Принципы построения развивающей среды

Содержание принципов построения развивающей среды (В.А. Петровский) Содержание принципов построения развивающей среды (М.Н. Полякова)
1. Принцип дистанции-позиции при взаимодействии взрослого и ребенка: - партнерство в общении; - возможность уединения.   2. Принцип активности, самостоятельности и творчества: - условия для самостоятельной детской деятельности и творчества; - уважение результатов детской деятельности.   3. Принцип стабильности-динамичности окружающего пространства: - возможность гибкого изменения среды в групповых помещениях.   4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования: - построение непересекающихся сфер активности; - организация функциональных помещений.   5. Принцип эмоциогенной среды, индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого: - уголки уединения, личное пространство для каждого ребенка.   6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды: - сочетание категорий эстетического в разных видах искусства.   7. Принцип открытости-закрытости среды каждому ребенку: - открытость обществу, природе, культуре, своему "Я".   8. Принцип учета половых и возрастных различий при формировании компонентов среды и их наполняемости.   1. Принцип уважения к потребностям ребенка (потребность в движении, общении, познании, одобрении, самостоятельности): - наличие свободного пространства; - доступность оборудования и его многообразие; - нежесткое зонирование групповых помещений.   2. Принцип уважения к мнению ребенка: - учет мнений, пожеланий детей при построении среды, ее изменении, обогащении.   3. Принцип функциональности предметно-пространственной среды: - подбор материалов и оборудования востребованного детьми и выполняющего развивающую функцию; - взаимозаменяемость материалов в течение времени; - пособия должны быть многофункциональны, комбинаторны, вариативны.   4. Принцип опережающего характера образования: - в групповых помещениях должно содержаться 15 % материалов, ориентированных на детей следующей возрастной ступени (почва для диагностики, возможность ориентироваться на разный уровень развития детей, стимуляция познавательной активности). 5. Принцип динамичности-статичности среды: - среда должна меняться с изменением детей, оставаясь уютной, комфортной и привлекательной для них; - ребенок должен иметь возможность сам вносить изменения в среду, подстраивать ее под себя. 

 

Анализируя представленные подходы, необходимо отметить некоторую их общность, созвучие содержания многих принципов. Они несут гуманистическую направленность педагогической деятельности, имеют под собой цель реализации личностно-ориентированного воспитания и обучения детей, создания полифункционального пространства для развития личности и деятельности дошкольников. Наличие разных подходов к определению принципов построения развивающей среды позволяет педагогам ДОУ выстроить собственную точку зрения и на их основании обеспечить оптимальный комплекс развивающих условий.

Процесс проектирования среды развития ребенка непрерывен, его нельзя считать конечным. Ребенок дошкольного возраста растет, развивается, происходит изменение всех его сфер (мотивационной, физической, интеллектуальной, коммуникативной, креативной и др.). Вместе с ребенком изменяется окружающее пространство, которое вновь и вновь стимулирует его к новым видам активности. М.Н. Полякова отмечает, что первоначальная среда, созданная педагогом, выполняет свои функции в течение двух месяцев, после чего она должна видоизменяться. Кроме того, на протяжении статичного периода необходимо вносить различные (не глобальные) изменения в окружающее ребенка пространство.

Проектируя и создавая среду развития дошкольников, педагог должен понимать, "… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…", - отмечала Е.И. Тихеева (12).

 

Современные концепции построения развивающей предметной среды ДОУ

Целенаправленное, педагогически оправданное проектирование развивающей среды в дошкольном учреждении должно осуществляться на основе четких представлений специалистов о воспитательном, обучающем, развивающем влиянии среды на личность и деятельность современного ребенка. Необходимость учета в этом процессе целого комплекса разнообразных факторов обусловливает высокую значимость разработки общей концепции построения развивающей среды для детей дошкольного возраста. Она должна опираться на научно обоснованные данные смежных с педагогикой наук, учитывать максимум требований к ней и давать простор творчеству педагогов на местах с ориентацией на особенности конкретных образовательных учреждений.

Концепция – форма проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел построения системы. В нее включаются: изложение основополагающей теории, предполагается описание рассматриваемого явления, прописываются теоретические положения о непосредственной организации системы.

Создание концептуальных основ проектирования развивающей среды в дошкольной педагогике связано с именами С.Л. Новоселовой, Л.М. Клариной, В.А. Петровского, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, М.Н. Поляковой и др. В разработанной под руководством В.А. Петровского концепции определены значение и принципы построения развивающей среды в дошкольном учреждении, предложены варианты их практической реализации.

М.Н. Поляковой выделены общие характеристики среды развития в ДОУ, представлены принципы построения развивающей среды, воплощение которых в педагогической практике обеспечит гуманизацию дошкольного образования.

Под руководством С.Л. Новоселовой в рамках Московской региональной программы "Столичное образование" создана целостная концепция, которая включает:

- научные психолого-педагогические основы концепции;

- основные положения концепции развивающей предметной среды детства;

- обоснование базовых компонентов системы развивающей предметной среды в ДОУ.

Концепция сопровождается методическими рекомендациями по проектированию базовых компонентов развивающей среды.

Дадим краткую характеристику концепции С.Л. Новоселовой, ответив на вопросы: "На какие теоретические основы должен опираться педагог при проектировании развивающей среды для дошкольников? Что учитывать, отбирая значимые компоненты среды? Какие ее компоненты являются необходимыми (базовыми) для формирования личности и деятельности детей, их субъектных качеств? Каким основным требованиям должна соответствовать среда полноценного, разностороннего развития ребенка?

Научные психолого-педагогические основы концепции

Концепция основывается на деятельностно-возрастном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка. С.Л. Новоселовой было выдвинуто предположение о том, что деятельность в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом опыта своей деятельности. Обобщенный опыт деятельности, формирующий образ мира ребенка, не только определяет ориентировку в условиях достижения цели конкретного действия при той или иной деятельности, но и обогащает последующее ее содержание (А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина). Деятельность строит психику, бездеятельность ведет к депривации личности, ограниченности ее возможностей (5; С.6).

Мощный обогащающий фактор детского развития – социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений и формы занятости старших, содержания досугов. Дошкольное учреждение как образовательный центр несет не только заряд "запрограммированной" культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, города, села, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и эмоционально-ценностных отношений. Каждый возраст берет извне для себя то, что нужно именно ему.

Образующим деятельность фактором является ее предметность. Предмет деятельности (ее мотив, по А.Н. Леонтьеву), может быть ощутимым материальным предметом и предметом идеальным (мыслимым). В младенчестве мотив и предмет совпадают. В дальнейшем предмет выявляет общественно-заданную сущность и мотивом деятельности становится не сам предмет, а его назначение, затем значение, возможность его преобразования. Одновременно меняется функция предмета. Эта смена мотива деятельности и функции предмета в процессе роста ребенка является, по мнению С.Л. Новоселовой, основанием построения развивающей среды в детском саду.

Основные положения концепции развивающей среды детства

Важнейшим механизмом полноценного развития личности, начиная с раннего детства, является деятельность ребенка, ее разнообразные виды. На разных этапах воспитания те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих. Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.

Развивающая предметная среда, указывает С.Л. Новоселова, - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. К основным элементам этой среды относятся: архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии, игровые, спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту (соотносимые с ростом) ребенка конструкторы; тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

Развивающая среда приобретает свою специфику в учреждениях образования разных типов: яслях, детских садах, детских досуговых центрах и т.п., а так же реабилитационных учреждениях для детей с нарушениями в развитии.

Необходимо обеспечить строительство ДОУ по проектам, предусматривающим наличие помещений для студий, мастерских, живых уголков, компьютерных комплексов и т.п. Они должны оснащаться полным набором оборудования для детской деятельности в помещении и на участке, игровыми и спортивными площадками, озелененными дворами.

Деятельность учреждений народного образования должна распространяться на строительство детских площадок, игротек во дворах, парках, содержание в них штатных специалистов.

Концепция предполагает создание вариативных дизайн-проектов развивающей среды ДОУ и других помещений для детей (5; С. 26-57).

Требования к развивающей среде:

1. Развивающий характер среды. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности ребенка, служить целям физического и психического развития, быть информативной и ориентированной на зону ближайшего развития дошкольника. Развивающая функция среды должна обеспечиваться за счет сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, способствующих переходу от простых форм деятельности ребенка к более сложным.

2. Соответствие среды структуре когнитивной (познавательной) деятельности ребенка, т.е. среда должна содержать известные ребенку компоненты и проблемные, подлежащие исследованию.

3. Вариативность среды. В зависимости от типа ДОУ, целей и содержания образования, культурных традиций среда приобретает неповторимую форму. Это обеспечивается многообразием материалов, художественно-образным решением, мобильностью ее компонентов.

4. Среда должна быть комфортна на уровне функциональной надежности и безопасности. Компоненты среды – сомасштабны и соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей и взрослых.

5. Объекты и средства деятельности ребенка, их эстетические и гигиенические показатели должны иметь научно-обоснованный характер.

6. Наличие подвижных трансформирующихся и стационарных средств и объектов деятельности должно создавать каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности, темпа, сроков и условий ее реализации.

7. Архитектурно-планировочное решение ДОУ должно предусматривать создание условий для совместной деятельности детей разного возраста и разного уровня овладения деятельностью, учитывать местные этно-психологические, культурно-исторические и природно-климатические условия.

8. Система предметной среды в образовательном учреждении должна соотноситься с условиями семьи, жилого массива микрорайона.

9. Все компоненты предметной среды должны быть увязаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметная среда не только является объектом и средством деятельности ребенка, но и носителем культуры педагогического процесса, предоставляет педагогу возможности для творчества, служит поддержанию его личностно-профессионального самоуважения. В настоящее время нельзя допускать депривации деятельности из-за нехватки необходимых развивающих предметных сред. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, рождается апатия.

Огромным резервом творческого развития ребенка является использование новых информационных технологий, которые могут войти в дошкольное детство через игру и другие виды деятельности.

Проектирование развивающей среды ДОУ должно осуществляться на государственном, городском и муниципальном уровнях.

Базовые компоненты развивающей предметной среды

Высокие требования к проектированию развивающей среды детства накладывают соответствующую ответственность на руководство и педагогический коллектив ДОУ. При проектировании должно быть учтено, что существуют базисные компоненты среды, которые образуют целостную систему развивающей среды. Базисные компоненты включают не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства. Разнообразные базовые компоненты дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Для детей, в рамках концепции, должны быть доступны все функциональные помещения ДОУ, включая помещения для взрослых. В отдельные помещения (методический кабинет, кухня) доступ должен быть ограничен, но не закрыт. Детские учреждения должны являться культурными центрами и для родителей, в которых они могут проявить свои таланты.

Базовыми компонентами предметной развивающей среды дошкольного учреждения являются:

- групповые помещения;

- компьютерно-игровой комплекс;

- детская библиотека, видеотека;

- дизайн-студия;

- музыкальный и театрально-танцевальный комплекс;

- физкультурно-оздоровительный комплекс;

- двор-парк на участке дошкольного учреждения;

- места содержания животных во дворе-парке;

- зимний сад и уголки для содержания животных;

- архитектурный облик и внешний вид дошкольного учреждения;

- входы на территорию двора-парка и здание детского учреждения;

- лестничные марши и рекреации;

- общая столовая для детей и взрослых;

- комната отдыха для персонала ДОУ;

- методический кабинет;

- кабинет заведующей;

- кабинет психолога;

- медицинский кабинет;

- помещения, обеспечивающие быт детского учреждения;

- дополнительные помещения.

Указанные помещения в рамках современной концепции развивающей среды являются необходимыми (базовыми) для полноценной организации педагогического процесса. Их проектированию и оснащению должно быть уделено особое внимание специалистов (эргономистов, дизайнеров, психологов, педагогов и др.).

Обозначенные базовые компоненты составляют основу создания вариативных проектов развивающей среды. В каждый проект могут быть включены все компоненты или выделена часть из них. В практике деятельности дошкольного учреждения возможно постепенное наращивание содержания предметной среды, обогащение через введение новых элементов, соблюдая при этом системность, единство масштаба и стиля. Вместе с этим, среда не должна быть загромождена малофункциональными, лишними предметами. Ее функция – обеспечивать каждому ребенку возможность быть занятым интересным, полезным делом.

Проектируя среду развития ребенка, важно учитывать, что разностороннее развитие возможно, если ребенок живет в трех пространствах: сомасштабном действиям его рук (масштаб "глаз – рука"), сомасштабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых. Полноценное развитие не может проходить только в русле детской субкультуры, нужен выход в широкий мир взрослых. Следовательно, среда развития в ДОУ должна иметь три масштаба предметной среды, в которой действует ребенок.

Развивающая среда раскрывает свои возможности ребенку благодаря общению со взрослым в этой среде. С.Л. Новоселова отмечает: "От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности" (5; С. 22). Варианты проектов разных базовых компонентов ДОУ составляют значимую часть работы С.Л. Новоселовой. Некоторые из них представлены в Приложении 2 к тексту лекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: