Особенности смысловой сферы профессионально определившихся и профессионально не определившихся респондентов (специальность «Математика. Компьютерные науки», 4 курс)

 

SD

ST

P

F

V

E

G

профессионально определившиеся

32,88

71,40

104,28

49,82

54,71

104,53

208,81

профессионально не определившиеся

27,60

62,02

89,62

45,97

53,74

99,71

189,32

Значение Uэмп

0,5

0,4

0,4

0,3

Уровень значимости

≤0,001

≤0,001

≤0,001

≤0,001

Глубинно-личностные проблемы профессионально не определившихся студентов развиваются постепенно и на первом курсе незаметны. Первокурсники, достигшие важной жизненной цели (поступление в вуз), ощущают экзистенциальную исполненность вне зависимости от характера их профессионального самоопределения. Для четверокурсников, которые все чаще сталкиваются с жизненными трудностями и готовятся покинуть университет, фиктивный профессиональный выбор создает дополнительные проблемы (например, нечеткость карьерных планов). Профессионально не определившиеся четверокурсники все чаще задумываются о смысле полученной ими профессии, что сказывается на общем уровне осмысленности жизни.

Таким образом, смысловые личностные структуры профессионально не определившихся студентов выражают низкую степень осмысленности бытия и трудностей в обращении с собой. Профессиональная неопределенность личности как интегральное личностное образование развивается постепенно, затрагивая ядерный слой личности на завершающем этапе обучения.

В параграфе 2.2.2 «Особенности учебно-профессиональной деятельности профессионально не определившихся студентов разных специальностей» приводятся и анализируются особенности учебно-профессиональной деятельности студентов, у которых была выявлена профессиональная неопределенность личности. Сопоставление происходит отдельно на каждом курсе каждой специальности.

Успеваемость профессионально не определившихся студентов всех курсов и специальностей выборки оказывается ниже, чем у профессионально определившихся однокурсников. Статистический анализ (U-критерий Манна-Уитни) указывает на случайный характер данных различий. Это значит, что профессионально не определившиеся студенты не отличаются по уровню успеваемости от профессионально определившихся. Поскольку экзаменационные отметки представляют собой формальный аспект учения, профессионально не определившиеся студенты склонны ориентироваться на высокий уровень успеваемости. Хорошие оценки, будучи социально желательным атрибутом имиджа студента, помогают профессионально не определившимся студентам поддерживать образ собственного субъективного благополучия. Такая ориентация студентов в процессе обучения может быть названа «конформистской»; она компенсирует бессмысленность получения неинтересной для данных студентов профессии.

Таблица 6

 Показатели склонности к дополнительной активности в освоении профессии профессионально определившихся и профессионально не определившихся респондентов (специальность «Психология»)

Год обучения

Профессионально определившиеся

Профессионально не определившиеся

Значение Uэмп

Уровень значимости

1 курс

3,15

1,23

37

р=0,01

4 курс

4,67

2,27

8

р=0,01

Уровень склонности респондентов к дополнительной активности в освоении профессии (указан в баллах) определялся на основании анкетирования, в ходе которого была получена информация об опыте участия респондентов в дополнительных мероприятиях, связанных с освоением изучаемой профессии (семинарах, тренингах, курсах, конференциях и т.д.). Долгосрочные обучающие программы и проекты соответствовали 2 баллам, краткосрочные – 1 баллу. Распределение суммы полученных баллов сопоставлялось при анализе данных.

Уровень склонности респондентов к дополнительной активности в освоении профессии на 1 и на 4 курсе отделения психологии оказывается выше у профессионально определившихся студентов.

Среди студентов-математиков уровень склонности респондентов к дополнительной активности в освоении профессии на 1 и на 4 курсе также оказывается выше у профессионально определившихся студентов.

Таблица 7

Показатели склонности к дополнительной активности в освоении профессии профессионально определившихся и профессионально не определившихся респондентов (специальность «Математика. Компьютерные науки»)

Год обучения

Профессионально определившиеся

Профессионально не определившиеся

Значение Uэмп

Уровень значимости

1 курс

2,47

1

1,5

р=0,01

4 курс

4,62

2,15

2

р=0,01

Значимость различий, выявленных на обеих специальностях, подтверждается статистическим анализом (U-критерий Манна-Уитни).

Студенты 1 и 4 курса обеих специальностей, имеющие профессиональную неопределенность личности, действительно реже участвуют в дополнительных образовательных программах, научно-исследовательской и практической деятельности, чем студенты, не переживающие профессиональную неопределенность личности. Профессионально не определившиеся студенты, не имея выраженного интереса к осваиваемой профессии, закономерно меньше стремятся ее изучать. Часто студенты, формально подходившие к выбору профессии, формально подходят и к учебе, ориентированы на получение диплома и мало заинтересованы в получении дополнительных знаний.

Таблица 8

  Сводная таблица показателей популярности среди однокурсников профессионально определившихся и профессионально не определившихся респондентов (специальность «Психология»)

Год обучения

Профессионально определившиеся

Профессионально не определившиеся

Значение Uэмп

Уровень значимости

1 курс

14,32

12,24

48

р=0,04

4 курс

15,44

11,19

19

р=0,02

 

Различия в контрастных группах по уровню вовлеченности студентов в процессы общения с однокурсниками были определены на основе уровня популярности респондентов. В Таблице 8 указаны средние значения по суммам выборов каждого респондента его однокурсниками в социометрической процедуре путем попарного сравнения.

Уровень исследуемого признака среди психологов оказывается выше у профессионально определившихся студентов. Значимость различий подтверждается статистическим анализом (U-критерий Манна-Уитни). Значимость различий между контрастными группами отделения математики и компьютерных наук (U-критерий Манна-Уитни) подтверждается на таком же уровне.

Таблица 9

Сводная таблица показателей популярности среди однокурсников профессионально определившихся и профессионально не определившихся респондентов (специальность «Математика. Компьютерные науки»)

Год обучения

Профессионально определившиеся

Профессионально не определившиеся

Значение Uэмп

Уровень значимости

1 курс

11,28

13,54

4

р=0,03

4 курс

14,86

12,02

3

р=0,02

 

Студенты 1 и 4 курса обеих специальностей, испытывающие профессиональную неопределенность личности, действительно менее популярны среди однокурсников, менее вовлечены в процессы общей со-бытийности, чем студенты, не переживающие профессиональной неопределенности личности. Студенты, совершившие фиктивный профессиональный выбор и не принявшие его результатов, с начала и до самого конца обучения чувствуют себя «не на своем месте». Пребывание в вузе, оцениваемое такими студентами как временное, определяет и характер их отношений с сокурсниками, с которыми сложно находить общие интересы.

Таким образом, учебно-профессиональная деятельность профессионально не определившихся студентов характеризуется их слабой склонностью к дополнительной активности в освоении профессии и низкой степенью вовлеченности в процессы со-бытия с однокурсниками. При этом уровень успеваемости профессионально не определившихся студентов не ниже, чем у их профессионально определившихся сокурсников.

В параграфе 2.2.3  «Сопоставление особенностей ценностно-смысловой сферы и учебно-профессиональной деятельности студентов отделения психологии и математики и компьютерных наук» сравниваются основные результаты и выводы, полученные в ходе эмпирического исследования в подвыборках разных специальностей.

Делается вывод о том, что профессиональная неопределенность личности не обнаруживает какой-либо специфики в связи со специальностью респондентов. Данный вывод предлагается распространять на гуманитарные и технические специальности.

Таким образом, особенности ценностно-смысловой сферы и учебно-профессиональной деятельности профессионально не определившихся студентов инвариантны для представителей гуманитарных и технических специальностей.

В выводах по эмпирической главе исследования представлены психологические портреты студентов первого и четвертого курсов, переживающих  профессиональную неопределенность личности.

Первокурсники характеризуются низким уровнем профессиональной готовности (низкой самооценкой собственных профессиональных умений, равнодушным эмоциональным отношением к получаемой профессии, небольшим энтузиазмом относительно будущей профессиональной деятельности как таковой); наиболее ценными для них являются счастливая семейная жизнь, духовная и физическая близость с любимым человеком, в ценностной сфере есть тенденция к дезинтеграции (намечается избыточность в их жизни возможностей для творчества, активности и разнообразной деятельности, которыми они не склонны пользоваться); оказываются способны воплощать собственные ценности и смыслы в бытийном пространстве окружающего мира, учитывая при этом реальные возможности и условия ситуации.

Редко участвуют в различных дополнительных учебных, научных и практических мероприятиях, успевают по изучаемым учебным дисциплинам так же, как и все. Малопопулярны среди однокурсников. Основные проблемы первокурсников с профессиональной неопределенностью личности, заключаются в слабом освоении бытийных пространств вуза.

Низкий интерес к получаемой специальности мешает студентам данной группы придавать смысл усилиям, прилагаемым в процессе обучения. Им тяжело учиться именно в силу некоторой обессмысленности процесса получения неинтересной специальности.

У студентов данной группы мало интересов, которые разделялись бы их однокурсниками, целенаправленно пришедшими получать свою специальность. Первокурсники в ситуации профессиональной неопределенности и внутренне и внешне мало вовлечены в процессы межличностного общения с однокурсниками.

Четверокурсники характеризуются низким уровнем профессиональной готовности (небольшим энтузиазмом относительно будущей профессиональной деятельности, сниженной профессиональной самооценкой); наиболее ценными для них являются свобода и независимость в поступках и действиях и счастливая семейная жизнь, близкие доверительные отношения для них менее доступны, чем для их однокурсников, ценностная сфера дезинтегрирована в средней степени (проблемные области: избыточные возможности для творчества, красота природы и искусства и дефицитарность материального достатка). Они менее способны к рефлексии, трезвому и объективному восприятию действительности, менее эмоциональны и отзывчивы, менее способны чувствовать сопричастность к окружающим событиям и людям и, как следствие, более закрыты для себя и мира, по сравнению со своими однокурсниками.

Реже участвуют в различных дополнительных учебных, научных и практических мероприятиях, однако успевают по изучаемым учебным дисциплинам так же, как и все. Малопопулярны на своем курсе. Основные проблемы студентов данной группы – это развитие возможности для воплощения неактуальных с точки зрения их возрастных особенностей ценностей, затруднения в построении близких доверительных отношений (как дружеских, так и романтических), материальные трудности. Профессиональное обучение для четверокурсников уже подходит к концу, но бытийность вуза все еще слабо ими освоена. Ничего, выходящего за рамки обязательной программы, они не делают.

По сравнению с однокурсниками данные студенты менее вовлечены в процессы межличностного общения. За все годы совместной учебы им не удалось сблизиться, найти общий язык со своими сокурсниками. Причины, определяющие проблемы четверокурсников: недостаточный уровень способности к самопониманию, слабая эмоциональность, ведущие к неспособности взаимодействовать с миром при опоре на внутренние субъектные основания.

В заключении приводятся основные выводы:

1.  Профессиональная неопределенность личности представляет собой сложноорганизованное интегральное личностное образование, возникающее при отсутствии осознанного принятия формально осуществленного профессионального выбора. Профессиональная неопределенность личности является промежуточным результатом процесса профессионального самоопределения и выявляется на основе анализа сформированности отдельных компонентов этого процесса. Индикатором, позволяющим определить у студента  наличие профессиональной неопределенности личности, является низкий уровень профессиональной готовности.

2. Профессионально не определившиеся студенты не имеют выраженного интереса к получаемой профессии и не могут прилагать должных усилий для ее освоения, что связано с избыточностью незначимых ценностей в жизни таких студентов.

3. Профессионально не определившиеся четверокурсники стремятся к независимости в поступках и действиях, что связано со специфическим «страхом вовлеченности» и подтверждается низким уровнем доступности близких отношений. Ценностная сфера профессионально не определившихся четверокурсников дезинтегрирована в средней степени, что говорит о ее конфликтности.

4. Профессионально не определившиеся четверокурсники менее способны к рефлексии, трезвому и объективному восприятию действительности, менее эмоциональны и отзывчивы, менее способны чувствовать сопричастность к окружающим событиям и людям и, как следствие, более закрыты для себя и мира, чем профессионально определившиеся четверокурсники.

5. Профессионально не определившиеся студенты редко проявляют дополнительную активность в изучении выбранной профессии, ориентируясь преимущественно на формальные аспекты обучения (получение диплома и высокая успеваемость); такие студенты чувствуют себя «не на своем месте», пребывая в вузе, что и определяет характер их отношений с сокурсниками, с которыми сложно находить общие интересы.

6. Особенности ценностно-смысловой сферы и учебно-профессиональной деятельности профессионально не определившихся студентов инвариантны для представителей гуманитарных и технических специальностей.

7. Формирование профессиональной неопределенности личности как сложного интегрального личностного образования происходит постепенно: при переходе от первого года обучения к последнему уменьшается желание профессионально не определившихся студентов работать по получаемой специальности, увеличивается конфликтность основных жизненных ценностей, появляются затруднения в смыслопорождении и переживании осмысленности жизни, связанные со способностями к рефлексивности и эмоциональности студентов. Смысловой слой личности оказывается затронут профессиональной неопределенностью только к концу периода обучения.

Полученные результаты доказывают актуальность научной разработки проблематики личностного и профессионального самоопределения студенческой молодежи, обосновывают необходимость психологической поддержки и сопровождения личности студентов в ходе ее профессионального развития и самоопределения на стадии получения высшего образования.

Выводы и результаты исследования могут быть полезны в психологической практике индивидуальной и групповой работы с молодежью, профориентационном и карьерном консультировании.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Научные статьи в журналах, рекомендуемых ВАК:

1. Дубенцов, М.И. Особенности учебно-профессиональной деятельности студентов в состоянии профессиональной неопределенности личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. Вып. 3, 2011, с 150-157 – 0,57 п.л.

2. Дубенцов, М.И. Некоторые особенности ценностной сферы и состояние профессиональной неопределенности личности студентов // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. Сер.: Психология. Вып. 8, 2011, с. 91-95 – (зарубежная публикация) – 0,37 п.л.

Статьи в других научных изданиях:

3. Дубенцов, М.И. Профессиональное самоопределение и его связь с успешностью обучения и особенностями ценностно-смысловой сферы молодых людей // Казанская наука. №9 Вып. 2, 2010 г, – с. 432-436 – 0,4 п.л.

4. Дубенцов, М.И. Профессиональное самоопределение и учебная успеваемость студентов // Технологии и методики в образовании. №6, 2010, с. 44-48. – 0,21 п.л.

5. Дубенцов, М.И. Категория неопределенности в психологической науке и профессиональном самоопределении личности. // Современные научные исследования и инновации. – Октябрь, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=3078 – 0,59 п.л.

6. Дубенцов, М.И. Особенности ценностно-смысловой сферы личности студентов, переживающих состояние профессиональной неопределенности // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва. – 2011. – № 10 с. 296-300  – 0,34 п.л.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: