Раздел 4. Народные праздники и молодёжные увеселения

Народные праздники– неразрывные звенья единого круга трудовой жизни. «Всякая душа празднику рада» (В. Даль).. Все религиозные и мирские праздники отмечались сообща, обильными угощениями, совместными «гулеваниями».

После уборки картофеля прямо на поле устраивали коллективное гулянье.

 «Вечёрки… всё вечорки были сёдня к тебе, завтра ко мне, послезавтра к другому, третьему. Ну, по очереди вроде. В каменке смольё горело.

                   «Ходили на Рожжаство наредчики. И цыганами наряжалися. Наредятся человек десять, юбки широки, лентами обошьют их вот так, а внизу кружева пришьют. Кохты тоже шили: наискося вот так пришьют ленточки. И напрямую делали ленточки, и на плечи пустят. Пляски улошны, по всей Аксёновой гармошка. И женски, и девки, и старики. Гармошка играт, а женски и мужчины пляшут с конца деревни до конца. А вечером опеть причуды, наредчики, кто на метле едет, кто на чём. И бабой Ягой наряжались, и вороной наряжались, крылья таки сделают, нос такой».

 

       Устраивались рождественские посиделки, гадания на Святки.

 

Игра в городки в д. Каменка Енисейского уезда. Фото А. Макаренко. 1913 г.

       Покров Пресвятой Богородицы

       Всеобщий праздник, а также праздник женщин и молодёжи. Сибирскими девушками почитается Покров.

       Ещё до крещения Руси 1 (14) октября отмечали языческий праздник Покров, это был день, когда встречаются зима и осень. С Покрова начиналось «зазимье». Первый по-настоящему осенний праздник. Все отмечали этот день весело и задорно.

       С приходом христианства его начали толковать так, будто Дева Мария накрывает своим покровом всех. Действительно, в Сибири «Покров землю кроет», т. е. выпадает снег, который местами уже не тает. С Покрова мужчины уходят в тайгу по своим «угожь я м»[9] промышлять белку, соболя и проч.

       Начало «девьих» и бабьих «посиденок», «бесед», вечёрок с работой или с «игрищами». В Кежемской и Пинчугской волостях девушки бегали «нарятчиками», т. е. потехи ради наряжались, посещая в таком виде «вечереньки».

       Начало свадеб, поэтому Покров так почитается сибирскими девушками. По приметам, 14 октября выпадал первый снег, с чем символизировали покрывало или белую фату. Снежные Покрова означали много свадеб. Согласно поверьям, свадьба, сыгранная на Покров сулила молодым счастливое будущее и защиту самой Матери Божьей. Девушки, мечтающие о замужестве, считали для себя непременным долгом побывать на Покров в церкви, поставить свечи перед иконою Богородицы. Этот день надо было провести очень весело, потому что «если Покров весело проведёшь, дружка милого найдёшь».

С Покрова начинаются «девьи» и бабьи «посидёнки», «беседы», вечёрки с работой или с «игрищами». В Кежемском районе и северных деревнях и сёлах Богучанского района увеселительные собрания молодёжи назывались игрищами, а рабочие – вечёрками. В богучанских деревнях Климино, Чадобец (теперь эти селения входят в Кежемский район) слово «вечёрка» имело синоним – «вечерованье». Собираясь вечеровать, средние и старшие девушки надевали будничную одежду, но старались выглядеть почище, понаряднее. Они знали, что на огонёк обязательно заглянут ребята. Но вечёрошное веселье длится недолго. Поплясали, стряхнули усталость, и ребята уходят: кто домой, кто на следующую вечеринку – веселить другую компанию.

       Для увеселения и работы молодёжь собиралась примерно одного возраста (как говорят на Ангаре, – «одной рощи»). В большинстве деревень Кежемского района существовало три возрастных деления молодёжи. Жительница посёлка Болтурино Александра Ивановна Колпакова рассказывала: «Раньше у каждой рошши своя вечёрка. Ребята, девки, которым замуж идти, – больша вечёрка, помене – средняя, а уж девки 12–13 лет – меньшая». В деревнях, расположенных выше Кежмы (Мозговая, Усольцево, Фролово), выделялись всего две возрастные группы: младшие собирались с 17–18 лет, старшие – с 17–18 лет.

       Первая вечёрка была «званой», на неё шли по приглашению. «Бывало, обежишь всех подружек, созовёшь. Мол, приходите ко мне на вечёрку. А уж там уговаривались, к кому другой раз идти», – вспоминала Ульяна Егоровна Брюханова из деревни Климино. Следующие вечёрки подруги устраивали по очереди. Если же девушка не могла предоставить помещение у себя, то она должна была найти избу и договориться с хозяевами, а откупали дом вечеровальницы вскладчину.

                   С Покрова до Казанской (22 октября по старому стилю) ангарские охотники в лесу. В деревне в это время парней мало: одна–две компании зайдут к девушкам за длинный зимний вечер. Но скучать не приходилось – появлялись «нарядчики» («наредчики»). В отдалённых деревнях Кежемского района девушки меньше отвлекались от работы, чаще на вечёрках пели протяжные песни, беседовали с ребятами, не прекращая работы.

           В Кежемской и Пинчугской волостях девушки бегают «нарятчиками», т. е. потехи ради наряжаются, посещая в таком виде «вечереньки». Кто цыганкой нарядится, кто мужиком бородатым, а кто просто «ремуги» – рваную одежду – на себя нацепит, а на лицо старый чулок натянет или платком закроется, чтобы не узнали. С шумом, песнями, озорными частушками идут по деревне компании нарядчиков. Заходят ряженые в избу, пугают вечеровниц, заставляют плясать с собой.

 

    2.2. Казанска, или Казанская Богоматерь

 

           Большой праздник. Женщины её почитают как свою заступницу.

           К празднику варят «пив а», моют и белят избы и горницы. В день Казанской «гулеванят», т. е. идет веселье с переходами из гостей в гости, ездой по улицам и т. п. К вечеру молодёжь собирается на вечёрки. Играют, поют и пляшут до позднего часа ночи. Для веселья маскируются.

           В Казанскую и после неё совершаются усиленно сватанья и справляются свадьбы. В этот день в селе Кежма девушки, обычно до начала «вечереньки», «свальбой» ездят по улицам селения. В запряжённых «п о шевнях» и «санк а х», будучи наряженными женихом, невестой, дружкой и другими членами «свадебного поезда», девушки переезжают из улицы в улицу с пением песен и пляской. Их сопровождает ватага детворы и любопытствующие из взрослых. Подобным «у лошным» представлением весьма прозрачно напоминается о том, что пришла пора парням «… да спожениться, На душе, на красной девице».

 

На Казанскую и после неё совершаются усиленно сватанья и справляются свадьбы. В день Казанской «гулеванят», т. е. идёт веселье с переходами из гостей в гости, ездой по улицам и т. п. К вечеру молодёжь собирается на вечёрки.

В этот день в Кежме девушки, обычно до начала «вечереньки», «свальбой» ездят по улицам селения. В запряжённых «пошевнях» и «санках», будучи наряженными женихом, невестой, дружкой и другими членами «свадебного поезда», девушки переезжают из улицы в улицу с пением песен и пляской. Их сопровождает ватага детворы и любопытствующие из взрослых. Подобным «улошным» представлением весьма прозрачно напоминается о том, что пришла пора парням «… да спожениться, На душе, на красной девице. Ему люди-то присудили, Отец с матерью благословили». (Из вечёрочной песни)

 

    На Ангаре к таким собраниям девицы стряпают «ес(т)ву» (блинчики, пирожки, «еишню» и т. п.) и припасают домашнего пива для угощения парней, богатых после промысла. Те снабжают девушек «гостинчиками» (сластями) и «монополькой» (водкой). Играют, поют и пляшут до позднего часа ночи. Для веселья на таких собраниях маскируются.

       Зимой, кроме «посидёнок», молодёжь собиралась на «беседу». Собирались обычно у женщин-бобылок, которые, чтобы скрасить своё одиночество, уступали молодёжи свой дом. Девушки приносили рукоделье, приходили молодые парни, пели, плясали, водили хороводы. Тут завязывались первые романы.

Приметы, обычаи и обряды праздника в Сибири были далеки от христианства. «А в Новый год как? Собиралися в одну избу девки с ребятами. Гармошка, балалайка, песни, пляски. Потом по улице пойдут. Бед у чи были, молоды-то. Кто как нарядится, наряжалися всяко. Наредчиками». В Васильев день больших гуляний не бывает, накануне ворожба, в этот день – народный «маскарад». «Наредчики» ходят по избам, чтобы потешить хозяев; в откупной избе затевают вечёры с «игришшами»: песнями, плясками и разными играми, которые стараются закончить до полуночи, чтобы избежать посещения «шил и кунов», как называли нечистую силу.

Вечёрки и маскарады продолжаются с необыкновенным оживлением вплоть до Крещения. На Святки девушки устраивали девичники, пели песни, гадали, катались с парнями на санях.

          В «страшн ы е» вечера повсеместно проходили гадания и шумные увеселения молодёжи («кружали всяко»).

        

       Игрища в основном приурочивали к праздникам, разгар игрищ повсеместно на Ангаре приходился на рождественские праздники. Частота увеселений зависела и от того, какое место занимала дата в народном календаре волости и села. К примеру, в деревне Яркино Михайлов день (8 ноября) считался большим праздником и сопровождался игрищем. Устройство игрищ было для молодёжи довольно хлопотным делом, требовало организаторских способностей и труда. Избу для игрищ «скупали» у тех, кто жил победнее, чаще у вдов или одиноких стариков. Если платили испечённым хлебом, то это называлось «платить по калачику». Чаще всего платили хлебом, мукой, пшеницей.

       На взрослых увеселениях почти всё общение юношей и девушек осуществлялось в эстетической форме, через исполнение вечёрочных песен и игр. В Приангарье строгой закреплённости репертуара не существовало, но игрище всегда открывалось исполнением «походячих». Роль зачинщиков увеселения всегда оставалась за девушками. Исполнение вечёрочных «походячих» не требовало особых актёрских и хореографических данных. Пока все участники увеселения пели песню, двое или четверо солистов должны были прохаживаться по комнате. Исполнение всех видов проходки осложнялось танцевальными действиями: притопами, дробями, плясовыми коленцами. Наибольшим успехом на игрищах пользовались весёлые молодые люди, хорошие плясуны, песельники. Именно они были всегда «на кругу», их чаще выбирали в поцелуйных играх и «походячих».

         Таким образом, на игрищах молодёжь развлекалась, веселилась и общалась. Но в то же время через этикет, правила речевого поведения и вечёрошный фольклор происходило воспитание молодых людей, приобщение к культуре в широком смысле этого слова. Мудрость народной педагогики заключалась в том, что это воспитание осуществлялось неназойливо, в игровой, развлекательной форме.

         В отдалённом Кежемском районе в начале ХХ века популярными оставались старые танцы. Из сольных плясок излюбленными были «Подгорная», «Барыня, «С казачка» («Казачок»). Не менее любимы были и групповые танцы: «Четвёры», «Пятёры» и «Шестёры». Далеко не в каждой деревне Кежемского района были гармошки: и везти надо гармонь издалека, и стоит она недёшево. Поэтому кежемская молодёжь на вечёрках и игрищах часто плясала без музыки. («Ране-то у нас гармошек не было, по песн я м скакали», – вспоминали старожилы ангарских верховий). Как аккомпанемент пляске часто использовались «тараторочки» – частушки.

«С круга не уходила, поэтому ноги болят. Проплясала. А всякие танцы, всякие. Раньше пятёрка, шестёрка и восьмёрка были, и четвёрка, и кадриль, и полечка. Шестёра – шестеро плясали. Трое здесь, трое там. Так приплясывали, приплясывали, крутилися. А пятеро тоже так: в руки возьмёсся, пятеро круг. Потом хлопашь с одной руки ты со мной, я с тобой – вот так».

 

Майские ворота

 

Карусель делали на реке вмораживали столб т. 19, стр. 142

 

       Святые приснились – стр.206, т.13

 

 


[1] Одновыденкой – в один день

[2] Куть – кухня

[3] П о мочь – коллективная авральная работа в деревне за угощение (закладка дома, жатва и т. п.)

[4] Подёнщина – работа по найму

[5] Зарод – стог

[6] Пешня – лом

[7] Потняк -  мягкая подкладка под седло

[8] Ахичать – прибрать, почистить, навести порядок

[9]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: