценной организации педагогического процесса. Их проектированию и оснащению должно быть уделено особое внимание специалистов (эргономистов, дизайнеров, психологов, педагогов и др.).
Обозначенные базовые компоненты составляют основу создания вариативных проектов развивающей среды. В каждый проект могут быть включены все компоненты или выделена часть из них. В практике деятельности дошкольного учреждения возможно постепенное наращивание содержания предметной среды, обогащение через введение новых элементов, соблюдая при этом системность, единство масштаба и стиля. Вместе с этим, среда не должна быть загромождена малофункциональными, лишними предметами. Ее функция – обеспечивать каждому ребенку возможность быть занятым интересным, полезным делом.
Проектируя среду развития ребенка, важно учитывать, что разностороннее развитие возможно, если ребенок живет в трех пространствах: сомасштабном действиям его рук (масштаб "глаз – рука"), сомасштабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых. Полноценное развитие не может проходить только в русле детской субкультуры, нужен выход в широкий мир взрослых. Следовательно, среда развития в ДОУ должна иметь три масштаба предметной среды, в которой действует ребенок.
Развивающая среда раскрывает свои возможности ребенку благодаря общению со взрослым в этой среде. С.Л. Новоселова отмечает: "От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности" (5; С. 22). Варианты проектов разных базовых компонентов ДОУ составляют значимую часть работы С.Л. Новоселовой. Некоторые из них представлены в Приложении 2 к тексту лекции.