Понятие, возникновение, причины создания, виды, источники формирования и особенности внебюджетных фондов

ТЕМА ЛЕКЦИИ: ЦЕЛЕВЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Понятие, возникновение, причины создания, виды, источники формирования и особенности внебюджетных фондов.

2. Бюджеты внебюджетных фондов.

3. Пенсионный фонд РФ: источники образования, направления и использования.

4. Фонд социального страхования: принципы организации и источники формирования принципы организации и источники формирования.

5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ: принципы организации и источники формирования.

ПОНЯТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ, ВИДЫ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

В странах с развитой рыночной экономикой в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления имеются целевые средства, используемые в качестве дополнительного источника финансирования различных мероприятий и программ. Часть этих средств аккумулируется в специальных финансовых фондах, которые включаются или не включаются в состав бюджетов разных уровней. Это одно из звеньев государственных финансов.

Исторически внебюджетные фонды возникли тогда, когда с расширением своей деятельности государство нуждалось в финансировании все новых и новых расходов. Для этого денежные средства концентрировались в особых фондах и предназначались для строго целевого использования. Они носили, как правило, временный характер и после выполнения государством намеченных мероприятий прекращали свое существование. Большое количество фондов затрудняло управление ими.

Определение. Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов и имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением. В РФ государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне основного федерального бюджета и бюджетов РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В необходимых случаях обособленные государственные внебюджетные фонды могут быть переведены в государственный бюджет.

Таким образом, под внебюджетными фондами как экономической категорией следует понимать денежные отношения, связанные с формированием, распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств, предназначенных для регулирования хозяйственной жизни государства, для решения отдельных государственных, ведомственных и региональных задач и программ, финансирование которых вынесено за рамки государственного бюджета.

Всеобщей причиной возникновения внебюджетных фондов во всех странах является необходимость обособления особенно важных расходов социального и экономического характера в специальную группу и наделение их самостоятельными источниками дохода. Эти средства предназначены для реализации конституционных прав граждан, для создания системы социального и медицинского страхования в стране.

Частные причины, вызывающие необходимость создания внебюджетных фондов:

· нестабильность и кризисные явления в экономике;

· инфляционные процессы;

· наличие государственного внутреннего и внешнего долга в значительных размерах;

· низкий жизненный уровень населения, особенно социально незащищенных слоев;

· введение пенсионного обеспечения;

· необходимость введения социального обеспечения по возрасту, по болезни, по инвалидности, в случае потери кормильца, рождении и воспитании детей и в других случаях, предусмотренных законодательством;

· охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Отметим, что внебюджетные фонды могут быть созданы также для развития отдельных отраслей  экономики, приоритетных проектов, в том числе содержание городского, дорожного хозяйства, решение экологических проблем, ликвидации последствий каких- либо событий и пр.

Таким образом, по социально-экономической сущности под внебюджетным фондом понимается метод перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения, а также отдельных отраслей.

По материальному содержанию под внебюджетным фондом понимается совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти любого уровня и предназначенных для целевого использования.

Внебюджетные фонды хотя и находятся в собственности государства, но являются автономными и изъятию не подлежат. Внебюджетные фонды обладают правами юридического лица.

Внебюджетные фонды в РФ появились в 1991-92 гг. в соответствии с законом РСФСР «Об основах устройства бюджета и бюджетного процесса» от 10.10.91 г., когда распалась централизованная бюджетная система и стала формироваться рыночная экономика.

В РФ решение о создании и ликвидации внебюджетного фонда принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные органы субъектов и местного самоуправления. Они утверждают бюджеты внебюджетных фондов, в отличие от зарубежной практики, где они утверждению не подлежат.

Классификация. Внебюджетные фонды в мировой практике очень многообразны. Они различаются по цели своего создания, объему ресурсов, концентрируемых в них; времени функционирования, механизму формирования и использования средств и классифицируются по различным признакам.

1. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на социальные (финансирование социальных расходов – выплата пенсий, пособий и т.д.), экономические и др. (обеспечение строительства дорог, природоохранных мероприятий). К социальным относятся: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования.

2. В зависимости от источников формирования, назначения, уровней управления внебюджетные фонды подразделяются на: централизованные (федеральные) и децентрализованные (региональные и местные). Пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования – централизованные фонды. Децентрализованные фонды – это территориальные, отраслевые, межотраслевые фонды, предназначенные для решения региональных, местных и отраслевых задач.

Материальным источником формирования является национальный доход, в процессе распределения которого, в основном, создаются внебюджетные фонды.

Особенности внебюджетных фондов:

· за расходами фондов, имеющих целевую направленность, закрепляются соответствующие источники доходов;

· денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов;

· фонды формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

· фонды планируются органами государственной власти и управления, и, имея целевую направленность, контролируются со стороны указанных органов;

· страховые взносы в фонды имеют налоговую природу, размеры взносов устанавливаются законодательно государством и являются обязательными;

· расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного управляющего фонда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: