Особенности физического воспитания младших школьников

С нарушением зрения

Физическое воспитание слабовидящих детей – одно из важных средств всестороннего их развития. Процесс физического воспитания для них имеет свои особенности, учитывающие характер нарушения.

В школах для слабовидящих детей физическое воспитание является одним из важнейших средств всестороннего развития детей и подготовки, приобщения их к трудовой деятельности. Физическое воспитание слабовидящих младших школьников имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии.

 Однако офтальмологи указывают на то, что физическое воспитание должно проводиться с учетом возраста, состояния здоровья и зрения учащихся (Белецкая и др., 2000). Допустимая для каждого конкретного учащегося физическая нагрузка должна определяться врачом-офтальмологом и педиатром в начале учебного года. Детям с высокой близорукостью, глаукомой, афакией, подвывихом хрусталика и другими заболеваниями противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы вниз, подъемами тяжестей, сотрясением тела. Эти школьники могут выполнять комплекс упражнений, исключающий те движения, которые им противопоказаны.

Неотъемлемая часть физического воспитания – закаливание. Оно включает ряд мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к влияниям внешней среды, особенно к воздействию различных метеорологических факторов.

Сущность закаливания заключается в систематической тренировке терморегулирующих механизмов. Наиболее доступные средства закаливания – солнце, воздух и вода (Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян, 2000).

Основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развивать те или иные качества удается с трудом.

Кроме того, младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

У детей с ослабленным зрением достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать учебный материал теоретических дисциплин и физкультурных программ обучения, но в более долгие сроки.

Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000).

Физкультурная активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

Направленное использование физической культуры в воспитании детей младшего школьного возраста предусматривает решение задач.

Одной из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате нарушения зрения.

В соответствии с новыми подходами к обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения и, исходя из личностно-ориентированного подхода к процессу развития зрительного восприятия, представляется целесообразным перечислить задачи, которые необходимо реализовать в процессе работы.

При многообразии форм, приемов и методов работы по развитию зрения педагог должен ориентироваться на реализацию шести групп задач.

  Первая группа задач направлена на расширение и коррекцию у детей с нарушением зрения предметных представлений и способов обследование предметов через расширение и углубление знаний о предметах окружающего мира; формирование способов обследования предметов; формирование системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации); формирование обобщающих понятий.

  В ходе реализации данных задач можно использовать приемы работы, направленные на формирование представлений о предметах таких родовых понятий, как овощи, фрукты, растения, посуда, одежда, транспорт, животные и др. Необходимо помнить, что именно формирование, коррекция, расширение предметных представлений не только дают ребенку способность узнавать предметы в натуральном виде и их изображения, но и позволяют ему научиться последовательно рассматривать, выделять главные отличительные признаки предметов одного вида и рода, узнавать по ним предметы в новых усложненных условиях восприятия и в новых причинно-следственных связях и др.

  Необходимо помнить, что важным условием при обучении младших школьников с нарушениями зрения является активное и всестороннее использование педагогом одного и того же объекта восприятия, например, предъявление, ранее обследованного предмета в условиях искажения одного из свойств (перекрытие контура, контурное изображение и др.) или изменение его пространственного положения в группе предметов и т.д.

  Вторая группа задач направлена на повышение уровня сенсорной готовности к школьному обучению путем формирования у младших школьников с нарушениями зрения зрительных сенсорных эталонов через расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов; обучение навыкам использования этих эталонов при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира; развитие сенсорных обследовательских действий.

  В процессе работы с детьми педагог должен стремиться развивать такие сенсорные операции как узнавание, локализация из множества, соотнесение, сравнение и другие.

  В то же время при проведении данной работы необходимо помнить, что для детей с нарушениями зрения характерно своеобразие зрительного восприятия свойств предметов внешнего мира. Так, в процессе локализации заданного цветового объекта из множества цветовых объектов, сравнении и соотнесение заданных цветов дети с нарушениями зрения испытывают зрительные трудности. Характерным для детей с нарушениями зрения является отнесение объектов светло-оранжевого цвета к объектам желтого цвета, фиолетового – к синему цвету, коричневого – к черному.

 Особые затруднения, как показывают экспериментальные данные, дети с нарушениями зрения испытывают при необходимости узнать, локализовать, соотнести ранее усвоенную форму, если объект восприятия предлагается им в новом пространственном положении.

Третья группа задач предполагает формирование у детей потребности использования зрительных умений и навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов окружающей действительности, что оказывает положительное влияние на всю аналитико-синтетическую деятельность. В частности, использование программного материала предполагает обучение детей способности определять и рассказывать о месте и времени событий сюжета, о действующих лицах, оценивать происходящее путем детального, последовательного и целостного восприятия изображенного.

Четвертая группа задач состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подгрупп:

- направлена на развитие восприятия глубины пространства; обучение детей применять полученные знания в практической деятельности; формирование измерительных навыков; развитие точности восприятия; развитие способности оценивать глубину пространства на полисенсорной основе. Например, показать детям на большом пространстве, что предмет, перекрывающий контур другого, расположен ближе, а перекрываемый – дальше;

- направлена на развитие у детей способности ориентироваться в пространстве посредством освоения пространственных представлений; расширения опыта социальных навыков. Например, учить детей зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов, определять изменение места его расположения.

Пятая группа задач предполагает активное использование средств педагогического воздействия на развитие зрительных функций.

В первую очередь сюда относится необходимость научить ребенка при восприятии окружающего максимально использовать свои потенциальные зрительные возможности. Решение этой задачи осуществляется путем усложнения наглядного материала и содержания дидактических упражнений. На развитие прослеживающей функции глаза направлены дидактические игры и упражнения «обведи по контуру», «проследи путь», «дополни контур» и др.

Шестая группа задач направлена на обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий ребенка и совершенствование зрительно-моторной координации.

Данные тифлопсихологии и тифлопедагогики свидетельствуют о том, что дефект зрения значительно осложняет ребенку формирование мануальных обследовательских действий (нарушена функция контроля), что в свою очередь отрицательно влияет на дальнейший ход развития зрительного восприятия. Например, развивать сравнительные практические действия (пробное прикладывание объектов друг к другу, наложение одного объекта на другой).

Одним из проявлений реализации данной задачи в условиях начального обучения является развитие у ребенка с нарушениями зрения зрительно-моторной координации.

Решение этой задачи предполагает тренировочную деятельность детей в проведении прямых непрерывных линий, линий кривых и изогнутых под различными углами от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу (В.И. Никулина, 2002).

В системе физического воспитания в школах для слабовидящих школьников важное место занимают внеклассные мероприятия по физическому воспитанию.

  Практически оправданными формами занятий в режиме школьного дня детей с нарушениями зрения являются:

1. Гимнастика до занятий.

2. Физкультурные минутки на уроках.

3. Игры и спортивные развлечения на больших переменах.

4. Ежедневные занятия физическими упражнениями (по 1 часу) во внеучебное время по специальной программе (в секционных занятиях под руководством воспитателей, физкультурных организаторов, инструкторов).

5. Участие в соревнованиях по доступной программе.

6. Индивидуальные формы занятий: индивидуальная гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия физической культурой

  Гимнастика до занятий. Перед первым уроком ежедневно проводится утренняя гимнастика. Продолжительность 10-12 минут. Руководство организацией утренней гимнастики осуществляет учитель физкультуры. Непосредственное проведение ее возлагается на воспитателей, учителей – предметников и старшеклассников, прикрепленных к отдельным классам.

На год разрабатывается 7-8 комплексов упражнений утренней гимнастики, которые меняются через 3-5 недель. Выполнение комплекса начинается с ходьбы на месте (в помещении), а на открытом воздухе – с ходьбы по кругу. После ходьбы можно дать медленный бег по дорожке площадки.

Длительность бега с каждым месяцем постепенно увеличивается. На первых этапах длительный бег целесообразно чередовать с ходьбой: 10м ходьбы и 50м медленного бега. Осенью этот комплекс повторяется 3-4 раза, а затем доводится до 7-8, в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья занимающихся детей.

Весной в программу утренней гимнастики (при проведении на открытом воздухе) включается медленный бег. Продолжительность медленного бега должна составлять 4-6 минут для детей младшего школьного возраста.

Для выполнения медленного бега школьники под руководством общественников – инструкторов объединяются в группы, составленные с учетом физической подготовленности детей с нарушениями зрения.

  После бега они собираются в круг для выполнения комплекса общеразвивающих упражнений.

  В комплекс включаются упражнения, направленные на разогревание различных мышечных групп. Обязательными составными частями комплекса являются упражнения: для мышц верхнего плечевого пояса, мышц тазового пояса, туловища (наклоны, повороты), коррекции недостатков типичных отклонений в физическом развитии детей.

  Для проведения гимнастики до занятий могут служить: спортивный зал, школьные коридоры, а в теплую погоду – пришкольный участок, спортивная площадка, стадион.

Физкультминутки. Занятия по общеобразовательным дисциплинам и уроки труда приводят к снижению работоспособности организма детей. С целью повышения работоспособности и ускорения восстановительных процессов у детей после умственных и однообразных трудовых нагрузок в уроки вводятся физкультминутки. Длительность физкультминуток 2-3 минуты. В младших классах желательно их проводить на 2-4 уроках.

 В комплекс включается 3-4 упражнения для мышц кисти и рук, ног и туловища.

При выполнении упражнений особое внимание необходимо обращать на дыхание. В младших классах упражнения выполняются под руководством учителя.

 Содержание комплекса упражнений на уроках труда несколько отличается от комплексов, выполняемых на других уроках. На уроках труда, помимо упражнений общеразвивающего характера, выполняются, если позволяют условия, ходьба и бег на месте. Такая нагрузка заметно повышает работоспособность организма детей.

Необходимо также воспитывать у детей потребность выполнять упражнения в процессе самостоятельной подготовки к урокам.

Физкультурные мероприятия во время большой перемены. Могут быть организованы игры с элементами спортивных игр и подвижные игры (Б.В. Сермеев, 1983).

 Помимо подвижных игр, рекомендуются прогулки длительностью 5-10 минут. С этой целью около школы необходимо проложить дорожки. Прогулки, как правило, совершаются маленькими группами. Состав групп подбирается самостоятельно.

Детей младшего школьного возраста привлекают гимнастические снаряды: бревно, перекладина, гимнастическая стенка и др. На этих снарядах они выполняют простые и смешанные висы, ходьбу по бревну с различными движениями, лазанье по канату и гимнастической стенке и т.д. (Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян, 2000). 

 Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:

  1) физические упражнения;

  2) оздоровительные силы природы;

  3) гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Физические упражнения – это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой – как процесс многократного повторения (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2003).

Физические упражнения принято делить на группы в зависимости от признака:

- по анатомическим признакам. Например, упражнения для мышц рук, ног, брюшного пресса;

  - по воспитанию физических качеств. Например, воспитание выносливости, ловкости;

- по признаку биомеханической структуры движения. Например, циклические, ациклические, смешанные;

  - по физиологическим признакам. Например, в зависимости от зоны мощности;

  - по признаку педагогической направленности. Например, соревновательная, общеподготовительная (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2003).

  Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на

организм занимающихся детей.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

  1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся школьников. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

  2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

Само здоровье человека зависит от того, как он использует эти оздоровительные силы природы. Например, солнце: принимая солнечные ванны, вырабатывается витамин Д, который противостоит рахиту, улучшает настроение. Вода: носит чисто гигиеническое значение, способствует закаливанию. Воздух: улучшается вентиляция, обогащается кислородом кровь.

Гигиенические факторы стимулируют развитие адаптивных свойств организма. Сюда относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2003).

Наиболее эффективными средствами являются:

  - гимнастические и акробатические упражнения (построения и перестроения, ОРУ с предметами и без предметов, упражнения в лазаньи и перелезании, в равновесии, танцевальные упражнения);

  - легкоатлетические упражнения (ходьба, медленный бег, прыжки в длину с места, преодоление полосы препятствий, метание малого мяча на дальность и в цель из разных исходных положений правой и левой руками);

  - лыжная подготовка (скользящий и ступающий шаг, передвижение попеременным двухшажным ходом, подъемы и спуски с небольших склонов, повороты на лыжах на месте и в движении);

  - плавание (специальные плавательные упражнения по освоению с водной средой);

  - подвижные игры. Их содержание составляют двигательные действия, которые хорошо освоены школьниками. Учебной программой предлагается количество подвижных игр, направленных на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий.

 Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обуславливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся школьников.

  1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье и т.п.).

  2. На одном уроке целесообразно решать не более 2-3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.

  3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.

  4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятия с детьми в возрасте до 10 лет.

  5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений, а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.

  Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме. Например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.

У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания).

 Плаксина Л.И. в своей программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для школ) рекомендует обращать внимание на уроках физической культуры на преодолении боязни движения у детей, обучению ориентировки в пространстве.

Автор считает, что учащиеся должны овладеть большим набором общеразвивающих упражнений для рук, ног, туловища с предметами (большие и малые мячи) и без предметов.

Значительное место в обучении должны занимать упражнения на координацию и точность движений, метания в цель и на дальность. Автор также отмечает, что важное значение в решении задач физического воспитания в 1 – 4 классах придается подвижным играм.

 По мнению Л.И.Плаксиной (1997), игры должны быть подобраны с учетом коррекции двигательных нарушений и направлены на развитие слуховой, зрительно-двигательной ориентировки и координации движений. Они должны содержать элементы общеразвивающих упражнений, построения и перестроения, упражнения с бегом, прыжками, метанием, лазаньем и перелезанием. При этом автор акцентирует внимание на том, что в процессе физического воспитания необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Для этого рекомендуется тщательно изучать их возможности, учитывать данные медицинских осмотров, результаты педагогических наблюдений и контрольных испытаний.                    

  Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных упражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески воспроизвести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, то есть решать разные педагогические задачи.   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: