Общая характеристика диссертации

На правах рукописи

Дубенцов Максим Игоревич

Профессиональная неопределенность личности студентов: особенности ценностно-смысловой сферы и учебно-профессиональной деятельности

Специальность 19.00.01 –
Общая психология, психология личности, история психологии

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Краснодар – 2011


Диссертация выполнена на кафедре психологии личности
и общей психологии ФГБОУ ВПО «Кубанский
государственный университет»

Научный руководитель:                           доктор психологических наук,
                                                профессор
                                                Рябикина Зинаида Ивановна

Официальные оппоненты:                        доктор психологических наук,
                                                                   профессор
                                                                   Шамионов Раиль Мунирович

                                                                   кандидат психологических наук,
                                                                   доцент
                                                                   Журавлева Елена Алексеевна

Ведущая организация:                             Южный федеральный университет

Защита состоится 24 декабря 2011 г. в 12:00 на заседании диссертационного совета Д 212.101.06 в Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Кубанского государственного университета (г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149).

 

Автореферат разослан ___ ноября 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета                              Засядко О.В.















ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. В условиях нарастания неопределенности окружающего мира обостряется проблематика самоопределения личности. Эффективность самоопределения личности играет ведущую роль в формировании ее психологического благополучия и развитии личности как таковой (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург).

Самоопределение подразумевает активность личности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, К.А. Абульханова-Славская и др.), оно связано с важными жизненными выборами и представляет собой процесс взаимодействия субъекта бытия с неопределенностью внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) миров.

Выбор профессии как ядро профессионального самоопределения личности (Э.Ф. Зеер) представляет собой один из важнейших жизненных выборов, влияющих в целом на благополучие личности и конкретно на эффективность ее профессиональной деятельности (Л.И. Божович, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.С. Сагайдак, Е.М. Борисова).

Складывающиеся социокультурные условия (экономическая ситуация в стране, особенности сферы образования и рынка труда, ценностная девальвация многих профессий) усиливают внешнюю неопределенность как условие профессионального выбора. В комплексе с неопределенностью внутреннего мира абитуриента (нечеткое представление о своих способностях, склонностях, интересах и т.д.) неопределенность внешнего мира чрезвычайно усложняет задачи профессионального самоопределения личности. Названные трудности часто приводят абитуриента к совершению фиктивного профессионального выбора, когда результат выбора не проживается, не осознается и не принимается. Фактически выбор профессии откладывается, переносится в будущее. Так возникает профессиональная неопределенность личности – интегральное личностное образование, охватывающее особенности ценностно-смысловой сферы личности (ядерный уровень) и учебно-профессиональной деятельности (периферийный уровень) профессионально не определившегося студента. Проблемы, не решенные абитуриентом, становятся проблемами личности студента.

Острота проблематики самоопределения молодежи и психологическое содержание трудностей профессионально не определившейся личности обуславливают актуальность данного исследования.

Цель исследования – выявление и описание феномена профессиональной неопределенности личности.

Объект исследования: личность студентов.

Предмет исследования: профессиональная неопределенность личности.

Гипотезы исследования:

1)   Профессиональная неопределенность личности представляет собой интегральное личностное образование, промежуточный результат процесса профессионального самоопределения, которое возникает из-за отсутствия осознанного принятия формально осуществленного профессионального выбора.

2)   Профессиональная неопределенность личности описывает совокупность особенностей личности человека, не сумевшего принять фактически осуществленный профессиональный выбор. Профессиональная неопределенность личности как интегральное личностное образование имеет уровневое строение:

а) ядерный уровень (особенности ценностно-смысловой сферы и степень ее конфликтности);

б) периферийный уровень (особенности учебно-профессиональной деятельности: уровень академической успеваемости, склонность к дополнительным видам активности, связанным с освоением профессии, вовлеченность студента в процессы со-бытия с однокурсниками).

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить теоретические подходы к анализу категории неопределенности, сложившиеся в психологической науке.

2. Проанализировать и обобщить теоретические подходы к изучению процесса самоопределения и профессионального самоопределения как его разновидности, сложившиеся в психологической науке.

3. Сформулировать понятие «Профессиональная неопределенность личности».

4. Подобрать методики исследования, сформировать комплекс методических процедур, адекватных цели и задачам исследования.

5. Выявить специфику профессиональной готовности студентов, переживающих профессиональную неопределенность личности.

6. Выявить особенности учебно-профессиональной деятельности студентов, переживающих профессиональную неопределенность личности.

7. Выявить особенности ценностно-смысловой сферы личности студентов, переживающих профессиональную неопределенность личности.

8. Описать психологические портреты студентов, переживающих   профессиональную неопределенность личности.

Методологической основой исследования явились общенаучные принципы: развития, системности, единства сознания и деятельности, основные положения субъектного (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, Е.А. Сергиенко и др.), субъектно-бытийного (С.Л. Рубинштейн, В.В. Знаков, З.И. Рябикина, Г.Ю. Фоменко, А.Р. Тиводар, Л.Н. Ожигова и др.) подходов.

Теоретической базой исследования стали идеи о взаимосвязи личностного и профессионального развития (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер, З.И. Рябикина, Е.М. Борисова и др.), концепции и подходы к феноменологии профессионального самоопределения личности (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Э.Ф. Зеер, Е.М. Борисова, М.Р. Гинзбург, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.), концепции психологической готовности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.А. Деркач, Ю.А.Самарина, М.А. Котик, А.С. Мельничук и др.), психолого-педагогические концепции учебной деятельности студентов (В.Д. Шадриков, О.А. Конопкин, Г.С. Прыгин, А.К. Осницкий), идеи психологии ценностно-смысловой сферы личности (Б.С. Братусь, А.Г. Асмолов, М.С. Яницкий, Е.И. Головаха, Л.И. Анцыферова, И.В. Абакумова, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев и др.), концепции и идеи психологии смысловой сферы личности (Д.А. Леонтьев), позиции и представления восточно-европейской школы логотерапии и логоанализа (В. Франкл, А. Лэнгле).

Для решения поставленных задач в исследовании были использованы три группы методов: теоретические методы (анализ, синтез, сравнительный метод, систематизации и концептуализации научных идей); методы сбора эмпирических данных (опросники «Уровень соотношения ценности и доступности» (Е.Б. Фанталова), «Шкала экзистенции» (А. Лэнгле, К. Орглер), «Опросник профессиональной готовности» (Л.Н. Кабардова), модифицированный вариант социометрической методики (Я. Морено), опрос (авторская анкета); методы обработки результатов (методы математической статистики (выявление различий, оценка достоверности различий с использованием пакета прикладных программ Statistiсa 6.0, сравнительный анализ, графические методы представления полученных данных).

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической согласованностью исходных теоретических положений, соответствующих цели и задачам исследования; адекватностью использованных методов исследования; использованием математических методов обработки и анализа данных.

Теоретическая значимость и научная новизна. Вводится новое понятие «профессиональная неопределенность личности».

Профессиональная неопределенность личности студентов описана как промежуточный результат профессионального самоопределения, связанный с низкой степенью принятия фактически совершенного профессионального выбора.

Профессиональная неопределенность представляет собой интегральное образование личности и имеет уровневое строение: ядерный уровень (особенности ценностно-смысловой сферы и степень ее конфликтности) и периферийный уровень (особенности учебно-профессиональной деятельности: уровень академической успеваемости, склонность к дополнительным видам активности, связанным с освоением профессии, вовлеченность студента в процессы со-бытия с однокурсниками).

Интегральный характер феномена профессиональной неопределенности личности выражается в том, что важный жизненный выбор, относящийся сугубо к профессиональной сфере деятельности, связан с другими сферами (интимные и дружеские отношения) и глубинными особенностями личности.

Установлено, что профессиональная неопределенность как феномен личности развивается постепенно: при переходе от начального этапа обучения в вузе к заключительному обостряются экзистенциальные проблемы личности, что определяется изменениями в ядерном (охватывающем особенности ценностной сферы и переживания осмысленности жизни) слое.

Выявлено, что личностные особенности профессионально не определившихся студентов проявляются в учебно-профессиональной деятельности (слабая склонность к освоению профессии, слабая включенность в отношения с однокурсниками) и личной жизни (трудности установления близких доверительных отношений интимного и дружеского характера).

Предложено определение профессионального самоопределения личности, соответствующее методологическим основам субъектно-бытийного подхода в психологии, обоснован набор компонентов профессионального самоопределения (когнитивный, аффективный, конативный и профессиональная готовность).

Профессиональная неопределенность личности, представляемая в исследовании как промежуточный результат профессионального самоопределения, таким образом, позволяет охарактеризовать личность человека, не принимающего осуществленный профессиональный выбор через анализ сформированности компонентов профессионального самоопределения.

На основе теоретического анализа обоснована идея о низком уровне психологической готовности к профессиональной деятельности как индикаторе  профессиональной неопределенности личности студентов.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в психологическом консультировании молодых людей.

Полученные в ходе эмпирического исследования данные о содержании   профессиональной неопределенности личности студентов могут быть использованы в консультативной практике в рамках психологических служб вузов и ссузов.

Идеи и результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе в преподавании дисциплин «Введение в специальность», «Психология карьеры»; при повышении квалификации педагогических работников и психологов сферы образования;  профессиональной переподготовке, в организации просветительской деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1.   Профессиональная неопределенность личности – это интегральное личностное образование, промежуточный результат процесса профессионального самоопределения, возникающий вследствие отсутствия осознанного принятия формально осуществленного выбора будущей профессии.

2. Профессиональная неопределенность личности является интегральным личностным образованием и имеет уровневое строение: ядерный уровень включает особенности ценностно-смысловой сферы личности (конфликтность, избыточность неактуальных возможностей в жизни, переживание «страха вовлеченности», связанного с усилением ценности свободы (независимости), сложности в установлении близких дружеских и интимных отношений, более низкая по сравнению с однокурсниками степень осмысленности жизни); периферический уровень включает особенности учебно-профессиональной деятельности (слабая склонность к дополнительной активности в освоении выбранной профессии, слабая включенность в процессы со-бытия с однокурсниками, ориентация преимущественно на формальные аспекты обучения).

3. Индикатором профессиональной неопределенности личности является низкий уровень профессиональной готовности, при этом феномен профессиональной неопределенности личности не сводится к профессиональной готовности, т.к. проблемы личности профессионально не определившихся студентов не могут быть объяснены, исходя из их уровня профессиональной готовности.

4. Как сложное образование личности, имеющее интегральный характер, профессиональная неопределенность личности развивается постепенно: при переходе от первого года обучения к последнему нарастают экзистенциальные проблемы личности (уменьшается желание профессионально не определившихся студентов работать по получаемой специальности, увеличивается конфликтность основных жизненных ценностей, появляются затруднения в смыслопорождении и переживании осмысленности жизни).

5. Особенности ценностно-смысловой сферы (степень конфликтности и иерархии ценностей, уровень осмысленности жизни) и учебно-профессиональной деятельности (склонность к дополнительной активности в освоении профессии, включенность в процессы со-бытия с однокурсниками) при профессиональной неопределенности инвариантны для студентов гуманитарных и технических специальностей.

Апробация исследования проходила в рамках обсуждений и докладов на аспирантских семинарах, заседаниях кафедры психологии личности и общей психологии КубГУ. Основные положения работы были представлены на Международной научной конференции «Новые технологии в образовании» (2010), VIII Международной научно-практической конференции «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (2011).

Основное содержание диссертации отражено в 6 научных статьях, 2 из которых опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Текст диссертации содержит 8 таблиц и 16 рисунков. Список литературы представлен 170 источниками, 7 из которых – на иностранных языках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: