Формирование осанки у младших школьников с нарушением зрения как одна из задач физического воспитания

 

 Одной из задач физического воспитания является формирование правильной осанки у школьников, которая является основой стройной и красивой фигуры, залогом физического здоровья и психического благополучия.

Формирование осанки - процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся только к 20-25 годам.

Проблема формирования осанки у детей имеет исторические корни и предпосылки, в основе которой лежат исследования педагогов и врачей.

А.Д. Рубцова (1955) отмечает, что формирование правильной осанки у младших школьников - это есть «воспитание» правильной осанки и считает это задачей физического воспитания в школе, дошкольных учреждениях и в семье. Автор также подчеркивает, что весь процесс формирования осанки должен протекать при сознательно-волевом отношении ребенка. Только тогда процесс овладения навыком правильной осанки будет идти естественным путем. 

О формировании осанки у младших школьников как воспитании правильной осанки с помощью комплекса гимнастических упражнений пишет И.С. Красикова (2001). Хорошую осанку, по ее мнению, как и другую любую привычку можно и нужно воспитывать. Без посторонней помощи, без положительного примера ребенок вряд ли сможет выработать правильную манеру держать свое тело. 

Н.Т. Белякова (1964) под формированием правильной осанки у младших школьников понимает формирование «навыка» осанки. Она считает, что в основе формирования навыка осанки лежит механизм условно-рефлекторных связей.

 А.М. Шлемин (1968), М.И. Фонарев, Н.А. Фонарева (1980) отмечают, что правильная осанка не возникает сама по себе, ее необходимо формировать, как и всякий двигательный навык, с самого раннего детства. Осанка зависит от гармонической работы мышц, от правильного положения позвоночника, головы, плечевого пояса, таза и ног. Для воспитания осанки имеет значение не только сила мышц, но и равномерное их развитие, распределение мышечной тяги. Авторы считают, что воспитание правильной осанки у младшего школьника в первую очередь зависит от рационального режима труда и отдыха, разумного распорядка дня, полноценного питания, регулярного использования физических упражнений и средств закаливания.

Понятие «формирование осанки» включает не только формирование навыка осанки, но профилактику и коррекцию ее нарушений (Ловейко И.Д., 1970, Потапчук А.А., 2001).

Профилактика – это комплекс мероприятий, направленный на предупреждение нарушений осанки. Профилактика должна носить систематический характер, с охватом всех без исключения детей и проводиться в условиях общеобразовательной школы и семьи. Особое значение профилактика нарушений осанки приобретает в младшем и среднем школьном возрасте, так как под влиянием относительно непропорционального увеличения продольных и поперечных размеров тела, временного снижения темпов развития силовых качеств отдельных мышечных групп и других особенностей физического развития, характерных для этого возраста, могут возникнуть те или иные нарушения осанки.

Коррекция – это исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, направленное исправление не только отдельных нарушений, но и формирование личности всех категорий детей с отклонениями в развитии, в том числе и с нарушением зрения (Литош Н.Л., 2002).

Говоря о коррекции осанки, выделяют общую и специальную, активную и пассивную коррекцию. В понятие общая коррекция входит комплекс оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, влияющих на формирование опорно-двигательного аппарата детей и их общее развитие. Специальная коррекция осанки включает корригирующие упражнения для исправления анатомической и функциональной недостаточности опорно-двигательного аппарата. Активная коррекция – это сознательное и целенаправленное использование младшими школьниками специальных корригирующих упражнений, которые применяются в сочетании с общеразвивающими. Под пассивной коррекцией понимаются специальные воздействия, осуществляемые без активного участия ребенка (пассивные движения и т.д.).

Корригирующие упражнения должны выполняться с учетом индивидуальных особенностей состояния осанки, физического развития, здоровья и психической сферы учащихся и в соответствии с возрастными этапами развития детей. 

В общеобразовательных школах формированию правильной осанки как одной из задач физического воспитания уделяется большое значение. Этой проблемой занимаются многие ученые (Рубцова А.Д., 1955, Каптелин А.Ф., 1962, Фонарев М.И., 1981, Ловейко И.Д., 1988, Велитченко В.К., 2000, Красикова И.С., 2001, Потапчук А.А., 2001, Халемский А.Г., 2001 и др.).

Формирование осанки – это педагогическая и гигиеническая проблема, поэтому решать ее надо общими усилиями педагогов, врачей и родителей, а не только учителей физической культуры.

Важное место в исследовании проблемы формирования осанки у младших школьников занимает вопрос о средствах и методах. 

 К основным средствам формирования правильной осанки ученые относят физические упражнения и подвижные игры, а к дополнительным - массаж и лечение положением. Упражнения для формирования осанки включают в себя различные виды специальных упражнений (в равновесии, для увеличения подвижности позвоночника, на дыхание и др.). Значительное внимание уделяется развитию статодинамических функций позвоночника, увеличению силы мышц, поддерживающих правильное положение тела.

Комплексы упражнений для формирования правильной осанки младших школьников включают в себя различные виды специальных упражнений, каждое из которых выполняет и профилактическую и коррекционную функции.

Упражнения в равновесии требуют удержания позвоночника в прямом положении при любом движении, которые улучшают координацию движений, развивают ловкость, ориентировку в пространстве (Ловейко И.Д., 1970, Дембо А.Г., 1973, Белякова Н.Т., 1999, Велитченко В.К., 2000 и др.).      

Упражнения у вертикальной плоскости и упражнения с предметами на голове, передвижение по бревну, рейке, балансирование, воспроизведение правильной осанки по «памяти», воспроизведение правильной осанки по словесному объяснению вырабатывают у ребенка навык правильной осанки (Рубцова А.Д., 1955, Семенова Л.К., 1985, Красикова И.С., 2001).

Дыхательные упражнения улучшают функцию органов дыхания (Правосудов В.П., 1980, Красикова И.С., 2001, Потапчук А.А., Дидур М.Д., 2001 и др.). При выполнении дыхательных упражнений рефлекторно повышается тонус мышц разгибателей спины, а хорошее наполнение легких создает внутреннюю упругую «воздушную подушку», которая является прекрасной биомеханической поддержкой грудного отдела позвоночника. Игры на координацию движений и равновесие, чередующиеся с дыхательными упражнениями, по мнению В.М. Страковской (1987), помогают выработке правильной осанки.

Многие авторы предлагают чередовать динамические упражнения с упражнениями в статических напряжениях, упражнениями на расслабление, что обусловлено физиологическим перераспределением нагрузки (Правосудов В.П., 1980, Попов С.Н., 1988 и др.).

М.И. Фонарев, Н.А. Фонарева (1980) рекомендуют использовать тренировки перед зеркалом (зрительный самоконтроль), взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися друг над другом; принятие правильной осанки у стены, когда к мышечным ощущениям прибавляются и тактильные.

В отличие от решения профилактических задач, в процессе физического воспитания коррекционные задачи решаются с учетом вида нарушения осанки.

В каждый комплекс необходимо включать выполнение упражнений в следующих исходных положениях: лежа на спине, лежа на животе, в упоре стоя на коленях, при которых возможна максимальная разгрузка позвоночного столба по оси и исключается влияние мышц на угол наклона таза, включение в работу мышц спины, живота, боковой поверхности тела. В исходных положениях «лежа на спине и животе» связочно-мышечная система позвоночного столба находится в состоянии относительного расслабления. В исходном положении «упор стоя на коленях», позвоночный столб как бы провисает между поясом верхних конечностей и поясом нижних конечностей и умеренно растягивается. Упражнения, выполняемые в этих исходных положениях, должны иметь симметричный характер.

По мнению некоторых исследователей (Рубцова А.Д., 1955, Шлемин А.М., 1968 и др.), разгрузка позвоночника происходит также при висах (простых и смешанных), лазании. В.П. Правосудов (1980) считает смену исходных положений важным моментом при выполнении упражнений на осанку.

И.Д. Ловейко (1988), В.А. Кашуба (2003) обосновывают систему следующих корригирующих комплексов упражнений: 1) корригирующие упражнения (специальные гимнастические упражнения, обеспечивающие коррекцию деформаций позвоночника за счет подбора упражнений и мышечной тяги в противоположном дефекту направлении); 2) симметричные корригирующие упражнения (гимнастические упражнения, при которых сохраняется срединное положение линии остистых отростков); 3) асимметричные корригирующие упражнения (упражнения, позволяющие подобрать исходное положение и мышечную тягу соответствующих мышц конкретно на данный участок позвоночника).

При различных нарушениях осанки применяются соответствующие корригирующие упражнения. Так, например, при крыловидных лопатках и приведенных вперед плечах коррекция достигается следующими видами упражнений: с динамической и статической нагрузкой на трапецевидные и ромбовидные мышцы, в растягивании грудных мышц, укреплении мышц спины и брюшного пресса, восстановлении подвижности грудной клетки и плечевых суставов, совершенствовании функции дыхания. А.А. Потапчук, М.Д. Дидур (2001) рекомендуют выполнять упражнения в исходном положении «лежа на животе» с различной работой рук сначала без предметов, а затем с постепенным введением гимнастической палки, мяча и отягощения, упражнения в исходном положении стоя с занесением за лопатки сложенной вдвое скакалки, упражнения у стены без плинтуса в полуприседе и приседе.

При коррекции кругловогнутой спины исследователи предлагают применять все перечисленные исходные положения и группы упражнений, но при их выполнении необходимо следить за выраженностью поясничного лордоза, не вызывая его увеличения (поясницу прижимать к полу).

При плоской спине авторы Г.М. Краковяк (1959), В.Е. Васильева (1970), С.Н. Попов (1978), М.И. Фонарев (1981, 1983) рекомендуют выполнять упражнения на самовытяжение, а также вырабатывать силовую выносливость мышц. Не рекомендуются упражнения, увеличивающие подвижность позвоночника, то есть наклоны и повороты. При плосковогнутой спине необходимо акцентировать внимание на укрепление мышц живота в исходном положении «лежа на спине».

Физические упражнения при фронтальных дефектах осанки многие исследователи предлагают выполнять из исходного положения «лежа», чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник. По мнению И.Д. Ловейко (1970), А.Г. Халемского (2001), симметричные упражнения выравнивают мышечный тонус, устраняют асимметрию при фронтальных дефектах осанки.

Величина дозировки физических упражнений, выполняемых для исправления нарушений осанки, зависит от периода занятий, физической подготовленности детей.

А.А. Потапчук и М.Д. Дидур (2001) исследуя факторы, определяющие формирование осанки у младших школьников, выделяют среди них внутренние (уровень развития навыка поддержания правильной осанки, мотивация на ее коррекцию, наследственность, конституция, состояние костного скелета, связок, мышц, уровень развития физических качеств, двигательный режим, определяемый самим человеком и его ближайшим окружением, уровень развития внутри- и межмышечных координаций, темп роста), внешние (качество функционирования общественных систем, обеспечивающих нормальное развитие ребенка, недостаточное или неправильное физическое воспитание, нерациональные занятия спортом; нарушения гигиены труда и учебы).

В.П. Правосудов (1980) к факторам, влияющим на формирование осанки, относит развитие основных мышечных групп, формирование двигательных навыков, условия гигиенического воспитания, занятия спортом.

В.А. Кашуба (2003) подчеркивает, что в процессе формирования осанки необходимо придерживаться ряда общеметодических правил. Он считает необходимым учитывать возрастные особенности формирования и развития опорно-двигательного аппарата по признаку окостенения скелета человека. Он также считает немаловажным учитывать сенситивные периоды развития физических качеств школьников и рекомендует использовать адекватные методы и методические приемы для последовательного формирования позы и правильной осанки. 

Таким образом, в различных конкретных случаях формирования правильной осанки у младших школьников специалисты решают такие задачи, как формирование мотивации, воспитание навыков правильной осанки, формирование «мышечного корсета», улучшение координации движений, совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков ребенка в соответствии с возрастом, коррекция осанки.

 Среди методов формирования осанки многие из авторов выделяют следующие: поддержание оптимального статико-динамического двигательного режима, адекватное физическое воспитание в соответствии с биологическим возрастом, уровнем физического развития и видом нарушения осанки, лечебная физическая культура, включая лечебное плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, применение корректоров осанки.

Формирование правильной осанки у детей и с различными нарушениями в состоянии здоровья исследовалось разными специалистами (Язловецкий В.С., 1991, Велитченко В.К., 2000, Евсеев С.П., 2000, Шапкова Л.В. 2001, Дмитриев А.А., 2002, Литош Н.Л., 2002 и др.).

Среди условий формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья В.К. Велитченко (2000) и другие авторы выделяют следующие: регулярное закаливание, укрепляющее здоровье ребенка, повышающее его жизненный тонус, а также систематические занятия физическими упражнениями и спорт. При этом считается, что для процесса формирования правильной осанки необходимо решение задачи по освоению умения дифференцировать ощущения положения отдельных частей тела, степень напряжения и расслабления мышц в покое и движении. Рекомендуется проводить подвижные игры, в которых дети должны принимать заранее установленные позы.

 Многие вопросы по проблеме формирования осанки у детей с различными нарушениями в состоянии здоровья в процессе занятий физическими упражнениями в различных образовательных учреждениях достаточно подробно изучены.

 По проблеме формирования осанки у школьников с патологией зрения также имеется большое количество работ, но они посвящены решению задач в основном в общеобразовательных школах.

А.П. Павлов (1984) изучал проблему формирования осанки у школьников с нарушением зрения, обучающихся в школе-интернате, т.е. в специальном (коррекционном) образовательном учреждении III вида. Однако в учреждениях IV вида многие вопросы по этой проблеме остаются нерешенными. В частности, не достаточно разработана программа педагогического обеспечения формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения. Не разработаны комплексы упражнений, учитывающие основное заболевание и сопутствующее (основное заболевание – нарушение зрения, сопутствующее – нарушение осанки).

Таким образом, анализ специальной литературы по проблеме формирования правильной осанки у младших школьников с нарушением зрения позволяет сделать вывод, что данная проблема относится к числу недостаточно решенных задач физического воспитания, особенно для детей, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях IV вида. 

С целью обоснования задач данного исследования нами были проанализированы федеральные школьные программы и учебно-методические пособия, как для общеобразовательной школы, так и для специальной (коррекционной) школы.

Программа «Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей» (Лях В.И., Мейксон Г.Б., 1993) не предусматривает конкретной задачи по формированию правильной осанки у учащихся общеобразовательной школы, не содержит требований к изучению теоретических сведений об осанке. Практический раздел программы включает только комплексы гимнастических и акробатических упражнений, необходимым условием выполнения которых авторы считают соблюдение правильной осанки.    

В то же время «Образовательная программа по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы» авторского коллектива под редакцией А.П. Матвеева (1995) предусматривает задачи, связанные с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, формированием правильной осанки и культуры движений. В ее содержании предусмотрены теоретические сведения об осанке (понятие, причины ее нарушений, основные правила и способы профилактики) для 1 и 2 классов. В практическом разделе программы дается указание на использование упражнений для формирования осанки младших школьников с нарушением зрения. Так в 1 классе предложены упражнения на проверку осанки, ходьба на носках, ходьба с заданной осанкой, виды стилизованной ходьбы под музыку. Во 2 классе предусмотрены комплексы корригирующих упражнений (на контроль ощущений в постановке головы, плеч, позвоночного столба), передвижение с заданной осанкой, ходьба под музыкальное сопровождение (для девочек – движение от «бедра», для мальчиков – строевой шаг традиционный и ритмованный), танцевальные движения. Для 3 класса рекомендуются комплексы упражнений на контроль осанки в движении; положения тела и его звеньев стоя, сидя, лежа, упражнения для укрепления и коррекции мышечного корсета. В 4 классе рекомендуются комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных звеньев тела, индивидуальные комплексы корригирующей гимнастики для совершенствования осанки (для мышц спины и плечевого пояса, туловища, на контроль позы ощущениями).

«Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов» (Лях В.И., 1996) включает в качестве одной из задач улучшение осанки в ходе выполнения комплексов гимнастических упражнений, однако какие-либо конкретные сведения об осанке и указания по ее формированию в программе отсутствуют. 

Таким образом, анализ федеральных программ для общеобразовательных школ по предмету «физическая культура» показал, что они ориентированы на улучшение здоровья детей, но не во всех программах содержание физического воспитания предусматривает теоретические сведения об осанке и указания на практическое использование упражнений по ее формированию.     

Разделы по физической культуре «программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли – сад – начальная школа))» для учебно-воспитательного комплекса (ясли - сад - начальная школа) (УВК) для детей с нарушением зрения (Плаксина Л.И., 1997, 2003) ориентируют педагога в основном на необходимость формирования правильной осанки у младших школьников с нарушением зрения. Теоретические сведения об осанке в данной программе предусмотрены только с 3 класса, упражнения для формирования осанки и танцы рекомендуются с 1 класса, но только в общем виде.

Нами были также проанализированы содержательный и методический аспекты учебных пособий ведущих специалистов по физической культуре для начальной школы (Кузин В.В., Матвеев А.П., Гавердовский Ю.К., Жариков С.М., 1996, Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А., 1998, Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А., 1999, Лях В.И., 1999, Бутин И.М., Бутина И.А., Леонтьева Т.Н., Массленников С.М., 2001 и др.).

В целом, анализ программ и учебных пособий позволяет констатировать, что отсутствует методика применения комплексов упражнений сопряженного воздействия, направленная на формирование осанки и улучшение остроты зрения младших школьников с нарушением зрения.

Изучение тематических и поурочных планов, наблюдения за работой учителей на уроках физической культуры в специальной (коррекционной) школе подтверждают наши выводы об отсутствии комплексов специальных упражнений для формирования правильной осанки у младших школьников с нарушением зрения и методика их применения. Образовательная практика в коррекционной школе на уроках физической культуры убеждает в том, что необходима разработка данной методики.

Анализ программ и учебных пособий также позволил сформулировать основные условия реализации методики применения комплексов упражнений для формирования правильной осанки у младших школьников с нарушением зрения: необходимо соблюдать принципы индивидуального подхода с учетом состояния здоровья каждого ученика, необходимо учитывать сопряженное воздействие упражнений на формирование осанки и улучшение остроты зрения, комплексы упражнений должны применяться в системе различных форм занятий физическими упражнениями (урок физической культуры, гимнастика до учебных занятий, физкультминутки), необходимо соблюдать определенную последовательность в применении комплексов упражнений (ознакомление, разучивание, тренировка).

Понятие «программа» (от греч. programma – объявление, распоряжение) представляет собой изложение основных положений и целей деятельности (Советский энциклопедический словарь, 1989). Разработанная Мелентьевой Н.Н. (2004) программа педагогических воздействий включает следующие компоненты: цель, педагогические задачи и условия, принципы, формы занятий, этапы и методы обучения умениям и навыку осанки в ходе занятий физическими упражнениями, а также средства воздействия, которые позволяют реализовать с высокой эффективностью процесс формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения в процессе занятий физическими упражнениями в специальной (коррекционной) школе (табл. 1).

Целью программы является оказание помощи младшим школьникам с нарушением зрения в осознании и реализации их потребности в формировании навыка правильной осанки. При разработке программы необходимо основываться на понимании формирования правильной осанки как параллельного процесса, включающего в себя воспитание и самовоспитание у учащихся правильной осанки. Воспитание правильной осанки связано с деятельностью учителя физической культуры, которая направлена на физкультурное образование младших школьников (получение специальных знаний об осанке и воспитание физических качеств).

 

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: