Задачи, средства, коррекционная направленность, методы

 

Задачи АФВ в специальных (коррекционных) школах III-IV видов:

- воспитание гармонически развитого ребенка;

- укрепление здоровья;

- воспитание волевых качеств;

- обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;

- развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.

Специальные коррекционные задачи:

- охрана и развитие остаточного зрения;

- развитие навыков пространственной ориентировки;

- развитие и использование сохранных анализаторов;

- развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение;

- укрепление мышечной системы глаза;

- коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;

- коррекция скованности и ограниченности движений;

- улучшение и укрепление ОДА;

- развитие коммуникативной и познавательной деятельности.

Средства АФВ:

- передвижения (ходьба, бег, подскоки);

- ОРУ без предметов и с предметами (озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели).5 кг, гимнастические палки);

- упражнения на снарядах (скамейка, бревно, гимнастическая стенка, кольца, перекладина);

- упражнения на формирование навыка правильной осанки;

- упражнения для укрепления сводов стопы;

- упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата;

- упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой системы;

- упражнения для развития равновесия, координационных способностей;

- упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий;

- упражнения на расслабление;

- упражнения для развития мелкой моторики рук;

- специальные упражнения для развития зрительного тренинга;

- плавание;

- лыжная подготовка.

Коррекционная направленность АФВ

 В процессе АФВ детей с нарушением зрения учитывают

- возраст и пол;

- результаты медицинского обследования и рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, хирурга, педиатра, невропатолога

- степень и характер зрительного нарушения; поля зрения, остроты зрения;

- состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и другие заболевания);

- исходный уровень физического развития;

- состояние ОДА и его нарушения;

- наличие сопутствующих заболеваний;

- способность ребенка к пространственному ориентированию;

- наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта;

- состояние и возможности сохранных анализаторов;

- способность восприятия учебного материала;

- состояние нервной системы.

Особое внимание уделяется детям младшего школьного возраста, когда глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и офтальмологическое заболевание может прогрессировать. Поэтому в урок включаются специальные упражнения для охраны зрения, для улучшения кровообращения в тканях глаза, для снятия утомления глаз.

АФВ строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей.

Широко используются на занятиях звуковые (озвученные мячи), осязательные (полоса на чехле для матраса), обонятельные ориентиры (мяч с запахом ванилина).

Для стимуляции двигательной активности создаются ситуации успеха, акцент на активизацию работы сохранных анализаторов (слухового, осязательного, обонятельного, зрительного).

Методы и методические приемы обучения.

Особенности применения метода практического упражнения:

- выполнение упражнений в облегченных условиях (бег под уклон);

- использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные);

- использование имитационных упражнений (велосипед);

- подражательные упражнения;

- использование страховки, помощи и сопровождения;

- использование изученного движения в сочетании с другими действиями;

- использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки;

- изменение внешних условий выполнения упражнений: на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне;

- использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу);

- изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, музыкальное сопровождение).

Особенности применения метода наглядности:

- рассматривание предмета по частям;

- определение формы предмета, поверхности, качества, цвета;

- целостное восприятие предмета;

- насыщенность и контрастность цветов (красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета);

- демонстрация движения в поле зрения ребенка;

- использование подхода «целое-часть-целое».

Особенности применения словесного метода:

- объяснять как можно проще;

- используйте предпочитаемый ребенком способ общения;

- комментируйте выполнение упражнения, используя для этого точные однозначные описания «Держи ракетку вот так».

Особенности стимулирования двигательной активности:

- поощрение детей;

- создание условий успеха;

- участие педагога в игре.

Особенности регулирования нагрузки:

- варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, уровня их физической подготовленности;

- варьировать физическую нагрузку, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания, пальчиковую гимнастику;

- воздерживаться от длительной статической нагрузки с поднятием тяжести, упражнений высокой интенсивности, которые могут повышать внутриглазное давление;

- учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;

- наблюдать за самочувствием занимающихся.

Специфика занятий физическим воспитанием:

Особенность: задержка двигательного развития, в том числе страх перед резкими движениями, ограниченные возможности для активных игр.

Рекомендации: поддерживать и поощрять движения, показывая их и объясняя, что двигаться не опасно.

Особенность: ученики с частичным нарушением зрения удерживают голову в определенном положении, необходимом для максимального использования зрения. Шаркающая походка, сутулые плечи, наклоненное вперед тело.

Рекомендации: вербальные или физические подсказки как напоминание ребенку о необходимости сидеть прямо. Упражнения для исправления осанки.

Особенность: может наблюдаться задержка формирования ощущения своего тела и способности удерживать равновесие.

Рекомендации: занятия такими видами активности как танцы, йога.

Особенность: многие имеют медленную, скользящую походку: укорочение шага, замедление темпа ходьбы, скольжение ноги над поверхностью пола, увеличение продолжительности фазы опоры.

Рекомендации: упражнения спринтера.

Формирование самостоятельности учащихся:

1.Формирование положительного отношения ко всем ученикам. Отношение учителя является главным фактором, определяющим атмосферу в классе.

2.Поощрение стремления к занятиям двигательной активностью у всех учащихся. Пример: «слепая от рождения девочка очень хорошо плавала, при этом ей казалось, что она совершенно неспособна научиться нырять. Когда ее спросили, почему она не может плавать под водой, она ответила: «Если я буду плавать под водой, меня никто не будет видеть. Мне от этого очень страшно». После того как ей объяснили, что чистая вода прозрачна и сквозь нее все видно, девочка изменила свое мнение.

3.Помогайте родителям увидеть возможности их детей. Часто у детей отсутствует возможность попробовать дома что-то новое (деятельность, игры). Родители их ограничивают.

4.Ставить перед учениками такие задания, которые они могли бы выполнить. Отмечайте все достижения ученика.

5.Старайтесь, чтобы ученик во время урока двигался максимально самостоятельно.

Упражнения, призванные помочь развить желание двигаться:

- мяч с погремушкой внутри. Ходьба, бег, ползание за мячом, удары по мячу ногой;

- «Качели». Двое взрослых осторожно раскачивают большой кусок ткани с ребенком внутри, взятый за края так, чтобы образовалась лодочка;

- сползание по наклонной плоскости к источнику звука;

- детский самокат;

- толкание медбола в направлении источника звука;

- прыжки на детском батуте (страховка);

- изучение движений. Поместите ребенка на мат и попросите его двигаться вперед, назад, вставать, опускаться, двигаться быстро, медленно.

 

2.2. Противопоказания к физическим упражнениям

При наличии заболеваний: свежая травма оболочек глазных яблок, дегенерация или отслойка сетчатки, дистрофия роговицы, опухоли мозга или глаза, глаукома, катаракта, миопия высокой степени, подвывих хрусталика, противопоказаны следующие виды спорта: прыжки в воду, тяжелая атлетика, бокс, борьба, хоккей, футбол, баскетбол, велоспорт, горнолыжный спорт, мотоспорт.

При нарушениях зрения противопоказаны:

- резкие наклоны;

- прыжки;

- упражнения с отягощением;

- акробатические упражнения (кувырки. Стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой);

- соскоки со снарядов;

- упражнения с сотрясениями тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы;

- упражнения высокой интенсивности;

- длительные мышечные напряжения и статические упражнения;

- нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках.

Слабая степень миопии (до 3д) не является препятствием для занятий спортом. Показаны без ограничений плавание, легкая атлетика (отдельные виды), настольный теннис, художественная гимнастика, туризм, шашки, шахматы, бадминтон, лыжи. Циклические упражнения, упражнения умеренной интенсивности оказывают благоприятное воздействие на зрение. Выбор вида спорта согласовывается с врачом офтальмологом.

Опасен для здоровья не вид движений, а методика проведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: