Занятия лечебной физкультурой для детей с глубокой патологией зрения – это наиболее эффективное направление их физической реабилитации.
Как правило, для детей с нарушениями зрения, чрезвычайно важен речевой режим, который в условиях ЛФК имеет свою специфику: компенсаторную и стимулирующую.
Во-первых, инструкции педагога должны быть четкими и ясными; во-вторых, речь педагога должна иметь ярко выраженное стимулирующее начало;
в-третьих, речевое общение педагога и незрячего учащегося должно носить функциональную нагрузку: ученик на слово должен реагировать движением.
В тех случаях, когда речь идет о детях, обладающих остаточным зрением, на уроках ЛФК должен оптимально использовать этот фактор – фактор остаточного зрения.
Через движение, дозированное, достаточно активное и естественное, идет процесс компенсации утраченных функций. В школе-интернате III вида, где сбалансированы учебный и досуговый режимы, существует система педагогического воздействия на слабовидящих детей, одним из главных звеньев которой является организация занятий ЛФК.
|
|
ЛФК – это научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физкультуры для лечения, реабилитации и профилактики различных заболеваний.
Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения — мощный стимулятор жизненных функций человеческого организма.
В основе ЛФК лежит использование двигательных функций. Специфика ЛФК состоит в применении терапевтических методов лечения и методов активной функциональной терапии. Регулярная дозированная тренировка физическими упражнениями стимулирует, тренирует и приспосабливает организм больного к возрастающим физическим нагрузкам и приводит к функциональной адаптации больного, а полнота приспособления, как считает В.Н. Мошков, - это полнота здоровья.
Влияние занятий ЛФК на организм:
- Тонизирующее влияние состоит в стимуляции интенсивности биологических процессов. Двигательная зона коры больших полушарий мозга посылает импульсы двигательному аппарату, усиливая деятельность желез внутренней секреции, стимулируя обильные и иммунобиологические процессы в организме. Нервные процессы обретают нормальную подвижность в результате грамотного чередования упражнений для возбуждения ЦНС и торможения.
- Трофическое воздействие ЛФК выражается в стимуляции посредством мышечной деятельности трофики внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Восстанавливается трофика - проходит болезнь. Укорачиваются сроки между клиническим и функциональным выздоровлением.
|
|
- Компенсирующее значение ЛФК состоит в замещении нарушенных функций организма другими. В основе этого процесса лежит биологическая закономерность. Анохин П.К. разработал целую теорию компенсации, согласно которой ЦНС, получив сигнал о нарушении функции, перестраивает работу органов и систем организма. ЛФК ускоряет формирование компенсаций, совершенствует их за счет новых моторно-висцеральных связей.
- Нормализующее влияние ЛФК на организм человека очевидно. При выполнении физических упражнений в ЦНС повышается возбудимость двигательных центров, имеющих связь с вегетативными центрами. Возникающий мощный поток импульсов с проприо - и интерорецепторов может изменить соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга и содействовать угасанию патологических временных связей. Например, ЛФК помогает избавиться от ставших ненужными временных компенсаций.
Систематические занятия ЛФК восстанавливают ведущее значение моторики в регуляции вегетативных функций, приводят к исчезновению двигательных расстройств.
Средства ЛФК разнообразны: физические упражнения различного спектра (гимнастические, спортивно-прикладные, идеомоторные (мысленно выполняемые)), игры, естественные факторы (свет, воздух, вода), лечебный массаж, трудо- и механотерапия.
Дифференциация упражнений ЛФК представляет собой сложную систему:
1. Физические упражнения:
-упражнения, обусловленные анатомически (для мышц головы, шеи, конечностей и т.п.);
- упражнения различной степени активности (выполняемые самим больным и выполняемые с помощью инструктора);
- дыхательные упражнения (статические, динамические и дренажные);
-порядковые и строевые;
-корригирующие (направленные на коррекцию конкретного нарушения);
-упражнения на координацию в движении и в равновесии;
-упражнения в сопротивлении;
-идеомоторные упражнения;
-упражнения для релаксации мышц.
2.Спортивно-прикладные упражнения:
-дозированные упражнения (ходьба, бег, прыжки);
-упражнения в метании, лазании;
-лыжные прогулки;
-упражнения на тренажерах.
Методика применения физических упражнений в каждом конкретном случае зависит от диагноза и стадии заболевания, индивидуальных особенностей больного, уровня его физической подготовленности, возраста, соответствующих заболеваний, то есть опирается на принцип индивидуального подхода.
Вместе с тем в методике ЛФК необходимо придерживаться и других общепедагогических принципов: сознательности, регулярности, постепенности увеличения нагрузок от простого к сложному.
В системе организации учебно-воспитательного процесса в школах III вида ЛФК занимает видное место. Являясь учебно-коррекционным предметом. ЛФК в школе III вида призвана решить ряд важных задач:
1. Помочь ребенку с нарушениями зрения выработать механизм компенсации недуга за счет моторно-двигательной функции.
2. Обеспечить тонус ЦНС детей с патологией зрения для нормализации функций организма.
3. Построить систему профилактики нарушений осанки и плоскостопия у слабовидящих и незрячих детей.
4. Способствовать социальной адаптации детей с нарушениями зрения.
5. Обеспечить индивидуальный подход к формированию физического потенциала ребенка с патологией зрения.
Работа, ориентированная на выработку у незрячих детей правильной осанки, направлена на восстановление функций шейного, грудного, пояснично-крестцового отделов позвоночника.
Коррекция указанных отделов позвоночного столба будет способствовать выработке правильной осанки и воспитанию статической выносливости.
|
|
Для шейного отдела позвоночника – это плавные повороты и наклоны головы, вытягивание шеи вперед, втягивание в плечи.
Для грудного отдела позвоночника – это наклоны туловища вперед-назад, влево-вправо; сведение вперед и отведение назад плеч.
Для пояснично-крестцового отдела – наклоны и повороты туловища, удержание прямого положения тела.
Анатомически обусловленная локализация усилий детей с глубокой патологией зрения (по отделам позвоночника) позволяет привить незрячему ребенку представления о последовательности физических действий, обеспечивающих выработку правильной осанки и воспитанию статистической выносливости.
Локализация физических усилий может быть обусловлена только анатомически, но и функционально-физиологически. Поэтому в системе ЛФК существуют и комплексы дыхательных упражнений, которые выполняются как на месте, так и в движении. Комбинирование способов вдоха – выдоха (через нос или рот) также способствует функционально-физиологическому развитию (А.В. Гордеева, В.В. Морозов, 2004).
Важное позитивное значение в системе ЛФК для детей с глубокой патологией зрения имеет коррекционно-гигиеническая гимнастика, рассчитанная на малогрупповой или индивидуально-групповой метод использования.
Комплекс упражнений Н.Н. Ефименко для выполнения в исходном положении лежа на спине или животе предполагает опосредованные физические действия путем подражания («Медвежонок», «Блинчик», «Ящерица»).
Использование гимнастических снарядов (мяч, валик) позволяет усложнить задачу, способствуя не только двигательной коррекции, но и развитию моторных функций.
Для детей с глубокой патологией зрения очень важно использование в рамках занятий ЛФК релаксационных упражнений.
Помимо существенного воздействия на физические возможности незрячих детей, эти упражнения позволяют развивать воображение и достичь психологического гомеостаза.