Особенности проведения подвижных игр для

 слепых и слабовидящих детей

  Об игре, игровом поведении и об играющих написано много как справедливого и верного, так и противоречивого и неточного. Игра – не порождение скоропроходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Однако само понятие «игра» неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью.

  Итак, игра относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил (М.Н. Жуков, 2000).

  Игра – это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.

  Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости. Тайна этого феномена лежит в психофизиологической сфере человека. Действительно, если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Бесспорно, некоторые игры основываются на избавлении от скопившейся энергии, на переключение деятельности.

  Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Найдется немало примеров из жизни, когда человека, не имеющего никакой «лишней» энергии, игра все равно привлекала к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии.

  Однако оба этих взгляда не раскрывают истинной связи игры с внутренним миром человека. Поэтому естественно возникает вопрос о смысле и сущности игры в детстве, так как этот вид деятельности занимает доминирующее место в жизни ребенка как здорового, так и имеющего отклонения в развитии (Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян, 2000).

  Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слабовидящих детей. Слабовидящий ребенок любит играть и совершенно также, как и зрячий, может играть в любую игру, только слабовидящего нужно сперва научить играть, помочь ему овладеть игрой (Л.Б. Самбикин, 1960).

  Прежде чем ребенок сможет извлечь пользу из формального обучения, ему необходимо развитие самовыражения, внутреннего контроля, координации и способности быть неустойчивым, шутливым, любознательным и предусмотрительным. Он должен научиться достигать цели и проигрывать. Ему необходимо получить удовольствие от физической и умственной деятельности. Игры могут помочь детям обрести эти качества и ловкость. Неформальные игры позволяют каждому, невзирая на его таланты и недостатки, на равных участвовать в них вместе с другими детьми и получать весьма существенный опыт для будущего обучения.

  Кроме того, что в игре проявляются изобретательность и демонстрируются физические усилия, она служит делу подготовки детей к социальной жизни. Это способствует формированию умственных и нравственных понятий, создает потребность в правилах. И игры и жизнь нуждаются в движении, в планировании направления и в предвосхищении возможных действий соперника. Игры помогают учить этим приемам.

  Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше, играют в подвижные игры, из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом (М.Н. Жуков, 2000).

  Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слабовидящего ребенка. Важным условием организации игр со слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов и врачей. С помощью медицинской диагностики слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а какие нет. Педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. При этом следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии слабовидящего ребенка.

  Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

  Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функции коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.

  Занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов.

  Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.

  Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих детей, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

   Правила – обязательные требования для участников игры. Они обуславливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, и инициатива играющих в рамках правил игры.

  Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующего умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

  Время, отводимое на подвижные игры в двигательном режиме школьников, зависит от возраста, класса, в котором учатся дети, от круглогодичного распорядка обучения и других видов деятельности и отдыха.

  Как уже упоминалось, при урочной форме проведения подвижных игр ведущую роль играет руководитель, который решает следующие задачи:

1) Оздоровительные;

2) Образовательные;

3) воспитательные.

  Оздоровительные задачи подвижных игр. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся школьников подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма.

     В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах.

  При занятиях играми необходимо следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными. При систематических занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки, чтобы организм постепенно приспосабливался к ним. Это имеет огромное значение в жизни и труде. Однако недопустимо доводить участников игры до переутомления.

  Подвижные игры должны положительно влиять на нервную систему занимающихся. Для этого руководитель обязан оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала у занимающихся положительные эмоции. Плохая организация игры ведет к появлению отрицательных эмоций, нарушает нормальное течение нервных процессов, у учащихся могут возникнуть стрессы.

  Подвижные игры должны иметь строгие и четкие правила, что способствует упорядочиванию взаимодействия участников и устраняет излишнее возбуждение.

  Особенно ценно в оздоровительном отношении круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: занимающиеся становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм.

  Подвижные игры применяются и в специальных лечебных целях при восстановлении здоровья больных детей, поскольку функциональный и эмоциональный подъем, возникающий у детей в процессе игры, оказывает на них оздоравливающее воздействие.

  Образовательные задачи подвижных игр. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается учение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме.

  Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении человека в реальной жизни, закрепляют в его сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.

   Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Однако нельзя переоценивать подобное влияние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственно физического воспитания.

  Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники движений и облегчают овладение ею. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений.

  Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономно и целесообразно выполнять их в законченном виде. Надо приучать играющих использовать приобретенные навыки в нестандартных условиях.

  Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое.

  Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др., повышают кожнотактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для школьников младших классов.

  При проведении подвижных игр на уроках физкультуры руководитель в зависимости от ситуации должен сочетать фронтальный и групповой методы (делить классный коллектив на группы), показывать ученикам игры с небольшим составом участников, которые они могут организовать в часы досуга, во дворах и на школьных площадках.

  В подвижных играх участникам приходится исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.), что развивает у них организаторские навыки.

  Воспитательные задачи подвижных игр. Подвижные игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

  Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

  Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

  Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

  Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствует развитию выносливости.

  Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

  Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели – характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.

  Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.

  Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявления решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует учащихся.

  Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать играющих взаимоуважению во время совместного выполнения игровых действий, к ответственности за свои поступки.

  Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

  Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды – другой, когда перед играющими детьми возникают самые разнообразные задачи, требующего мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кротчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.

  Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость.

  Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей (М.Н. Жуков, 2000).

  Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребенка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребенка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Порой у младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания (Д.М. Маллаев, 2001).

  Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение. Если есть необходимость увлечь детей, заинтересовать их игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все они могут принять активное участие. И наоборот, если дети чрезмерно возбуждены, игра должна быть более спокойной (В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, 2000).

  Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют. Выбирая инвентарь для игры, взрослый должен для детей с остаточным зрением и слабовидящих подобрать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета). Выбор цвета мяча зависит от освещения. Если во дворе или в помещении не слишком светло, необходимо пользоваться мячом светлых тонов, если же освещение сильное, рекомендуется выбирать более темный мяч. Весь используемый инвентарь должен быть безопасным.

  Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проводиться игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные обозначения). Такое оборудование игрового пространства дает возможность играющим определять границы площадки, легко ориентироваться на ней, что помогает избавиться от страха перед препятствиями. На площадке не должно быть пней, ям, кустарника, поверхность площадки должна быть однородной, так как незначительные неровности почвы являются ощутимой помехой для слабовидящего ребенка. Для слабовидящих детей ориентировочные линии можно еще обозначить цветными мелками. С размерами игровой площадки и со всеми возможными ориентирами (осязательными, слуховыми) играющих детей необходимо ознакомить заранее, следует дать им самостоятельно походить, побегать, ощупать руками все предметы и инвентарь для безбоязненного передвижения по площадке.

  Ведущий тем или иным сигналом (например, два длинных свистка означают прекращение игры) должен ориентировать играющих детей, задавать нужное направление и предупреждать об опасности. Звук используется как условный сигнал, заменяющий зрительное восприятие. Звук лучше всего улавливается ребенком, если его источник установлен на уровне лица.

  В связи с этим у слабовидящего школьника может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что вызывает общее переутомление. Поэтому большое внимание уделяется дозировке физической нагрузки при играх. Эти меры безопасности дают возможность легко вводить ребенка в игру, обеспечивают самореализацию и раскрытие творческого потенциала ребенка, создают положительный эмоциональный фон.

  Проведение совместных подвижных игр слепых и слабовидящих детей, детей с другой нозологией и детей без патологии представляется на первый взгляд затруднительным. Однако существуют варианты проведения и таких подвижных игр. Они не стандартны, поэтому в каждом отдельном случае приходиться искать новые приемы, вносить в правила игры небольшие изменения, адаптируя игру для существующей группы. Например, если игра ведется парами, то их можно составить так: зрячий – незрячий; незрячий - слабовидящий; мама – незрячий ребенок и т.д. Вместо простого мяча можно использовать озвученный мяч, научить пользоваться осязательными и звуковыми ориентирами. В ряде игр нужно ограничивать поле деятельности зрячих игроков и игроков с остатками зрения, предварительно объявив об этом всем играющим.

  В играх-догонялках слабовидящие дети ловят только слабовидящих игроков, слепые же ловят всех, а в играх «Жмурки», «Ночной часовой» следует завязывать глаза только зрячим детям. Перед игрой с бегом желательно, чтобы дети сначала показывали рукой направление, куда они собираются бежать. Ведущий всегда должен находиться там, куда бегут играющие, являясь для них ориентиром. Некоторые дети страдают светобоязнью, таких детей следует поставить так, чтобы солнце не светило им в глаза. Не следует забывать и о том, что поднятие тяжести способствует увеличению внутриглазного давления, а при кратковременном беге максимальной интенсивности продолжительностью 5 секунд наблюдается снижение внутриглазного давления. Эти данные следует учитывать при определении физической нагрузки для детей, страдающих глаукомой.

  В процессе игры (эстафеты) взрослый ведет постоянное наблюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать переутомления, ведущему необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребенка, а именно:

  - рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, педиатра, психоневролога;

  - общее состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и другие заболевания);

  - состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

  - наличие сопутствующих заболеваний;

  - состояние зрительного дефекта (устойчивая или неустойчивая ремиссия);

  - способность ребенка ориентироваться в пространстве;

  - наличие предыдущего сенсорного опыта;

  - состояние и возможности сохранных анализаторов;

  - состояние нервной системы (автор).

  При организации и проведения занятий со слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясанием тела и наклонным положением головы (Л.В. Шапкова, 2002).

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов, врачей. С помощью медицинской диагностики следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а какие нет. Педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей.

Из-за потери зрения на основе органических нарушений:

- замедлено физическое формирование ребенка;

- затруднено подражание и овладение пространственными представлениями;

- из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность;

- нарушена координация движений;

- зачастую отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега.

Для организации игровой деятельности необходимо:

- учитывать предыдущий опыт,

- особенности осязательно-слухового восприятия,

- наличие остаточного зрения,

- уровень физической подготовленности,

- возрастные и индивидуальные возможности ребенка,

- место и время проведения игры,

- интересы всех играющих детей, их настроение.

Общие требования к проведению игры

1. Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам, которыми они владеют.

2. При выборе инвентаря для игры: для слепых использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки), для детей с остаточным зрением – подобрать яркий и красочный инвентарь.

3. При использовании мяча в игре рекомендуется подбирать мяч ровный (круглый) и несколько тяжелее волейбольного, т.к. тяжелый мяч лучше ощущается слепыми.

4. Если в помещении слишком светло, рекомендуется выбирать более темный мяч, если в помещении темно, то светлый.

5. Желательно использовать озвученный мяч.

6. Убедиться в безопасности игровой площадки (не должно быть пней, ям, кустарника, поверхность площадки должны быть однородной).

7. Установить ограничительные ориентиры (полоски из цветных мелков, яркой ткани).

8. Заранее ознакомить детей с размерами игровой площадки и ориентирами.

9. Использовать звуковой сигнал (свисток) для ориентирования играющих (задать нужное направление, предупредить об опасности).

10. Стараться, чтобы солнце не светило в глаза детям.

11. При играх на улице учитывать силу ветра (ветер способен относить звуки, отчего игроки могут сбиться с пути).

12. Осуществлять постоянное наблюдение за самочувствием детей.

13. Педагогу необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребенка, а именно:

- рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, педиатра, психоневролога;

- общее состояние ребенка (перенесенные инфекционные и др. заболевания);

- состояние ОДА и его нарушения;

- наличие сопутствующих заболеваний;

- состояние зрительного дефекта;

- способность ребенка ориентироваться в пространстве;

- наличие предыдущего сенсорного опыта;

- состояние и возможности сохранных анализаторов;

- состояние нервной системы.

При организации и проведении игр со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощениями, упражнения, связанные с сотрясением тела и наклонным положением головы.

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите задачи, средства, коррекционную направленность, методы адаптивного  физического воспитания детей с нарушением зрения.

2. Перечислите противопоказания к физическим упражнениям, относящиеся к детям с нарушением зрения.

3. Перечислите средства коррекции и профилактики нарушения зрения у детей.

4. Раскройте особенности физического воспитания дошкольников с нарушением зрения.

5. Раскройте особенности физического воспитания младших школьников с нарушением зрения.

6. В чем заключается специфика формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения?

7. Сформулируйте понятие «осанка».

8.Раскройте сутьпрограммы педагогических воздействий на процесс формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения.

9. В чем заключаются особенности проведения занятий лечебной физической культурой с детьми с глубокой зрительной патологией?

10. Раскройте особенности проведения подвижных игр для слепых и слабовидящих детей.

 

Литература

1.Белецкая, В.И. Охрана зрения слабовидящих школьников / В.И.Белецкая, А.Н.Гнеушева. – Москва: Просвещение, 1982. – 92с.

2.Белякова, Н.Т. Формирование осанки у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: дис. канд.пед.наук./Н.Т.Белякова. – Москва: [б. и.], 1968. – С.10-11.

3.Васильев, Е.П. Метод определения подвижности в суставах / Е.П.Васильев // Легкая атлетика. – 1960. – № 11. – С.31-32.

4.Глазырина, Л.Д. Физическая культура. 1-й класс / Л.Д.Глазырина, Т.А. Лопатик. – Москва: ВЛАДОС, 1998. – 120с.: ил.

5.Демирчоглян, Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Г.Г.Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян. – Москва: Советский порт, 2000. – 160с., ил. – (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

6.Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С.П.Евсеев, Л.В. Шапкова. – Москва: Советский спорт, 2000. – 240с.: ил.

7. Земцова, М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / под ред. М.И.Земцовой. – Москва: Просвещение, 1978. – 93с.

8.Каптелин, А.Ф. Профилактика некоторых деформаций опорно-двигательного аппарата у детей / А.Ф.Каптелин. – Москва: Медицина, 1962. –156с.

9.Кашуба, В.А. Биомеханика осанки / В.А.Кашуба. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 280с.

10.Краковяк, Г.М. Воспитание осанки. Гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей /Г.М. Краковяк; Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР / Г.М.Краковяк.  –  Ленинград: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1959. – 135с.

11.Красикова, И.С. Осанка: воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки / И.С.Красикова. – Санкт-Петербург: КОРОНА принт, 2001. – 176с.: ил.

12.Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учебное пособие / Н.Л.Литош. – Москва: СпортАкадемПресс, 2002. – 140с.

13.Ловейко, И.Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. – 2-е изд., перераб. и доп. / И.Д. Ловейко, М.И.Фонарев. – Ленинград: Медицина. 1988. – 144с.: ил. – (Библ. среднего медработника).

14.Мелентьева, Н.Н. Формирование осанки у младших школьников с нарушением зрения в процессе занятий физическими упражнениями в специальной (коррекционной) школе: автореф. … канд. пед. наук / Н.Н.Мелентьева. – Санкт-Петербург: РТП РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. – 20 с.

15.Мелихов, В.В. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / В.В.Мелихов. – Елец: ЕГУ, 2008. – 137с.

16.Никулина, Г.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения / Г.В.Никулина, Л.В. Фомичева. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 128с.

17.Павлов, А.П. Формирование правильной осанки у школьников с нарушен Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (Ясли-сад-начальная школа) / под ред. Л.И. Плаксиной. – Москва: Просвещение, 1997. – 326с.

18.Попов, С.В. Функциональное состояние нервно-мышечной системы у детей с нарушениями осанки как основа для целенаправленного подбора средств и методов физического воспитания / С.В.Попов // Педагогические и медико-биологические проблемы физического совершенствования школьников: межвузовский сборник научных трудов. – Ленинград, 1983.- С.151-164.

19.Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А.Потапчук, М.Д.Дидур. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 166с.

20.Рубцова, А.Д. Лечебная физкультура при расстройствах осанки и сколиозах у школьников: учебно-практическое и наглядное пособие для врачей и методистов по лечебной физкультуре / А.Д.Рубцова. – Москва: Медгиз, 1955. – 193с.

21.Семенова Л.К. Предупреждение нарушений осанки / Л.К.Семенова, Н.И.Гурова // Физическая культура в школе. – 1985. – №2. – С.60-61.

22.Сермеев, Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей / Б.В.Сермееев. – Москва: Просвещение, 1983. – 96с., ил.

23.Страковская, В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.Л.Страковская. – Москва: Медицина, 1987. – 240с., ил.

24. Филиппова С.О. Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб. пособие для студентов факультетов физической культуры / под ред.С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – Санкт-Петербург: ВВМ, 2004. – 514с.

25.Фонарев, М.И. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях. Изд. 2-е, перераб. и дополн. / М.И.Фонарев, Т.А.Фонарева. – Ленинград: Медицина, 1981. – 280с.: ил.

 26.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – Москва: Академия, 2003. – 480с.

27.Язловецкий, В.С. Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем / В.С.Язловецкий. – Киев: Здоровья, 1991. – 230с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: