У глухих и слабослышащих детей могут отмечаться следующие сопутствующие отклонения (все эти отклонения в совокупности не могут отмечаться у одного ребенка):
- задержка моторного развития;
- задержка психического развития;
- нарушение речи;
- нарушение памяти, внимания, мышления;
- нарушение общения;
- нарушение реагирующей способности;
- дисгармоничное физическое развитие в 62% случаев;
- в 43% случаев – дефекты опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие);
- заболевания дыхательной системы;
- вегетативно-соматические расстройства;
- у 70% глухих детей сопутствующие заболевания;
- снижение уровня развития основных физических качеств: от 12 до 20% - отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп, скоростно-силовых качествах;
- замедленная скорость обратной реакции;
- трудности сохранения статического и динамического равновесия (особенно если повреждены полукружные каналы внутреннего уха при сенсоневральной глухоте (повреждение нерва);
- недостаточно точная координация и неуверенность движений, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы;
- низкий уровень ориентировки в пространстве;
- замедленная скорость выполнения отдельных движений, темпа двигательной деятельности;
- отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений;
- специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания;
- искажение звукового состава слов;
- грубое нарушение грамматических связей между словами;
- элементарность синтаксического оформления (преобладают предложения, состоящие из одного-двух-трех слов, затруднено понимание сложных предложений, в своей речи обучающиеся употребляют меньшее количество грамматических средств, чем им известно);
- ограниченность словарного запаса;
- замедленный темп формирования речи сказывается на развитии всех форм мышления ребенка - наглядного и понятийного;
- трудности при формировании понятий, при переосмыслении ранее усвоенных знаний;
- обобщение по случайному признаку, а не по общей родовой или видовой принадлежности;
- затруднения в выделении причинно-следственных связей и отношения между предметами и явлениями;
- трудно выделять существенные признаки объектов, особенно, если они маскируются внешними, ярко выделяющимися признаками, и отделять их от второстепенных.
Американские ученые считают, что потеря слуха является сенсорным нарушением, а не физическим, она никак не может быть причиной более низкого уровня физической подготовленности глухих детей.
Контрольные вопросы
1.Раскройте понятие и классификацию нарушений слуха.
2. Перечислите основные патологии слуха.
3. Каковы причины нарушения слуха (врожденные, приобретенные)?
4. Раскройте классификацию детей с нарушением слуха.
5. В чем заключаются особенности психического развития детей с нарушением слуха?
6. В чем заключаются особенности физического развития детей с нарушением слуха?
Литература
1. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб.заведений / под ред. Н. М. Назаровой, Т.Г.Богдановой. - Москва: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
2. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М.Боксис. – Москва: Педагогика, 1963. – 215с.
3. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А.Головчиц. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 304 с. — (Коррекционная педагогика)
4. Картавцева, А.И. Комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие [Текст] / А.И.Картавцева, О.Э.Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2011. – 156с.
5. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учебное пособие / Н.Л.Литош. – Москва: СпортАкадемПресс, 2002. – 140с.
6. Селиверстов, В.И. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений / под общ. ред. В.И. Селиверстова. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
7. Хода, Л.Д. Основные составляющие методологии социальной интеграции неслышащих людей в адаптивной физической культуре /Л.Д. Хода // Научно – практический журнал «Ученые записки». – 2008. - №3 (37). – С. – 98-101.
8. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л. В. Шапковой. - Москва: Советский спорт, 2003. - 464 с., ил.
9. Шевченко, Ю.С. Особенности развития детей с нарушениями слуха / Ю.С.Шевченко // Медико - психолого - педагогическое сопровождение детей - инвалидов и их семей: Материалы Всероссийской научно – практической конференции с международным участием 1-3 декабря 2010г. в 2 т. Т. 2/ отв. ред. Г.И. Чижакова. – Красноярск: СибГТУ, 2010. – С. 223 – 229.
II.ОСНОВЫ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА