Глава 3. Съезжие праздники

Кануны

Еще на рубеже XIX – XX веков во многих таёжных глухих селениях по Ангаре и Енисею отмечались «кануны» – совместные трапезы членов общины, устроенные в складчину. Истоки их уходили в глубокую древность, в языческие времена. Кануны относились к числу «заветных» праздников, традиционных для данного селения, в честь святого или особого события.

«Канунное пиво» варили в общественной поварне, построенной и оборудованной на средства «общества», в специальном котле. Пиво варил специально избранный пивовар (с помощниками) из муки, собранной со всех дворов деревни. Готовое пиво ставили возле общей пивоварни (в некоторых местах – возле часовни, во дворе у пивовара или кого-либо из односельчан), куда и собирались все жители селения. Выпив пива, каждый клал на блюдо плату за него деньгами или натурой (яйца, шерсть, льняное волокно и пр.), и эти средства поступали затем в пользу церкви или часовни. Следовательно, это был праздник единения членов общины.

Общинные обеды в пользу церкви отмечали в Алёшкиной на Николу вёшного и на Преображенье. Варили «канун» в деревнях Селенгиной, Усольцевой и Соколовой. В Митрофанов день в Аксёновой варили «канун» и пив а. В деревне Мозговой в съезжий праздник варили канун и пировали.

 

Съезжие праздники

К наиболее значимым праздникам местного значения в Енисейской губернии относились престольные и храмовые праздники, устраиваемые в честь имени своего храма. Как кануны, так и съезжие праздники сплачивали жителей селений и волостей в единое сообщество старожилов сибирского края.

Поскольку в Кежемской волости было всего три церкви – Пановская, Кежемская и Кашино-Шиверская, то престольные (храмовые) праздники по определению могли отмечаться только в этих селениях, где проходила церковная служба. Большинство деревень имели только часовни, и не все назывались по имени святого, как Никольская в Селенгино, или по церковному событию. Часовен не было в деревнях Привалихино, Фролово, Дворце, хотя съезжие праздники проходили во всех этих деревнях. Сами ли сельчане выбирали святого или им это было определено свыше, нам неизвестно. Так, Рождество отмечалось как съезжий праздник в нескольких селениях: Паново, Фролово.

Иногда в такие дни деревни объезжал священник, но в проведении самих праздников религиозных моментов было мало, в основном это были массовые гулянья, поэтому их не одобряла церковь. Обязательным считалось на храмовый праздник принять гостей – родственников, друзей, соседей. До середины XIX века храмовые праздники (часто осенью или зимой) продолжались пять-семь дней, позднее продолжительность сократилась до одного-трёх дней. Но если праздник приходился на горячую страду, праздновали один день.

Ангарцы «по кругу» гостевали весь год («Вот раньше в гости ездили, съезжие праздники были. Аксёновски в Панову, Селенгину, в Кежму ездили»). Гости старались побывать во всех домах; часто вышедшие из-за стола, закусив порядочно в одном доме, отправлялись в другой. Молодежь собиралась вместе, ходила по домам и улицам, вечером шла в один из домов на «вечёрку». Часто знакомства молодых людей в съезжий праздник заканчивались свадьбой.

А. А. Макаренко в своём «Сибирском народном календаре» приводит перечень канунов и съезжих праздников по деревням Кежемской волости:

Абросим – дд. Усольцево, Соколово, Селенгино;

Иннокентий Иркутский – дд. Мозговая, Савино;

Кирики-Улиты – с. Пановское и д. Мозговая;

Митрофана – д. Аксёнова;

Никола вёшной – с. Кежма, с. Пановское и д. Кежемская Заимка, канун в д. Алёшкиной;

Преображенье – канун в д. Алёшкиной;

Петра и Павла – с. Пановское;

Рождество – с. Пановское, д. Привалихина;

Петров день – с. Пановское.

Съезжие праздники с кануном: дд. Усольцево, Селенгино, Соколово, Мозговая, Кежемская Заимка – Казанская.

       Из присоединившихся селений: Троица – съезжий праздник в д. Яркино, Прокопьев день – в с. Чадобское. В д. Яркино в честь святого «Егория вёшного» устраивали «канун».

       Каждое селение отмечало два съезжих праздника – летний и зимний. В Аксёновой, например, зимний праздник отмечался в Митрофанов день 23 ноября (6 декабря), а летний – в Ильин день.

Воспоминания старожилов восстанавливают как географию, так и содержание съезжих праздников, повод для которых не всегда совпадает со списком Макаренко. Но общая картина складывается весьма впечатляющая. Доверимся свидетельствам очевидцев и носителей исторической памяти кежемского народа.

«Рождество у нас было в Пановой. Это наш был праздник. В Аксёновой там свой был. Старый Новый год был в Усольцевой. Крещение было в Кежме, кежемский праздник, туда съезжалися все. Если Новый год в Усольцевой, из Пановой туда кто-нибудь едут. А если у нас Рождество, значит, оттуда, из Селенгиной, сюда приезжают, здесь празднуют. Николу – там уже селенгинский праздник. В Селенгиной оне уже к своёму празднику готовятся. Из Кежмы приезжали, всё. Крещение было тоже вот престольный праздник, он кежемский был. У них там служба была. А у нас служба была в Рождество. А Пасха уже, говорят, всемирная была. Святая Пасха уже всемирная.

Останавливались по знакомству да по родству. У нас кежмари всё стояли… У нас одноколочек был, хоть и семья, на полу спали, худо же жили, тогда-то были потняки[7] из шерсти от сохатых. Её дубили, эту шерсть-то, вот шерстяные были потняки. Готовишься, ахичашь[8] всё. Крыши гостям шьёшь холшшовые. Как сейчас называют – наволочки. (…) Вот мы на крышу отрезали холста, крышу шить. А внутрь шерсть от сохатины набьём.

На лошадёнках приедут, ночевать надо. В дохах приедут: зимой-то холодно. Эти дохи-то на пол бросят, и спали на них. Печка топится, печи русские да печечка. Затопят печку, тепло. На полу спят все. И по двадцать человек, и всяко было.

       К деду приезжали из Савиной, Привалихиной там, Соколовой, Усольцевой, Селенгиной, Едорма была. Может, ешшо к кому-нибудь приедут из Кежмы. Лошади в ограде стояли. Кони-то раньше – старики за имям о-о-ё-ёй как ходили! Со своим сеном приедут, на санях привезут, там привяжут, в ограде, и они стоят. Там могут и ночь и две ночевать. В один день в три избы, четыре обходят. И мы можем пять домов в день обойти». **

Кокорина У. И. рассказывала: «Абросим праздник в декабре, съезжой праздник. Его в Селенгиной праздновали, с Усольцевой приедут, с Кежмы. Ангара встанет, дороги ледовы прочистят, вот до Пановой чистили, до Селенгиной. Торос а рубили. Пановски к нам встречу идут, рубят, а мы к им я идём, рубим. К им я м встречу. Ездили друг ко дружке».*

       В Усольцево в Васильев день отмечали «престольный» праздник. К этому дню съезжались гости из окрестных деревень. Хозяин, к кому приехали на постой, выходил, выпрягал лошадь, прибирал упряжь, ставил лошадь во двор, кормил сеном. Хозяйка на стол «направляет». А гость в это время уже отдыхает после дороги. Брюханова Ефросинья Григорьевна, 1921 г. р., рассказывала о щедром угощении, которое всегда имелось про запас: «А гуляли тогда полюдно. Я помлю, собиратся компания человек тридцать, гуляют в одной избе, потом переходят в другую. Вот так вот: из избы в избу. Всю деревню обходили. Готовили всяко. Рыбы нарубят мерзляком, самогонки принесут, стряпни. Боже мой! Холодцов наварят, и рыбных, и таких, и котлеты делали. Но всё же было!»

В Паново престольный праздник отмечали дважды в год: день Кирики-Улиты 15 июля по старому стилю и Рождество 25–27 декабря. К приезду «званых гостей» пановцы заготовляли праздничные яства, домашние «пив а» и т. п. «Рожжаство» праздновалось «с гулянками» три дня. Рассказывает Бакова Зинаида Ивановна, 1943 г. р.: «В Рождество престольный-то праздник. (…) Вот к нам, я помню, аксёновски приезжали, усольские. Дак (…) постелят на пол половики, дохи, всё постелят врасстилочку, и все и спали человек по десять, по пятнадцать приезжали. Печку русску затопят и по полу лягут на эти дохи, собачьи дохи. (…) Тут они жили по три, по два дня. Гуляли». **

Заборцева Арина Астафьевна, 1918 г. р., припомнила съезжие праздники в окрестных деревнях: «К Петрову дню уплывали в лодках. В лодки сядут и поедут в Алёшкино. Петров день в Алёшкиной-то отмечали. Тоже праздник хороший, большой был. В Заимку тоже. Троица была в Заимке. В Аксёнову ездили, в Панову ездили. Во все деревни! Все праздновали. Из Алёшкиной ездят ко Крешшению сюды, в Кежму. А в Заимке-то какой праздник, ради Христа, был. Припловеньев день какой-то был. Раньше полно праздников. Митрофанов день вот в этой… в Аксёновой был. Вот это всё праздники съезжие, все съезжалися. Вот как Крешшение, то Крешшение было здеся. На прорубь ходили и в церкву ходили. (…). А Новый год по-старому, Кряшшение, Кряшшение-то сюда ездили зимой, в Кежму. А Новый год, однако, не в Пановой ли встречали. В Панову ездили… Уедут дня на три туды, уедут. Да оттуда день надо ехать. Сорок-шестьдесят километров от Кежмы до Заимки, а Паново ешшо дальше. Ездили. (…) И работу хватили, и праздники любили. Без церквы-то чё теперь.?!»*

    Кежемская Заимка свой «съежж о й» праздник с кануном  отмечала на Казанскую 4 ноября. Заимские, в свою очередь, ездили в Кежму, Паново, Аксёново, Алёшкино и другие деревни.

       «У нас ведь, в Привалихиной, Новый год никогда не праздновали, а Рождество всю дорогу. В Савиной – Иннокентьев день».*

              «Тут хоть кто, хоть к кому заезжай – не прогонят. У нас, бывало, наедут, до двадцати коней во дворе стоит. А спать ложились – настелят по всей избе – не пройти», – вспоминала Елена Михайловна Хомайко, жившая раньше в деревне Дворец.

                   «В Усольцевой престольный праздник – это Новый год. Гуляли полюдно. Я помлю, собиратся компания человек в тридцать, гуляют в одной избе, потом переходят в другу избу. Вот так вот: из избы в избу». (В. И. Привалихин)

          «Верхние» деревни съезжались с соседними илимскими. Прасковья Гавриловна Зарубина, 1929 г. р., помнила: «В Ёдарме престол Никола, в Кате Крешшенье, в Савиной престольный праздник Иннокентьев день, здесь – Рожжаство. Вот эти праздники оне съезжие были праздники, дак гуляли все вместе».* «Рожжаство-то во Фролах был престольный». «В Привалихиной Рожжаство было, туда ехали гуляли Тушама, Чёрново, Кеуль, Ёдарма, Ката, Савино, Берёзово. Наедут, лошадей-то (ограды-то большие), саней некуда было ставить! В каждой ограде по четыре-пять саней, лошадей-то больше. С кошёвками которы, разукрашены лошади, с колокольчиками. Так красиво!»** Приезжих по традиции водили по гостям из дома в дом. Ответным порядком в Чёрновой праздновали Новый год, в Кате – Крещенье, в Савиной – Иннокентьев день. В православном календаре Иннокентьев день – день памяти святителя Иннокентия (Кульчицкого), первого епископа Иркутской епархии. Тримарёва, Валентина Ивановна 1941 г. р., из Савино: «Он съезж о й праздник. (…) И вот к нам съезжались. В декабре. На лошадях уже приезжали. Вот к нам приедут, со всех деревень на этот праздник приезжают. Ну, к каждому: в один двор, во второй, в третий – приезжали со всех деревень в одну деревню. А како гулянье-то шло! Это не то, что сейчас: если у меня и сидим, и сидим целый день. А вот тогда деревни же были большие. Тогда компания вот эта за день должна в четырёх – в пяти в домах побыть. (…)Ну, вот два-три дня гуляют хорошо. Потом моментально всё закругляется. Отгуляли – всё!»* Её родственники отправлялись с ответным визитом по другим деревням: «И вот (…) Крещенье начинатся. Всё, смотрю, с утра уже наряжаются, запрягают лошадей, такие красивые кошевы. Ну, вот повозка такая красивая сделанная. Садятся бабушка, дедушка, папа, мама. Две кошёвки запрягут, и вот они едут. Вот поближе была Ката, ну, деревня, оне туда едут. (…) Какой престольный праздник, в какой деревне, значит, туда уже едут».*

       У деревни Соколово был престольный праздник Микола зимний, который отмечался 6 декабря (по старому стилю). Несмотря на лютые декабрьские морозы, в Соколово на праздник съезжались жители из окрестных «верхних деревён» – из Фроловой и Савиной, из Селенгиной и Усольцевой. Эта традиция поддерживалась даже в годы войны.

              В Чадобце народ был гостеприимный, на службы в церковь съезжались прихожане со всех окрестных деревень. Во время съезжих праздников все находили приют и угощение, так как престольные праздники традиционно сопровождались застольями и их непременными спутниками на Ангаре – песнями.

    Если праздник был в летнее время, то в дневное время происходили разнообразные общие увеселения (различного рода соревнования, спортивные игры). Праздничная трапеза сопровождалась обычно хоровым пением, рассказами бывалых людей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В сумме все праздники сибирского календаря составляли 41. С воскресеньями получалось 86 дней или почти одна четвёртая часть всего календарного года. В общей сложности религиозных праздников и воскресений, когда нельзя было работать, оказывалось слишком много. Кежмарь Т. П. Воронов, сосчитав годовые и местные праздники, полупраздники, сватанья, смотренья, а самое главное, дни гулянок во время съезжих праздников и свадеб, определил для волостей Приангарья (Пинчугской и Кежемской) не менее 130–135 «гулевых» дней. Много это или мало? Ангарцы, как показывает их опыт жизни, умели как «безырывно» трудиться, так и от всей души радоваться жизни на праздниках и семейных торжествах.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.**Афанасьева-Медведева Г.В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири: в 20 т. – Иркутск, 2007 – 2018.

2 Большая энциклопедия Кежемского района / ред.-сост. Диденко Н. А. – Красноярск: Буква Статейнова, 2017.

3. Краткий словарь кежемского говора (Кежемское Приангарье). Карнаухов А. Ф. – 2-е изд., перераб. и испр. – Красноярск: ООО РПБ «Амальгама», 2016.

4. Макаренко А.А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. – СПб, 1913.

5. *Мифологическая проза славянского населения Красноярского края. Хрестоматия в 2 томах / сост. Н.А. Новосёлова, С.В. Калинина. Красн. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2011.

6. Н.А. Новосёлова Антропоморфное ряжение березы в Приенисейской Сибири agafonova@kspu.ru.

7. ***Хрестоматия старожильческих говоров Приангарья. Белоусова Г.Г.– Красноярск, КГПУ, 1996.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: