Для потроения эллипса погрешности необходимо измерить 2 навигационных пареметра. НП после некоторой математической обработки преобразовываются в унифицированные линии положения, оснванные на использовании величины градиента g и его направления t, после чего графическим способом на карте или планшете определяется место судна.
Если, изолиния показывает постоянное значение навигационного параметра, то градиент показывает направление и величину его изменения, разумеется, градиент всегда направлен перпендикулярно изолинии.
(40) |
,
то есть показывает, как изменяется навигационный параметр с расстоянием.
Один из простых, но показательных случаев, расчёт градиента глубин. Снимаем разность глубин, на рисунке – DU=10 метров, измеряем расстояние между изолиниями – D n=0,4 мили, направление градиента идёт по увеличению глубины.
Рассчитываются модули g1 и g2 градиентов навигационных параметров и их направления t1 и t2;
Если до берегового ориентира расстояние D = 1 миля, то для смещения линии положения тоже на 1 милю мы должны снять пеленг на этот ориентир с ошибкой в 1 радиан = 57,3° (если до маяка D = 57,3 мили → ошибка в пеленге = 1°).
Значит, для пеленга:
Значение градиента навигационного параметра означает: на какую величину нужно ошибиться в получении (измерений) навигационного параметра, чтобы линия положения сместилась точно на одну милю.
(18.15) |
Расчитываются смещение ЛП
;
Расчитать СКП смещение ЛП
(44) |
mнп – СКП навигационного параметра,
g – его градиент
Она показывает, на сколько линейных единиц смещается ЛП при заданной величине СКП. Величину mнп называют смещением ЛП или полосой ЛП, т.к. при изменении абсолютного значения Uo, на величину ±mнп провести соответствующие этим значениям U'= Uo – mнп U''= Uo+ mнп границы, которые определят среднеквадратическую полосу положения.
Для построения необходимо рассчитать градиент лп
Для строгого построения эллипса погрешностей рассматриваются векториальные ошибки , линии положения 1 и 2 по направлению ЛП2 и ЛП1.
Учитывая, что вектора - сопряжённые полуоси эллипса используют теорему Аполлония
(45) |
или
(46) |
Где a угол, определяющий направление большой полуоси эллипса, который всегда откладывается внутри острого угла Q от более точной ЛП.
Ещё один способ расчета эллипса погрешностей по 2-м ЛП, заключается в использовании таблицы прил. № 5 к МТ-75 Аргументами для входа в таблицу служат величины
(47) |
Таблица приложений S составлена по преобразованным формулам Аполлония.
(48) |
Рис. 18.10. Погрешность обсервованного места судна
1. Рассчитать градиенты g линий положения
2. Рассчитать смещение всех ЛП:
3. Определить абсолютные веса ЛП
4. Найти вероятнейшее место судна центрографическим способом или штурманским приемом. Вероятнейшее место судна – центр эллипса погрешностей.
5. Построить полигон весов.
В свободном месте карты в крупном масштабе строят векторную сумму абсолютных весов под двойными углами 2bi каждой ЛП к меридиану.
Величина результирующего вектора построения дает величину в масштабе построения, а его угол с его угол с Nu равен 2b0.
Арифметическая сумма даст величину
(50) |
решив систему уравнения полуосей эллипса получим:
(51) |
веса полуосей эллипса
6.
(52) |
7. Под углом b к Nu c центром в вероятнейшем месте судна построить эллипс погрешностей, который двумя взаимноперпендикулярными ЛП в виде осей эллипса эквивалентен информации всех исходящих ЛП.
Вероятность нахождения места судна внутри эллипса 0,39, а для выполнения требований ИМО строят эллипс с полуосями, увеличенными в 2,5 раза.