Формирование произвольных движений происходит под воздействием регулирующей функции речи. Речевая инструкция ускоряет выработку условных рефлексов, формирование сложных двигательных навыков.
У детей с потерей слуха значительно снижается объем речевой информации.
Ученые считают, что необходимо включать речевой материал в содержание уроков: применение связных высказываний, предметно-практические действия при составлении сюжетных текстов.
Все команды в гимнастике должны даваться устно и считываться с губ преподавателя.
Технику упражнений необходимо объяснять живо, красочно, интересно.
Ученые рекомендуют специальные упражнения, чтобы развивать подвижность грудной клетки, регулировать фазу вдоха и выдоха, укреплять дыхательные мышцы.
Задачи речевого развития успешно решаются в игровой деятельности с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастики, речевых и подвижных игр.
При проведении занятий по адаптивному физическому воспитанию с глухими и слабослышащими учениками необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
|
|
- использовать визуальные учебные подсказки;
- выдавать ученикам копии планов занятий, адаптированных для их усвоения;
- использовать на рабочих станция карточки с письменным объяснением и иллюстрациями;
- пользоваться четкими командами для начала и прекращения выполнения упражнений;
- во время командных игр использовать таблички со счетом и хорошо заметный таймер;
- придумать хорошо различимые и легко заметные сигналы для общения на расстоянии;
- для привлечения внимания глухого ученика встать рядом и похлопать его по плечу;
- не пользоваться жевательной резинкой, не прикрывать рот рукой;
- во время инструктажа располагать учеников непосредственно перед собой;
- убедиться, что у вас за спиной нет источников яркого света (солнце, лампы);
- во время занятий в зале использовать хорошее освещение;
- во время занятий на улице не ставьте учеников лицом к солнцу;
- контролировать, как вас понимают ученики;
- поощрять лидерские навыки глухих учеников;
- предоставлять глухим ученикам право выбора и уважать их выбор;
- поощрять стремление глухих детей быть капитаном команды, лидером группы, судьей;
- представлять глухому ученику информацию во время учебных моментов (в середине игры).