1. Артрезия наружного слухового прохода – сужен просвет слухового прохода.
2. Серная пробка. Причины: повышенная функция серных желез, узость и ненормальная изогнутость наружного слухового прохода, затрудняющие выделение серы наружу, ненормальные химические свойства серы (повышенная вязкость, клейкость).
3. Инородные тела: живые тела (насекомые), горох, фасоль, бусы, камешки, вишневые косточки.
Заболевания барабанной перепонки
Проникновение инфекции в барабанную полость с последующим развитием гнойного воспаления среднего уха (из-за прободения и разрыва барабанной перепонки).
Заболевания среднего уха
1.Катар среднего уха: у маленьких детей по причине аденоидных разращений в носоглотке.
2.Острое воспаление среднего уха (острый средний отит).
3.Хроническое воспаление среднего уха (хронический средний отит). Причины: хронический насморк, полипы, аденоиды.
При первой форме воспалительный процесс ограничивается только слизистой оболочкой среднего уха.
|
|
При второй форме воспалительный процесс переходит на костные стенки барабанной полости.
4.Отосклероз – своеобразный процесс, развивающийся в костной капсуле ушного лабиринта и заключающийся в разрастании костной ткани в области ниши овального окна. Пластинка стремечка оказывается замурованной в овальном окне и лишается своей подвижности.
Заболевания внутреннего уха
1.Дефекты и повреждения внутреннего уха: врожденные дефекты (полное отсутствие лабиринта, недоразвитие частей лабиринта, недоразвитие кортиева органа – волосковые клетки). Патогенные факторы: интоксикация организма матери, инфицирование, травма плода. Повреждения во время родов в результате сдавливания головки плода узкими родовыми путями или акушерскими щипцами. У маленьких детей – падения с высоты (кровоизлияния в лабиринт и смещения участков лабиринта).
2. Воспаление внутреннего уха (лабиринт). Причины: переход воспалительного процесса из среднего уха; распространение воспаления со стороны мозговых оболочек; занос инфекции током крови.
Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров в головном мозге
1.Неврит слухового нерва – заболевания ствола слухового нерва, поражения нервных клеток, входящих в состав спирального нервного узла.
Интоксикация клеток спирального нервного узла происходит при отравлении химическими ядами, при воздействии токсинов, циркулирующих в крови при менингите, скарлатине, гриппе, свинке. В результате интоксикации наступает гибель всех или части клеток спирального узла с последующим полным или частичным выпадением слуховой функции.
|
|
Заболевания слуховой области коры головного мозга и проводящих путей могут возникать при кровоизлияниях, опухолях, энцефалитах.
2.Шумовые поражения. Длительное воздействие шума способствует развитию дегенеративных изменений в волосковых клетках кортиева органа, распространяющееся на нервные волокна и на клетки спирального нервного узла.
3.Воздушная контузия – действие взрывной волны (внезапное резкое колебание атмосферного давления с сильным звуковым раздражителем). Могут возникнуть патологические изменения во всех отделах слухового анализатора (разрыв барабанной перепонки, кровоизлияния в среднем и внутреннем ухе, смещение и разрушение клеток кортиева органа – стойкое поражение слуховой функции).
4. Функциональное нарушение слуха – временные расстройства слуховой функции, сочетающиеся иногда с нарушением речи. Истерическая глухота у людей со слабой нервной системой под влиянием сильных раздражителей, чаще у детей (Л.В.Шапкова, 2003).
Таким образом, существует множество заболеваний наружного, среднего и внутреннего уха, которые нельзя оставлять без внимания, во избежание серьезных осложнений.
Классификация детей с нарушением слуха
Глухие дети – это дети с тотальным (полным) выпадением слуха.
Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного овладения речью.
Глухие и слабослышащие отличаются друг от друга по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным (по чтению с губ лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения.
Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими.
Отдельную группу составляют позднооглохшие. Эти дети к моменту наступления нарушения слуха уже обладали сформировавшейся речью. У позднооглохших может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи (после возникновения нарушения слуха без специальной педагогической поддержки словесная речь начинает распадаться).
У ранооглохших детей резко ограничена возможность овладения словесной речью, что приводит к глухонемоте, т.к. ребенок не может разборчиво воспринимать чужую и собственную речь, подражать окружающим. Немота есть следствие глухоты.
Как правило, у глухих детей нет органических поражений речевого аппарата, отсутствие речи является вторичным нарушением.