Задачи, формы, средства адаптивного физического воспитания

Направленностью адаптивного физического воспитания для детей с нарушением слуха является:

- коррекция имеющегося дефекта;

- выработка необходимых компенсаций;

- профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений;

- интеграция занимающегося в общество.

В процессе физкультурно-оздоровительной работы реализуются как общие задачи, так и коррекционные, обусловленные наличием своеобразия в физическом воспитании детей с нарушением слуха.

Общие задачи:

- воспитание гармонически развитой личности ребенка;

- укрепление здоровья;

- воспитание волевых качеств;

- воспитание жизненно необходимых умений и навыков;

- развитие физических качеств: быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость.

Коррекционные задачи:

- охрана остаточного слуха;

- коррекция недостатка физического развития, обусловленного нарушением слуха;

- развитие сохранных анализаторов (зрение, обоняние, осязание, вибрационные ощущения);

- накопление словарного запаса;

- активизация функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы;

- улучшение и укрепление функций опорно-двигательного аппарата;

- коррекция вторичных отклонений в физическом развитии;

- развитие навыков в познавательной деятельности;

- коррекция и развитие способности к усвоению ритма движений;

- коррекция и развитие способности к быстрому реагированию;

- коррекция и развитие координации движений;

 - коррекция и развитие мелкой моторики пальцев;

 - формирование устойчивости, помогающей преодолеть шаркающую походку;

- развитие и правильное использование остатков слуха;

- развитие чувства ритма, умения различать тактильно-вибрационные и доступные звуковые сигналы.

Формы занятий физическими упражнениями:

- урочная форма (урок физической культуры, ритмика, физкультминутки);

- неурочные формы: в режиме учебного дня (утренняя гимнастика, подвижные игры на перемене, спортивный час), внеклассные занятия (оздоровительные занятия по общей физической подготовке), физкультурные праздники, подвижные игры, дни здоровья, туристические походы, прогулки).

Основная форма занятий физическими упражнениями - урок, который с глухими школьниками строится по общепринятой схеме проведения занятий по физической культуре и состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части урока необходимо обратить внимание учеников на решении основных его задач. Новый учебный материал можно записывать на доске с последующим объяснением и показом. Первые упражнения должны быть легкими по нагрузке  разновидности ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в движении и на месте.           

В основной части урока решают наиболее сложные учебно-воспитательные задачи: освоение и совершенствование двигательных действий, развитие физических качеств, воспитание морально-волевых качеств личности. В начале основной части осваивают сложные двигательные действия или закрепляют ранее пройденный материал. Упражнения для развития физических способностей обычно проводят в такой последовательности: скорость, быстрота двигательного действия, сила, выносливость. Эту последовательность можно изменить в целях решения более важной (основной) задачи.

Для развития быстроты и скорости применяют рывки на короткие дистанции, бег с ускорением, высоким подниманием бедра, комбинированные эстафеты, игры с передвижением, прыжками, переносом набивных мячей. Большинство упражнений должны носить игровой и соревновательный характер.

Для развития скоростно-силовых способностей, необходимо больше времени отводить упражнениям с набивными мячами (1-2 кг): подбрасывание вверх, броски, передачи, прыжки с продвижением на одной ноге, на двух ногах с открытыми и закрытыми глазами.

В основную часть урока рекомендуется включать упражнения для развития функции равновесия и вестибулярной функции.

Средства для коррекции функции равновесия:

- ходьба по дорожке (с различными предметами, переступая предметы);

- ходьба по кругу (в обоих направлениях);

- ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы;

- ходьба по дощечкам («кочкам»);

- ходьба на лыжах и коньках по ковру;              

- езда на велосипеде и самокате;

- ходьба, бег, прыжки, ползание по наклонной опоре;

- балансировка на набивном мяче;

- элементы игры в баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон.

Средства коррекции вестибулярной функции:

- движения глаз;

- наклоны и повороты головы в разных плоскостях;

- повороты головы при наклоненном туловище;

- повороты на 90º,180º,360º.;

- кувырки вперед, назад;

- вращение вокруг шеста, держась за него руками;

- кружение в парах с резкой остановкой;

- подскоки на батуте;

- изменение темпа движения в ходьбе, беге, прыжках;

- резкая остановка при выполнении движений;

- прыжки со скакалкой с изменением темпа;

- упражнения с закрытыми глазами (кувырки, кружение, наклоны и повороты головы).

Методические правила:

- подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка;

- специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими;                   

- упражнения с изменениями положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;

- упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами;

- в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи;                  

- образцовый показ упражнений учителем;

- использовать на занятиях звуковые сигналы (пианино, барабан, бубен);

- использование специального словаря (определенный набор слов для каждого занятия).

В заключительной части урока рекомендуется проводить подвижные игры малой интенсивности, игры на внимание, дыхательные упражнения.

При выполнении специальных упражнений на занятиях с глухими детьми чаще применяют следующие методы: игровой, соревновательный, повторный, круговой, переменный, интервальный.             

 

Принципы проведения занятий с учениками, у которых установлены кохлеарные импланты

Кохлеарные импланты - специальные устройства, которые устанавливают во внутреннее ухо путем хирургической операции. Имплант принимает на себя выполнение всех структур внутреннего уха и предназначен для того, чтобы улучшить распознавание речи и звуковой информации. Учащиеся с кохлеарными имплантами обладают особыми потребностями. При проведении занятий адаптивным физическим воспитание необходимо придерживаться ряда рекомендаций:

- отказаться от занятий спортом, которые могут привести к получению сильных ударов по голове (футбол, хоккей, борьба, акробатика и другие контактные виды спорта);

- избегать занятия видами двигательной активности, которые связаны с повышенным риском падений и травм головы (езда на роликовых коньках, скейтборд, самокат, скалолазание). Занятия допустимы только после обучения, при правильном использовании шлема;

- быть осторожными при занятиях зимними видами спорта горнолыжный спорт, сноубординг катание на санях и коньках;

- во время занятий в воде снимать наружные части аппарата. При снятии аппарат ученик полностью утрачивает слух, поэтому учитель должен использовать методы обучения для глухих учеников;            

- чрезмерное потоотделение может приводить к попаданию влаги внутрь устройства, что может стать причиной нежелательных шумов. Поэтому во время интенсивных занятий устройство лучше снимать либо носить повязку, которая защитит от воздействия пота.

На занятия по физическому воспитанию дети могут одевать также заушные аппараты, которые во время выполнения упражнений могут слетать с головы. Поэтому педагогу необходимо учитывать эти особенности и не допускать, чтобы дети наступали ногами на аппараты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: