Заболевания наружного уха

1. Артрезия наружного слухового прохода – сужен просвет слухового прохода.

2. Серная пробка. Причины: повышенная функция серных желез, узость и ненормальная изогнутость наружного слухового прохода, затрудняющие выделение серы наружу, ненормальные химические свойства серы (повышенная вязкость, клейкость).

3. Инородные тела: живые тела (насекомые), горох, фасоль, бусы, камешки, вишневые косточки.

Заболевания барабанной перепонки

Проникновение инфекции в барабанную полость с последующим развитием гнойного воспаления среднего уха (из-за прободения и разрыва барабанной перепонки).

Заболевания среднего уха          

1.Катар среднего уха: у маленьких детей по причине аденоидных разращений в носоглотке.

2.Острое воспаление среднего уха (острый средний отит).

3.Хроническое воспаление среднего уха (хронический средний отит). Причины: хронический насморк, полипы, аденоиды.

При первой форме воспалительный процесс ограничивается только слизистой оболочкой среднего уха.

При второй форме воспалительный процесс переходит на костные стенки барабанной полости.

4.Отосклероз – своеобразный процесс, развивающийся в костной капсуле ушного лабиринта и заключающийся в разрастании костной ткани в области ниши овального окна. Пластинка стремечка оказывается замурованной в овальном окне и лишается своей подвижности.

Заболевания внутреннего уха

1.Дефекты и повреждения внутреннего уха: врожденные дефекты (полное отсутствие лабиринта, недоразвитие частей лабиринта, недоразвитие кортиева органа – волосковые клетки). Патогенные факторы: интоксикация организма матери, инфицирование, травма плода. Повреждения во время родов в результате сдавливания головки плода узкими родовыми путями или акушерскими щипцами. У маленьких детей – падения с высоты (кровоизлияния в лабиринт и смещения участков лабиринта).

2. Воспаление внутреннего уха (лабиринт). Причины: переход воспалительного процесса из среднего уха; распространение воспаления со стороны мозговых оболочек; занос инфекции током крови.

Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров в головном мозге            

1.Неврит слухового нерва – заболевания ствола слухового нерва, поражения нервных клеток, входящих в состав спирального нервного узла.

Интоксикация клеток спирального нервного узла происходит при отравлении химическими ядами, при воздействии токсинов, циркулирующих в крови при менингите, скарлатине, гриппе, свинке. В результате интоксикации наступает гибель всех или части клеток спирального узла с последующим полным или частичным выпадением слуховой функции.

Заболевания слуховой области коры головного мозга и проводящих путей могут возникать при кровоизлияниях, опухолях, энцефалитах.

2.Шумовые поражения. Длительное воздействие шума способствует развитию дегенеративных изменений в волосковых клетках кортиева органа, распространяющееся на нервные волокна и на клетки спирального нервного узла.

3.Воздушная контузия – действие взрывной волны (внезапное резкое колебание атмосферного давления с сильным звуковым раздражителем). Могут возникнуть патологические изменения во всех отделах слухового анализатора (разрыв барабанной перепонки, кровоизлияния в среднем и внутреннем ухе, смещение и разрушение клеток кортиева органа – стойкое поражение слуховой функции).

4. Функциональное нарушение слуха – временные расстройства слуховой функции, сочетающиеся иногда с нарушением речи. Истерическая глухота у людей со слабой нервной системой под влиянием сильных раздражителей, чаще у детей (Л.В.Шапкова, 2003).     

Таким образом, существует множество заболеваний наружного, среднего и внутреннего уха, которые нельзя оставлять без внимания, во избежание серьезных осложнений.

 

   

Классификация детей с нарушением слуха

Глухие дети – это дети с тотальным (полным) выпадением слуха.

Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного овладения речью.

Глухие и слабослышащие отличаются друг от друга по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным (по чтению с губ лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения.

Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими.

Отдельную группу составляют позднооглохшие. Эти дети к моменту наступления нарушения слуха уже обладали сформировавшейся речью. У позднооглохших может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи (после возникновения нарушения слуха без специальной педагогической поддержки словесная речь начинает распадаться).

У ранооглохших детей резко ограничена возможность овладения словесной речью, что приводит к глухонемоте, т.к. ребенок не может разборчиво воспринимать чужую и собственную речь, подражать окружающим. Немота есть следствие глухоты.

Как правило, у глухих детей нет органических поражений речевого аппарата, отсутствие речи является вторичным нарушением.                 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: