Особенности физического воспитания дошкольников с нарушением зрения

 

Нарушения зрения в дошкольном возрасте разнообразны по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Основной контингент дошкольных учреждений специального назначения составляют дети с амблиопией (различия между зрением каждого глаза) и косоглазием. Нередки близорукость, дальнозоркость и др.

Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка; его физическому и психическому развитию. Резкое снижение зрения отрицательно сказывается в первую очередь на процесс восприятия, которое у слабовидящих детей отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для слабовидящих детей характерна затрудненность пространственной ориентировки. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности.

 Для слабовидящих дошкольников, как и для здоровых детей, подвижная игра является одним из наиболее эффективных методов повышения двигательной активности. Дети могут участвовать почти во всех играх с детьми, обладающими нормальным зрением. Однако для детей, страдающих высокой степенью близорукости и некоторыми другими глазными заболеваниями, следует ограничивать (после консультации с офтальмологом) физическую нагрузку и участие в играх, требующих резких движений.

Нарушения зрения обуславливают и некоторые межсистемные функциональные отклонения. К их числу следует, прежде всего, отнести вторичные нарушения в двигательной сфере. Исследования в этой области показали, что глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на формировании точности, скорости, координации движений, на развитии функций равновесия и ориентации в пространстве. Нарушение зрения приводит к отклонениям в формировании чувства ритма, основанном на взаимодействии зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятий. Практика, однако, показывает, что раннее педагогическое вмешательство, предусматривающее занятия ритмикой, хореографией, музыкой, пением, организацию специально направленных игр, может предупредить возникновение нарушений ритмической деятельности, причем, чем раньше начнется такого рода коррекционно-педагогическая работа, тем она оказывается продуктивнее.

Зрительная недостаточность обычно сопровождается снижением двигательной активности ребенка, а это, в свою очередь, обуславливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки, плоскостопие, искривления позвоночника (лордозы, сколиозы), иногда нарушение всей схемы тела. И в этой связи решающее значение в коррекции недостатков играет специально направленное обучении, физическое воспитание детей с нарушениями зрения, общение их с нормально видящими сверстниками. Те ребята, которые, несмотря на дефекты зрения, сохраняют двигательную активность, участвуют в коллективных играх, как правило, не страдают выраженными вторичными отклонениями двигательной сферы.

Изучение возрастных особенностей физического развития дошкольников со зрительной недостаточностью показало, что в принципе возрастная периодизация в формировании двигательных функций сохраняется и при нарушениях зрения. Но в условиях выраженности дефекта (острота зрения до 0,1) развитие некоторых из этих функций затягивается во времени, спешное их формирования может быть обеспечено на полисенсорной основе, компенсаторной по своему характеру, когда в регуляции и самоконтроле движений наряду со зрением участвуют слуховая, тактильная, мышечная и другие виды чувствительности. В физическом воспитании слепых видное место занимает формирование пространственной ориентировки и развитие движений. Слепых детей учат ходить, бегать, подниматься и спускаться по лестнице, ориентируясь при помощи мышечного чувства и слуха, ходить по комнате. Детей учат узнавать по звукам, шумам, где они находятся, приближаются ли они к препятствию и т.д. Очень важно приучить детей узнавать родных, близкий, педагога и товарищей по голосам. Необходимо помочь детям преодолеть страх перед пространством, выработать осанку, походку, развить осязание, гибкость пальцев рук, точность их движений (Филиппова С.О., 2004).

По мнению Мелихова В.В. (2008), адаптивное физическое воспитание слепых и слабовидящих детей в дошкольном возрасте включает ряд специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития:

- достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических и двигательных качеств, а главное координации движений за счет развития мышечно-суставного (проприорецептивного) чувства и ориентировки своего тела в пространстве;

- профилактика и коррекция здоровья и физического развития за счет применения средств и методов адаптивной физической культуры, способствующих укреплению опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, а так же развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-моторную ориентировку;

- активация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания, осуществляемые в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой;

- коррекция и профилактика дефектов осанки и плоскостопия;

- содействие развитию морально-волевых и личностных качеств.

Для слабовидящих первостепенное значение имеет охрана остаточного зрения, а также его развитие и использование.

На занятиях с детьми, имеющими зрительную патологию, педагог должен тщательно продумывать свое местонахождении в зале во время объяснения и выполнения детыми различных заданий.

Коррекция психофизического развития детей с нарушениями зрения на занятиях адаптивным физическим воспитанием должна быть построена на использовании сохранившихся резервов компенсации зрительного дефекта и возможности компенсации за счет других анализаторов (слуховых, тактильных, мышечно-суставных и др.). Выработка двигательных действий у слепых, по сравнению со зрячими, происходит медленнее вследствие ограничения возможностей внесения коррективов в общую структуру движений по ходу действия.

Зрительные анализаторы являются основными при передвижении в пространстве (ползании, ходьбе, беге и т.д.), поэтому, даже при выполнении общеразвивающих упражнений осуществление самоконтроля существенно ограничено. Контролировать перемещение конечностей в пространстве (вверх, вперед, вниз, в стороны и т.д.) слепой ребенок может только за счет проприорецепторов и вестибулярного аппарата. Но перед этим он должен запомнить мышечно-суставные ощущения при выполнении соответствующих статических положений при помощи педагога.

Развитие чувства равновесия на занятиях FAD – одна из главнейших задач, так как при выключении деятельности зрительных анализаторов показатели функции равновесия снижаются более чем в 5-8 раз. В связи с включением в работу того или иного анализатора при выполнении упражнений выделяют следующие группы упражнений:

Для слепых

1) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор;

2) упражнения, в которых ведущим является слуховой (и вестибулярный) анализатор.

Для слабовидящих

1) упражнения, при выполнении которых ведущим является зрительный анализатор;

2) упражнения, в которых ведущим является слуховой анализатор;

3) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор.

Основой формирования двигательного опыта является поэтапный показ действий с последующим выполнением их детьми. Предметно-практические действия формируются в начале по показу и образцу, а на наиболее поздних периодах – по словесному пояснению, инструкции.

Исходя из возможностей зрения ребенка, у него следует развивать зрительный анализ и формировать предметные образы и предметно-практические действия.

Занятия адаптивной физической культурой должны носить положительный эмоциональный окрас. Необходимо воспитывать у детей желание доводить начатое дело до конца. В случае неудачной попытки, ребенка надо подбодрить, подойти, повторить заданное упражнение, направляя его конечности руками.

Эффективному развитию детей с нарушениями зрения будет способствовать использование музыкального сопровождения. Музыка, как известно, создает требуемую эмоциональную обстановку в проведении занятий, способствует развитию у детей чувства ритма и темпа движений. Иногда следует, взяв ребенка за руку, двигаться вместе с ним, чтобы он ощутил ритм.

В музыкально-ритмических упражнениях полезно использовать ленты, флажки, обручи, мячи, гимнастические палки. Предмет, с которым ребенку придется выполнять упражнения, предварительно должен быть изучении им при помощи зрения и осязания.

В психическом развитии ребенка важно значение слуховой ориентации. Воспринимая звуки, исходящие от различных объектов и предметов, дети учатся понимать звучащий мир и правильно реагировать на него. В играх необходимо использовать звуковые ориентиры.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: