Общероссийские классификаторы технико-экономической и сервисной информации

Важными средствами информационного обеспечения, прежде всего в таких видах деятельности, как экономика, статистика, банковское дело, таможенное деле, внешнеэкономическая дея­тельность и др., являются классификаторы технико-экономичес­кой и сервисной информации, необходимые для обеспечения интегрированной обработки данных в автоматизированных ин­формационных системах.

Классификаторы ТЭиСИ являются нормативными документами. Классификатор содержит систематизированный свод наименований объектов, представленных как классификационные группировки, и присво­енные им коды.

Классификации и кодированию подлежат социальные и эко­номические объекты и их свойства, информация о которых ис­пользуется в деятельности органов власти и управления и содер­жится в унифицированных формах документов.

В настоящее время разработано и действует 37 общероссийских и продолжающих действовать общесоюзных классификаторов. Сово­купность классификаторов технико-экономической и сервисной информации, а также научно-методических и нормативно-техничес­ких документов по их разработке, ведению и внедрению, а также служб, осуществляющих работы по классификации и кодированию, составляют Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и сервисной информации (ЕСКК ТЭИ).

Каждый клас­сификатор может быть предназначен для однозначной иденти­фикации объекта, передачи информации на расстояние по кана­лам связи или для поиска и логической обработки первичной информации с целью получения и выдачи результатной инфор­мации.

По сфере действия выделяют следующие виды классификато­ров: международные, общегосударственные (общесистемные), отраслевые и локальные классификаторы.

Международные классификаторы входят в состав Системы международных экономических стандартов (СМЭС) и обязатель­ны для передачи информации между организациями разных стран мирового сообщества. СМЭС представляет собой множество стандартных решений по классификационным группировкам и кодированию специальной и экономической информации и фор­мированию источников этой информации. В состав СМЭС вхо­дят классификации Организации Объединенных наций (ООН) и ее специализированных образований.

Второй класс классификаторов образуют общегосударствен­ные (общесистемные) классификаторы, обязательные для орга­низации процессов передачи и обработки информации между экономическими системами государственного уровня внутри страны.

Для выполнения процедур обработки информации и переда­чи ее между организациями внутри отрасли используют отрас­левые классификаторы. В пределах отдельных предприятий ис­пользуют, как правило, локальные классификаторы.

 

ШКАЛИРОВАНИЕ

Под шкалой понимается тот алгоритм, с помощью которого устанавливается соответствие между свойствами социального объекта и свойствами сопоставляемых чисел.[1] В социологии обычно выделяют следующие виды шкал:

номинальные,

порядковые (ранговые),

метрические (шкалы отношений, интервальные).

Номинальная шкала это шкала соответствия сервисный свойств равенства и неравенства соответствующим числовым отношениям с целью отличия одного социального объекта от другого, то есть выявление непересекающихся классов - каждый класс соответствует определенной позиции на шкале. Например, пол: мужской - 1, женский - 2; мужчины: холостой - 1, женатый - 2, разведенный - 3, вдовец - 4. Это закрытые вопросы, то есть все возможные ответы предлагаются респонденту. При этом решаются следующие задачи: во-первых, измеряется количество каждого признака; во-вторых, определяется различие между ними. Для выполнения второй задачи достаточно решить математическое уравнение сравнения равенства или неравенства, при этом первая задача решается методом выбора той или иной категории или числового балла на шкале или применением открытых вопросов, то есть вопросов, в которых дается респонденту возможность дать свой ответ, например, “Ваш возраст?”, “Ваше образование?”, “Ваше отношение к коллективному отдыху? - 1. Мне нравится отдыхать коллективом, 2. Предпочитаю отдыхать один, 3. Предпочитаю незнакомую компанию, 4. Другое, напишите свой ответ” и т.п.

Порядковая (ранговая) шкала это шкала соответствия сервисный свойства равенства или неравенства и их степени выраженности с соответствующими числовыми отношениями. Например, удовлетворенность чем-либо: полностью - 5, скорее да чем нет - 4, трудно сказать - 3, скорее нет - 2, полностью не удовлетворен - 1. Для этого помимо задач, приведенных в номинальных шкалах, необходимо измерить интенсивность выраженности признаков. Чтобы решить эту задачу, достаточно выполнить математического сравнение "больше", "меньше" и расположить признаки в порядке возрастания или убывания, то есть проранжировать.

Метрическая шкала это шкала соответствия сервисный свойств равенства или неравенства и пропорций внутри них с соответствующими числовыми отношениями. Например, равных пропорций - определение возрастных групп: 16-20 лет - 1, 21-25 лет - 2, 26-30 лет - 3; неравных пропорций - срок службы: 1-2 года - 1, 2-5 лет - 2, 5-20 лет - 3, 20-25 лет - 4, более 25 лет - 5.

По форме шкалы могут быть:

вербальные (словесные утверждения);

числовые (баллы);

графические:

На графической шкале респондент должен указать место, соответствующее степени проявления признака (в нашем случае — степень согласия);

смешанные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: