Причины нарушения зрения

 

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительные затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушением зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Причины, вызывающие нарушение зрительной функции, бывают врожденные и приобретенные. Приобретенные аномалии зрения распространены больше, чем врожденные.

Причины врожденных нарушений:

- воздействия различных патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и другие инфекции, воспалительные процессы, нарушения обмена веществ);

- воздействие генетических факторов (микрофтальм – уменьшение размеров одного или обоих глаз, редко встречается анофтальм – безглазие, катаракта – помутнение хрусталика, пигментная дистрофия сетчатки – сужение поля зрения до полной его потери, астигматизм – аномалия рефракции).

Иногда встречаются нарушения зрения, обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями, сопровождаемые повышенной утомляемостью и головными болями.

Причины приобретенных аномалий:

- следствие перенесенных детских болезней (корь, скарлатина, дифтерия и др.);

- внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния;

- травмы головы вследствие осложненных родов;

- различные травматические повреждения мозга (ушибы или ранения головы) и глаз в послеродовой период;

- менингит, менингоэнцефалит, осложнения после гриппа.

Приобретенные аномалии: глаукома – повышения внутриглазного давления и изменения в тканях глаза, атрофия зрительного нерва – нарушение связи между сетчаткой и зрительными центрами.

Нарушения зрения делят на глубокие и неглубокие.

Глубокие нарушения зрения – связаны со значительным снижением таких важнейших функций, как острота, поле зрения.

Неглубокие нарушения зрения – нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм), нарушение цветоразличения (дальтонизм, дихромазия), нарушения характера зрения (нарушение бинокулярного зрения), гарушения остроты зрения (миопия, астигматизм, амблиопия).

 

Классификация детей с нарушениями зрения

Слепые (незрячие) – лица с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся цветоощущением, либо остаточным зрением.

Различают следующие потери зрения:

- абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (цветоощущение и цветоразличение);

- практическая слепота, при которой сохраняется цветоощущение на уровне различия света от темноты;

- остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук, расположенные возле лица обследуемого, различать контуры, силуэты и цвета предметов непосредственно перед глазами.

Большинство слепых имеют остаточное зрение.

По времени потери зрения слепых подразделяют на слепорожденных и рано ослепших, т.е. лишившихся зрения после трех лет жизни.

Слабовидящие – люди с остротой зрения от 0,05 до 0,4 диоптрий на лучше видящем глазу с коррекцией его обычными очками (0,1 диоптрия – каждый ряд таблицы на расстоянии 5 м, 10 строка – 1, 0 диоптрия).

Главное отличие слепых от слабовидящих: у слабовидящих зрение остается основным средством восприятия.

 

Особенности психического развития детей с нарушением зрения

 

Фактор времени наступления утраты зрения имеет существенное значение для психофизического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны психофизические особенности и своеобразие развития, что проявляется в различных вторичных отклонениях. 

Органические расстройства зрительного анализатора провоцируют возникновение у детей ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребенка со зрительной депривацией. Проявляются следующие негативные реакции: неуверенность, пассивность, самоизоляция; неадекватное поведение; агрессивность; эмоциональное напряжение.

Особенности внимания.

- из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений),

- низкий объем внимания, хаотичность, переход от одного вида деятельности к другому;

- заторможенность: инертность, низкий уровень переключаемости внимания;

- рассеянность (из-за переутомления вследствие длительного воздействия слуховых раздражителей).

Особенности памяти.

Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания.

У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти.

Запоминание у незрячих точных и простых движений требует 8-10 повторений, а у нормально видящих 6-8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия слепым и слабовидящим детям требуется большее количество повторений, т.к. при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа.

Особенности восприятия.

У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено, нарушена целостность восприятия. У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Поздно ослепшие дети имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки, благодаря этому они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал. Их движения выглядят более уверенными, точными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: