Логика вопросов и ответов

Цель занятия: познакомить студентов с логикой вопросов и ответов, как необходимой составной части теории аргументации.

Основные понятия: вопрос, ответ, ли-вопрос, что-вопрос, сколько-вопрос, какой-вопрос.

 

План занятия:

Для самостоятельной подготовки к этому вопросу Вам необходимо прочесть соответствующую главу учебного пособия[1].

Вопрос – это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного или базисного знания.

Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание.

1.Виды вопросов. Следует обратить внимание на многообразие видов вопросов, которые могут быть:

А. Корректные и некорректные (по правильности или неправильности постановки).

Б. Ли-вопросы, что-вопросы, сколько-вопросы, какой (кто, какие) - вопросы (по их функциям).

В. Простые и сложные (по наличию или отсутствию в структуре других вопросов).

Г. По существу и не по существу обсуждаемой темы.

 

Упражнение

 

Попробуйте определить, какие из перечисленных вопросов являются корректными.

1. Сколько студентов из вашей группы имеют в этом месяце дни рождения?

2. Сколько студентов выпустил факультет Космических исследований Московской государственной академии водного транспорта?

3. Как звали третью жену А.С. Пушкина?

4. Сколько отличных оценок Вы получили при сдаче вступительных экзаменов в МГАВТ?

 

1.1. Правила постановки вопросов [2]. Обратите внимание на то, что при постановке вопроса следует соблюдать следующие правила:

1. Должна быть четко выражена грамматическая форма вопроса.

2. Вопрос должен быть сформулирован корректно.

3. Следует предусмотреть альтернативность ответа на уточняющие вопросы.

4. Вопрос следует формулировать кратко и ясно.

5. Сложный вопрос предпочтительно разбить на простые вопросы.

6. В сложных разделительных вопросах следует перечислить все альтернативы.

7. Вопросы следует отличать от риторических вопросов (последние есть суждения).

8. Желательно формулировать вопрос в позитивной форме.

 

2.Виды ответов так же разнообразны. Они могут быть:

А. Истинными и ложными.

Б. Прямыми и косвенными.

В. Краткими и развернутыми.

Г. Полными и неполными.

Д. Точными и неточными.

 

2.1. Правила выражения ответов [3].

1. Ответ должен быть ясным, однозначным, кратким.

2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса.

3. Если вопрос некорректен, то в ответе должно быть указание на некорректность.

4. Недопустимо отвечать вопросом на вопрос.

 

 

Упражнение

Дайте характеристику приведенным ответам.

· -Ты сделал задание по английскому языку?

- Я сделал задание по логике и по математике.

· -Кого считают отцом логики?

- Аристотеля.

· -Кого считают отцом логики?

- Какого-то древнего грека.

· -Подготовил ли ты реферат для сдачи его преподавателю?

- Поверишь, я вчера весь день не вставал из-за стола!

· -Скажите, Вы были вчера у Н.?

- А, собственно говоря, зачем Вам это надо знать?

 

Вопросы к теме «Логика вопросов и ответов»

1. Что представляет собой вопрос?

2. Какие виды вопросов Вы знаете?

3. Каковы правила постановки вопросов?

4. Что такое ответ?

5. Какие виды ответов Вам известны?

6. Каковы основные правила формулировки ответов?

 

Литература

Основная

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2004. Гл. 5.

 

Основные понятия модальной логики.

 

Цель занятия: Познакомить студентов с основными понятиями модальной логики.

Основные понятия: модальность, эпистемическая модальность, деонтическая модальность, алетическая модальность

 

План занятия:

1. Понятие модальных понятий, модальных суждений и модальной логики.

2. Эпистемологическая и алетическая модальности.

3. Оценочные модальные суждения и деонтическая модальность.

 

 

1. Модальная логика – это раздел логики, изучающей логические связи модальных высказываний.

Понятие модальных суждений. При подготовке к первому вопросу обратите внимание на общий смысл понятия «модальности». Модальностью суждения называется явно или неявно выраженная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.

Модальные высказывания такие, в которые входят модальные (от лат. modus – мера, образ, способ) понятия, или операторы. Например, это понятия (операторы) «необходимо», «возможно», «невозможно», «обязательно», «запрещено», «безразлично», «лучше» и т.д. Какого либо полного списка модальных понятий нет, они могут выражаться в том или ином контексте различными словами. Модальные понятия конкретизируют качественный характер связи, установленной в высказывании.

Модальный оператор выражается обычно в трех степенях: сильной положительной, слабой, сильно отрицательной.

Истинность модального суждения зависит от истинности того суждения, которое стоит под модальным оператором и от типа модального оператора.

2. Эпистемологическая и алетическая модальности. Посмотрите по толковому словарю, что означают понятия «эпистемологическая модальность»[4] и «алетическая модальность»[5].

Для знакомства с эпистемологической и алетической модальностью используйте приведенную табличку.

 

Операторы Эпистемические модальности Алетические модальности
Сильный положительный Доказано (верифицировано), V. Необходимо, □.
Слабый Проблематично, Р. Возможно, ◊.
Сильный отрицательный Опровергнуто, (фальсифицировано), F. Невозможно, Ø □.

 

2.1. В эпистемологической модальности можно установить следующую связь операторов:

Vp «FØ p

VØ p «F p

Pp «ØVp & ØFp, где «, знак эквивалентности, а р – некоторое суждение.

Изучите вопрос о выражении проблематических суждений в терминах теории вероятности (Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: Юристъ, 2001. С. 97 – 99).

 

Упражнение

1.Покажите, что Vp «ØРØ p.

2.Покажите, что ØVp «F Øp.

 

 

2.2. В алетической модальности выделяют фактическую модальность и логическую модальность. Фактическая модальность связана с положением дел в природе, в объективной реальности, их истинность или ложность определяется положением дел в действительности. Логическая модальность характеризуется тем, что ее истинность или ложность определяется формой суждения.

Обратите внимание, что между логической и фактической модальностью существуют следующие закономерности:

1. Логическая необходимость влечет фактическую необходимость, но не наоборот.

2. Фактическая возможность влечет логическую возможность, но не наоборот.

3. Логическая невозможность влечет фактическую невозможность, но не наоборот.

Или же в кругах Эйлера:

 

 

A
B
C
D
A- Логически необходимое

B - Фактически необходимое

C - Фактически возможное

D - Логически возможное

 

 

Между высказываниями, содержащими алетические модальности, имеют место следующие соотношения:

□р «Ø◊ Øр.

Ø□р «Ø◊р & Ø◊Øр.

◊р «Ø□ Øр.

Упражнение

1.Покажите, что если □р → ◊р, где → знак импликации.

2. Покажите, что если □р → р.

3.Оценочные модальные суждения и деонтические модальности. Для подготовки вопроса об оценочных высказываниях и логике оценок рекомендуем Вам дополнительно к учебному пособию Кириллова В.И., Старченко А.А. следующий учебник: Ивин А.А. Логика для юристов. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004., Гл. 7, § 7.3., 7.4., Гл. 8.

 

Опрераторы Оценочная модальность Деонтическая модальность
Сильный положительный Хорошо Обязывание (O)
Слабый Безразлично Разрешение (P)
Сильный отрицательный Плохо Запрещение (F)

 

3.1.Оценочное высказывание – это высказывание, устанавливающее абсолютную или относительную ценность какого-то объекта. Ценность же можно определить как представление субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект.

Оценочное высказывание включает следующие части:

субъект оценки – лицо (или группа лиц), приписывающее ценность некоторому объекту:

предмет оценки – объект, которому приписывают ценность, или же объекты, ценности которых сопоставляются:

характер оценки – указание на то, является ли оценка абсолютной или относительной, оценивается ли объект положительно или отрицательно:

основание оценки – позиция, с точки зрения которой происходит оценка.[6]

Модальности оценок включают в себя такие понятия (операторы) как «хорошо», «плохо», «безразлично», «лучше», «хуже».

Логика оценок оценивает логическую структуру и логические связи оценочных высказываний.

Например, в логике абсолютных оценок можно выделить следующие необходимые связи (законы).

«Ничто не может быть хорошим и плохим одновременно, с одной и той же точки зрения».

«Ничто не может быть вместе и хорошим, и безразличным».

«Невозможно быть и плохим, и безразличным».

Из логики сравнительных оценок отметьте следующие связи (законы):

«Ничто не может быть лучше самого себя».

«Ничто не может быть хуже самого себя»

«Если одно лучше другого, то второе хуже первого».

Для дальнейшего понимания изучаемого вопроса проанализируйте принцип транзитивности для логики оценок[7].

3.2. Деонтическая модальность – это выраженная в суждении просьба, приказ, совет, предписание, побуждающее кого-либо к конкретным действиям[8].

Среди предписаний можно выделить нормативные предписания, включающие в себя нормы права. Элементами нормы правы являются:

1. авторитет;

2. адресат;

3. диспозиция;

4. деонтическая характеристика нормы;

5. санкция.

При помощи толкового словаря определите значение указанных выше терминов и запишите их в тетрадь.

Рассмотрите и проанализируйте некоторые отношения деонтической модальности:

O(d) «F(Ød).

ØF(d) «P (d).

P(d) «ØO(d) & ØF(d).

Упражнение

1.Покажите, что: ØO(d) «P(Ød).

 2.Покажите, что: O(d) «F(Ød).

Далее, познакомьтесь и проработайте материал, связанный с пониманием «рационально построенной нормативно-правовой системы»[9].

Рационально построенная правовая система должна быть:

1. непротиворечивой;

2. сбалансированной;

3. полной.

 

Упражнения

1. К каким модальностям относятся перечисленные высказывания.

· Возможно, что инопланетяне существуют.

· Из высказывания «Елена – сестра Петра» следует высказывание «Петр – брат Елены».

· Запрещено переезжать железнодорожные пути, если шлагбаум закрыт.

· Вор должен сидеть в тюрьме.

· Плохо, если твои товарищи не помогают тебе в трудную минуту.

· Доказано, что на эвклидовой плоскости сумма углов треугольника равно 180 градусам.

 

2. К каким алетическим модальностям (логическим или фактическим) относятся перечисленные высказывания.

· Возможно, что этот нож был орудием преступления.

· Если этот треугольник правильный, то он имеет равные стороны.

· Действительно, что И. Репин – великий русский художник.

· Если это конъюнктивное сложное суждение, то оно истинно, если истинны оба члена конъюнкции.

 

3. Определите деонтическую модальность суждений и запишите их с помощью необходимых операторов.

· Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

· Никто не может нести ответственность дважды за одно и то же преступление.

· Не сотвори себе кумира.

· Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или к отказу от них.

 

4. Используя необходимые логические операторы, запишите следующие высказывания в виде формул.

· Если высказывание логически возможно, то неверно, что его отрицание является логически необходимым.

· Если высказывание логически необходимо, то неверно, что его отрицание логически возможно.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: