Учебной деятельности студентов

Специфика учебной деятельности студентов вуза в отличие от детей дошкольного и младшего школьного возраста определяется тем, что она имеет развитую форму. По мнению Д.Б. Эльконина, учебная деятельность активно формируется в младшем школьном возрасте и к окончанию начальной школы должна быть сформирована в единстве и целостности своих структурных элементов [52]. Между тем данные эмпирических исследований учебной деятельности студентов показывают, что далеко не у всех выпускников школы учебная деятельность и навыки учебной работы сформированы в достаточной для вузовского обучения степени. И.М. Слободчиков отмечает, что наибольшие трудности в обучении студентов, связанные с недостатками в организации учебной деятельности, возникают в начале первого семестра (отсутствие навыков самостоятельной учебной работы, неумение конспектировать лекции, работать с учебниками, находить знания в первоисточниках, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли). На старших курсах эти трудности уходят, но появляются другие – отсутствие навыков самообразования, творческого подхода к изучаемым дисциплинам [44]. На основе анализа дидактических трудностей в процессе адаптации студентов к вузу М.В. Буданова-Топоркова делает вывод о том, что низкая успеваемость студентов обусловлена не столько низким уровнем школьных знаний, сколько недостаточной сформированностью индивидуально-психологических качеств, обеспечивающих деятельность студента в процессе вузовского обучения, таких как: готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки [12].

Развитая форма учебной деятельности предполагает высокий уровень самостоятельности (самообучение) и личностной зрелости субъекта деятельности. Исследователи психологии студенчества отмечают, что соответствующий вузовскому обучению возрастной период от 17 до 23 лет характеризуется становлением социально зрелой личности, идентичности, усилением сознательных мотивов поведения, коррекцией самооценки, преобразованием всей системы ценностных ориентаций (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др.). Вместе с тем, студенческий возраст - период значительного развития теоретического мышления (Н.С. Лейтес), сложнейшего структурирования интеллекта (Б.Г. Ананьев), формирования специальных способностей в связи с профессионализацией (Э.Ф. Зеер). Все это дает основание называть студенческий возраст периодом становления личности и интеллекта.

Изучение студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории было начато в научной школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реан и других авторов накоплено значительное количество теоретико-эмпирических данных, позволяющих составить социально-психологический портрет студенчества. В то же время исследования психологии учебной деятельности студента, ее структуры и динамики в процессе вузовского обучения, в сравнении с имеющимися представлениями об учебной деятельности школьников, практически отсутствуют.

Для изучения психологической структуры учебной деятельности студентов в нашем исследовании использовались теоретические положения системогенеза профессиональной деятельности; понятийный аппарат, разработанный нами для исследования учебной деятельности на этапе школьного обучения; исследовательские стратегии и методические приемы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных, разработанные в исследованиях системогенеза профессиональной деятельности и адаптированные нами в исследовании учебной деятельности [32, 33,35, 36, 37 и др.]. В основу исследования положена гипотеза о том, что психологическая структура учебной деятельности студентов соответствует общей архитектуре деятельности, а ее генезис подчиняется закономерностям системогенеза деятельности, установленным в отношении школьной учебной деятельности и профессионального обучения.

В контексте исследования проблемы готовности студентов к обучению в вузе на основе теоретического анализа содержания и условий вузовского обучения и результатов пилотажных исследований Т.В. Жукова определила компонентный состав психологической структуры учебной деятельности студентов гуманитарных и педагогических специальностей [34].

Для исследования уровня сформированности учебной деятельности студентов разработана комплексная методика, направленная на диагностику УВК и психологической структуры учебной деятельности в целом («КДГс» [35, 36]). Методика включает 14 субтестов (по числу УВК). Стандартизация методики проводилась на выборке 200 человек, распределение результатов по каждому субтесту соответствует нормальному. Предварительная статистическая проверка методики позволяет говорить о высоких показателях надежности и валидности. Для обработки результатов тестирования, их хранения и систематизации разработана компьютерная программа. Методика КДГс внедрена в работу Психологической службы ЯГПУ и используется для диагностики учебной деятельности студентов на всех курсах обучения.

На теоретическом уровне было установлено и подтверждено эмпирически, что психологическая структура учебной деятельности студентов соответствует общей архитектуре деятельности (в соответствии с концепцией В.Д. Шадрикова) и включает пять функциональных блоков: личностно-мотивационный, целевой, блок представлений о содержании деятельности и способах ее реализации, информационный блок, блок управления деятельностью и принятия решений. Было выделено 14 учебно-важных качеств, определяющих содержание ПСДу студентов (Табл. 9).

Таблица 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: