Анализ субъективных целей

Учебной деятельности учащихся

Параллельно с исследованием представлений о целях образовательной деятельности педагогов мы проводили исследование субъективных представлений учащихся о целях их деятельности. В качестве методов сбора информации выступали: устный и письменный опрос (с использованием прямых, косвенных и проективных процедур), изучение продуктов деятельности, метод проективного рисунка. Общий объем выборки – более 700 человек.

Для удобства анализа все ответы школьников были объединены по следующим возрастным группам: начало школьного обучения – 1-2 классы; завершение начального образования - 3-4 классы; начало средней школьной ступени – 5-6 классы; завершение средней ступени - 8-9 классы; старшая ступень – 10-11 классы.

Таблица 1

Субъективные цели деятельности учеников

Возраст учеников Наиболее часто встречающиеся субъективные цели деятельности
1 - 2 классы Учиться, учить уроки; научиться читать, писать и пр.; получать хорошие оценки; отвечать; выполнять, что скажут; получать знания, знания по предметам (математике, русскому и пр.; научиться всему; прилежно себя вести
3 -4 классы Учиться; учиться читать, писать и пр.; получать оценки; выполнять конкретные задания; быть послушным, выполнять требования
5 - 6 классы Читать, писать, решать и пр.; получать знания; изучать, хорошо знать разные предметы; получать хорошие оценки; думать, мыслить; дружить и иметь много друзей.
8 -9 классы Общаться с друзьями; получать хорошие знания; изучать предметы; писать, решать задачи и пр.; мыслить, получать хорошие оценки; хорошо закончить школу
10 -11 классы Получать хорошие знания; знания по предметам, которые пригодятся в будущем; улучшить оценки и получить хороший аттестат

 

Как видим, в целом принципиальных отличий наиболее распространенные цели не имеют, не зависимо от возраста. Хотя с возрастом растет роль хорошей оценки как непосредственной цели деятельности, появляются не только ближайшие цели, но и дальние, изменяются критерии важности при выборе учебных предметов.

Таким образом, детские формулировки страдают либо неполнотой и высокой степенью обобщенности, либо избыточной конкретикой. Представления о целях учебной деятельности у школьников принципиально не отличаются, не зависимо от возраста учащихся, хотя представления о специфике учебной деятельности претерпевают довольно существенные изменения, расширяются, уточняются, становятся более адекватными реальности. В представлениях детей крайне редко встречаются цели, касающиеся личностного изменения, что еще раз ставит под сомнение реалистичность большинства «воспитательных» целей педагогов, отмечаемых ими как ведущие в своей деятельности.

Диапазон целей-ожиданий, которые можно считать важными для школьников, гораздо менее широк, чем у педагогов (см. табл. 2).

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: