Особенности психофизического развития глухих детей

У глухих и слабослышащих детей могут отмечаться следующие сопутствующие отклонения (все эти отклонения в совокупности не могут отмечаться у одного ребенка):

- задержка моторного развития;

- задержка психического развития;            

- нарушение речи;

- нарушение памяти, внимания, мышления;

- нарушение общения;

- нарушение реагирующей способности;

- дисгармоничное физическое развитие в 62% случаев;

- в 43% случаев – дефекты опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие);

- заболевания дыхательной системы;            

- вегетативно-соматические расстройства;

- у 70% глухих детей сопутствующие заболевания;

- снижение уровня развития основных физических качеств: от 12 до 20% - отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп, скоростно-силовых качествах;

- замедленная скорость обратной реакции;        

- трудности сохранения статического и динамического равновесия (особенно если повреждены полукружные каналы внутреннего уха при сенсоневральной глухоте (повреждение нерва);

- недостаточно точная координация и неуверенность движений, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы;

- низкий уровень ориентировки в пространстве;        

- замедленная скорость выполнения отдельных движений, темпа двигательной деятельности;

- отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений;

- специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания;

- искажение звукового состава слов;

- грубое нарушение грамматических связей между словами;

- элементарность синтаксического оформления (преобладают предложения, состоящие из одного-двух-трех слов, затруднено понимание сложных предложений, в своей речи обучающиеся употребляют меньшее количество грамматических средств, чем им известно);

- ограниченность словарного запаса;

- замедленный темп формирования речи сказывается на развитии всех форм мышления ребенка - наглядного и понятийного;

- трудности при формировании понятий, при переосмыслении ранее усвоенных знаний;

- обобщение по случайному признаку, а не по общей родовой или видовой принадлежности;

- затруднения в выделении причинно-следственных связей и отношения между предметами и явлениями;

- трудно выделять существенные признаки объектов, особенно, если они маскируются внешними, ярко выделяющимися признаками, и отделять их от второстепенных.

Американские ученые считают, что потеря слуха является сенсорным нарушением, а не физическим, она никак не может быть причиной более низкого уровня физической подготовленности глухих детей.

 

Контрольные вопросы

1.Раскройте понятие и классификацию нарушений слуха.

2. Перечислите основные патологии слуха.              

3. Каковы причины нарушения слуха (врожденные, приобретенные)?

4. Раскройте классификацию детей с нарушением слуха.

5. В чем заключаются особенности психического развития детей с нарушением слуха?

6. В чем заключаются особенности физического развития детей с нарушением слуха?       

Литература

1. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб.заведений / под ред. Н. М. Назаровой, Т.Г.Богдановой. - Москва: Издательский центр «Академия», 2005.  - 576 с.

2. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М.Боксис. – Москва: Педагогика, 1963. – 215с.

3. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А.Головчиц. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.  304 с. — (Коррекционная педагогика)

4. Картавцева, А.И. Комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие [Текст] / А.И.Картавцева, О.Э.Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2011. – 156с.

5. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учебное пособие / Н.Л.Литош. – Москва: СпортАкадемПресс, 2002. – 140с.

6. Селиверстов, В.И. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений / под общ. ред. В.И. Селиверстова. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.

7. Хода, Л.Д. Основные составляющие методологии социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре /Л.Д. Хода // Научно – практический журнал «Ученые записки». – 2008. - №3 (37). – С. – 98-101.

8. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л. В. Шапковой. - Москва: Советский спорт, 2003. - 464 с., ил.

9. Шевченко, Ю.С. Особенности развития детей с нарушениями слуха / Ю.С.Шевченко // Медико - психолого - педагогическое сопровождение детей - инвалидов и их семей: Материалы Всероссийской научно – практической конференции с международным участием 1-3 декабря 2010г. в 2 т. Т. 2/ отв. ред. Г.И. Чижакова. – Красноярск: СибГТУ, 2010. – С. 223 – 229.

 

 

II.ОСНОВЫ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: