Характеристика основных информативных методов

Основная цель применения информативных методов – своевременное получение полной, достоверной, актуальной и защищенной от общего доступа информации или результатов ее обработки, необходимых для последующего принятия решения субъектами налогового контроля.

Информационную базу налоговых органов составляет информация, которую налоговые органы собирают сами, а также информация, которую предоставляют налоговым органам другие органы.

Следовательно, всю совокупность применяемых информативных методов можно разделить на две группы по признаку источника полученных данных и сведений:

1) информативные методы, позволяющие получить информацию в процессе проведения контрольных мероприятий напрямую от налогоплательщиков: истребование дополнительных документов, письменных справок и объяснений от налогоплательщиков;

2) информативные методы, с помощью которых налоговым органам предоставляются данные о деятельности проверяемых налогоплательщиков, прошедшие определенную техническую и аналитическую обработку, от других уполномоченных контролирующих органов (например, ФТС, МВД, Следственного Комитета, Счетной Палаты, а также органов, указанных в статье 85 НК РФ).

Истребование дополнительных документов, письменных справок и объяснений от налогоплательщиков осуществляется с целью подтверждения достоверности и обоснованности содержания документов или фактов нарушений, выяснения причин нарушений и виновных лиц.

Так, пунктом 3 ст. 88 НК РФ «Камеральная налоговая проверка» предусматривается обязанность налогоплательщика давать пояснения, которые подтверждают правильность исчисления налога, в случае выявления в ходе проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах.

Налогоплательщик может быть вызван в налоговый орган для дачи пояснений не только в связи с налоговой проверкой, но и в иных случаях, связанных с исполнением им законодательства о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Так, в период приостановления проведения выездной налоговой проверки правомерно получение пояснений от представителей проверяемой организации, если такие действия осуществляются вне помещений (территорий) проверяемого налогоплательщика.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налогового агент) также может быть вызван на заседание комиссии по работе с убыточными организациями.

Статья 82 НК РФ «Формы налогового контроля» не регламентирует каким-либо образом порядок получения пояснений налогоплательщиков по вопросам уплаты налогов. В данном случае п.1 ст. 82 НК РФ корреспондирует с п.п.7 п.1 ст. 21 НК РФ «Права налогоплательщиков» (право представлять налоговым органом пояснения по исчислению и уплате налогов) и п.п. 6 ст. 100 НК РФ (право налогоплательщика представить налоговому органу письменное объяснение мотивов отказа подписать акт налоговой проверки или письменные возражения по акту.

Получение необходимых сведений от различных организаций может осуществляться путем направления письменного запроса.

С 1 июля 2014 г. банки обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (депозитов).

При этом справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) у физических лиц, не являющихся предпринимателями, справки об остатках денежных средств на их счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на их счетах, по их вкладам (депозитам), справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств такими физлицами налоговый орган вправе запросить у банка только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

Налоговые органы не вправе собирать, хранить, использовать и распространять информацию о налогоплательщике, составляющую аудиторскую тайну (п. 4 ст. 82 НК РФ). Под таковой понимаются любые сведения и документы, полученные или составленные аудиторской организацией или индивидуальным аудитором при оказании услуг, предусмотренных законом об аудиторской деятельности (ст. 9 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ).

Согласно изменениям в статью 84 НК РФ, введенным Федеральным законом от 29.07.2018 № 231-ФЗ, с 2019 года налоговые имеют право собирать, хранить и использовать сведения, полученные от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) //Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. – 3 августа - N 31, т. 3824. – Ст. 31, 32, 40, 82, 87, 88, 89, 93.1, 101.

2. «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»: Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) // Финансовая газета, 1995, N 28.

3.«Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке»: Приказ Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. №№ 20н, ГБ-3-04/39 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 1999. - 5 июля. - № 27.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: