Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность работы, определяются ее методологические основания; формулируются цель и задачи исследования; указываются объект и предмет и гипотезы исследования; перечисляются использованные методы; раскрывается научная новизна и теоретическая значимость работы; приводится практическая значимость результатов исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Профессиональная неопределенность личности как феномен личностно-профессионального развития человека» формируется теоретическая модель исследования, выстраивается понятийный аппарат, формулируются основные предположения. Рассматриваются различные теоретические подходы к изучению профессионального самоопределения личности и его компонентов, анализируется феноменология профессиональной неопределенности личности студентов в ее содержании.

В параграфе 1.1 «Неопределенность как категория психологической науки и условие профессионального самоопределения личности» анализируетсяпредставление о неопределенности как общенаучной и психологической категории.

Рассматриваются теоретико-методологические работы (В.П. Зинченко, Б.С. Алишев) и психологические исследования (Т.В. Корнилова, М.Н. Юртаева, С.В. Михайлов, Г.М. Льдокова) по проблематике неопределенности. Неопределенность является атрибутом внешнего и внутреннего мира человека и должна преодолеваться в обоих этих аспектах (Б.С. Алишев).

Предлагается трактовка профессионального выбора как варианта взаимодействия человека с внешней (социально-экономические условия) и внутренней (способности, склонности, интересы) неопределенностью. Анализируется специфика выбора профессии в рамках оппозиции категорий определенность/неопределенность. Нарастание внешней и внутренней неопределенности затрудняет профессиональный выбор, что может привести к профессиональной неопределенности.

Анализируются подходы зарубежных исследователей (R.C. Fox, J. Gujski, J. Kai, J. Beavan, C. Faull, L. Lingard, K. Garwood и др.) к изучению проблематики профессиональной неопределенности. Конструкт профессиональной неопределенности в зарубежных исследованиях описывает особый тип затруднительной ситуации (внешняя неопределенность), связанный с компетентностью специалистов социономических профессий и отличается неоднозначностью и расплывчатостью.

Обосновывается необходимость более глубокой содержательной разработки понятия профессиональной неопределенности в контексте субъектно-бытийного подхода к личности, включающей внешний и внутренний планы неопределенности.

Анализируется трактовка феномена профессиональной неопределенности, представленная в рамках акмеологического подхода (С.С. Сагайдак).

Предлагается понятие профессиональной неопределенности личности, как негативного промежуточного результата профессионального самоопределения, возникающего вследствие отложенного или неосознанного профессионального выбора. Профессиональная неопределенность личности описывает личностные особенности студента, не принимающего результат совершенного профессионального выбора, в их внешнем (учебно-профессиональная деятельность) и внутреннем (ценностно-смысловая сфера) аспектах.

В параграфе 1.2 «Подходы к изучению процесса профессионального
самоопределения личности»
формулируется понятие профессионального самоопределения, отвечающего цели, задачам и методологическим предпосылкам исследования.

Рассматриваются варианты определения понятия «профессиональное самоопределение» (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, И.С. Кон, П.А. Шавир, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Е. А.Климов, Э.Ф. Зеер, Е.М. Борисова).

Обосновывается выбор субъектного (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков и др.) и субъектно-бытийного (С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина, Г.Ю. Фоменко, Л.Н. Ожигова и др.) подходов как методологической основы исследования. В контексте проблематики самоопределения проявления субъектной активности личности выражаются, прежде всего, в обращенности ее сознания к самостоятельному поиску задач самоопределения, средств их успешного решения, согласования собственных устремлений с наличествующими условиями действительности, усилиями и чаяниями других людей. Субъектно-бытийный и субъектный подходы в данном случае оказываются наиболее эвристичными, т.к. позволяют рассмотреть человека как субъекта профессионального самоопределения, активно преобразующего действительность и осознанно несущего за это ответственность

Формулируется рабочее определение процесса профессионального самоопределения, соответствующее задачам данного исследования: «Профессиональное самоопределение – это длительный процесс, постоянное осознавание и структурирование субъектом своих желаний, ценностей и смыслов применительно к профессиональной сфере, знание субъектом своих способностей и компетентностей, понимание своих психофизиологических и характерологических особенностей, и воплощение этих характеристик в бытийном пространстве профессионального обучения и деятельности путем совершения серии профессиональных выборов и формирования отношения к их результатам с учетом требований системы образования и рынка труда».

Профессиональное самоопределение представляет собой процесс, в котором субъект рефлексирует и уравновешивает особенности внешнего и внутреннего миров. В соответствии с этим, профессиональная неопределенность личности позволяет охарактеризовать профессионально не определившегося студента с точки зрения особенностей внутреннего (конфликтность ценностной сферы, падение уровня осмысленности жизни)  и внешнего (студент не старается, не интересуется профессией, отчужден от однокурсников) планов.

Таким образом, интегральный характер профессиональной неопределенности личности проявляется в том, как выбор в конкретной сфере деятельности (профессиональной) оказывается связанным с другими сферами жизни (близкие интимные и дружеские отношения) и глубинными смысловыми структурами самой личности.

В параграфе 1.3 «Профессиональная неопределенность личности и другие феномены профессионального развития: сходства и различия» анализируются и разграничиваются понятия: профессиональное развитие, профессиональное становление, профессиональная самореализация и профессиональная идентификация. Наиболее широкий конструкт (профессиональное развитие) вбирает в себя процессы профессионального самоопределения и профессиональной идентификации, частично пересекающиеся по содержанию, но не тождественные.

Анализируются сходства и различия феноменов  профессиональной неопределенности личности и профессионального маргинализма (Е.П. Ермолаева), поверхностной профессиональной идентификации (Д.Н. Завалишина), профессионального отчуждения (Л.Б. Шнейдер).

Между профессиональной неопределенностью личности и негативными вариантами профессиональной идентификации обнаруживаются сходства: потеря интереса к профессии, размытость представлений студента о сущностном содержании профессии, отсутствие усваивания профессиональной морали. Различия сопоставляемых феноменов заключается в том, что профессиональная неопределенность личности не охватывает социального контекста, с которым связано формирование профессиональной идентичности. Таким образом, профессиональная неопределенность личности является самостоятельным феноменом профессионального развития, пересекающимся с профессиональной идентичностью, но не тождественным ей.

В параграфе 1.4 «Профессиональная неопределенность личности как особенность содержания компонентов профессионального самоопределения» рассматриваются различные варианты структурного набора компонентов профессионального самоопределения (Н.С. Пряжников, Е.А. Климова, П.А. Шавир, С.Д. Неверкович, Н.В. Самоукина, Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова, О.В. Падалко, Е.М. Борисова, Н.П. Анисимова, И.В. Кузнецова, В.Ф. Сафин, Н.А. Цветкова, Д.Е. Белова).

Обосновывается адекватность следующего набора компонентов профессионального самоопределения личности: когнитивный компонент, аффективный компонент, конативный компонент и профессиональная готовность, как представленность самому человеку уровня сформированности первых трех компонентов.

Компоненты профессионального самоопределения описывают состояние личности, достигаемое на том или ином этапе профессионального развития. Таким образом, профессиональная неопределенность личности как промежуточный результат процесса профессионального самоопределения включает набор взаимосвязанных особенностей личности студента, профессиональный выбор которого не был истинным.

Объясняя взаимосвязь различных особенностей личности, некоторые авторы (У. Джемс, К.Г. Юнг, Дж. Келли, С. Мадди, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и др.) склонны выделять в ее структуре глубинный (ядерный) и поверхностный (периферический) уровни. В соответствии с этим мы выделяем в структуре профессиональной неопределенности личности ядерный (особенности ценностно-смысловой сферы) и периферический (особенности учебно-профессиональной деятельности) уровни.

В параграфе 1.5 «Профессиональная готовность как индикатор профессиональной неопределенности личности» проводится анализ понятия «готовность», его лексического значения и категоризации в психологической науке.

Рассматриваются подходы к изучению феноменов «готовность к деятельности» (В.Л. Марищук, Н.Д. Левитов), «психологическая готовность» (Д.И. Фельдштейн, Б.Г. Ананьев, Б.А. Сосновский), «профессиональная готовность» и «готовность к профессиональной деятельности» (В.Т. Чичикин, Л.Б. Садовникова и др.).

Анализируются варианты структуры профессиональной готовности (Г.С. Дунин, М.А. Котик, О.В. Михайлов). Формулируется рабочее определение профессиональной готовности: «Профессиональная готовность – комплексное динамическое образование личности субъекта профессионального развития и профессиональной деятельности, выражающее совокупность его профессиональных знаний, умений эмоциональных переживаний, мотивов и целей, определяющее возможность субъекта эффективно действовать в профессиональной сфере». Предлагается вариант структуры данного феномена, соответствующий задачам исследования (когнитивно-операциональный, аффективный и ценностно-мотивационный компоненты).

Анализируются различные точки зрения на особенности и этапы формирования и уровни развития профессиональной готовности (О.В. Михайлов, Ф.М. Рекешева, Л.С. Моцарь, И.А. Калинина, Л.В. Лежнина и др.).

Профессиональная готовность является информативным и легко фиксируемым индикатором профессиональной неопределенности личности, т.к. легко рефлексируется и в своем формировании связана с эффективностью профессионального выбора (при фиктивном выборе профессии имеет низкий уровень).

Профессиональная неопределенность личности выявляется на основе определения уровня профессиональной готовности, но не может быть сведена к последней; особенности глубинных пластов личности, связанные с профессиональной неопределенностью, не могут быть объяснены уровнем профессиональной готовности.

В параграфе 1.6 «Особенности ценностно-смысловой сферы студентов
 при профессиональной неопределенности личности»
рассматриваются ценностно-смысловые особенности личности профессионально не определившихся студентов (структурные особенности и иерархия ценностей, особенности смысложизненной сферы, переживания осмысленности жизни).

Рассматриваются различные подходы к изучению и выделению основных категорий ценностно-смысловой сферы личности (Б.С. Братусь, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов, А.В. Серый, И.В. Абакумова, М.С. Яницкий и др.).

Делается вывод, что сфера ценностей личности представляет собой глубинную мотивационную структуру, интегрирующую личность на основе системы смысловых отношений к действительности, что выражается во всех сферах ее бытийности; система ценностей формируется в ходе деятельности человека, освоения им бытийных пространств; становление ценностной сферы является одним из важнейших аспектов развития личности.

Анализируются различные точки зрения на факторы развития ценностей личности (Л.И. Анцыферова, Е.И. Головаха, Е.Б. Фанталова, В.Г. Алексеева, Д.В. Каширский и др.). Необходимость выбора между разными группами ценностей определяет конфликтный характер ценностной сферы личности (В.В. Шпунтова). При отсутствии подлинно совершенного выбора профессии характер ценностной сферы личности будет отличаться конфликтностью.

Рассматриваются подходы к изучению смысловой сферы личности, проблематики смысла жизни, смыслопорождения (Д.А. Леонтьев, Е.Л. Осин, К.В. Карпинский, Е.Т. Соколова, Ж.-П. Сартр, В. Франкл, А. Лэнгле и др.). Эффективный профессиональный выбор связан со способностями (умением обращаться с собой, рефлексировать, руководствоваться своими ценностями и интересами, принимать ответственность за совершаемый выбор), обуславливающими степень экзистенциальной исполненности (осмысленности жизни) (С.В. Кривцова, А. Лэнгле, К. Орглер).

В параграфе 1.7 «Особенности учебно-профессиональной деятельности студентов при профессиональной неопределенности личности» рассматриваются различные аспекты учебно-профессиональной деятельности студентов (успешность обучения, склонность к дополнительной активности в освоении профессии, вовлеченность студентов в процессы общения с однокурсниками).

Анализируются подходы к изучению деятельности студентов, выделению учебной и учебно-профессиональной деятельности как самостоятельного вида деятельности (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова и др.).

Рассматривается академическая успеваемость как один из показателей учебно-профессиональной деятельности студентов (Б.Г. Ананьев, А.А. Караванов и др.). Анализируются взгляды на факторы, определяющие уровень академической успеваемости (С.Л Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Е.А. Голубева, Ю.П. Поваренков, А.К. Осницкий, Г.С. Прыгин и др.). Выделяются две группы факторов: «специфически деятельностные» (связанные со структурой самой деятельности, принципами и навыками ее организации и самоорганизации) и «личностные» (особенности самопонимания, самооценки, уровня притязаний, мотивационные особенности временной перспективы личности, психологическая готовность к профессиональной деятельности).

Делается вывод, что личностные факторы учебной успеваемости оказывают сильное влияние на учебно-профессиональную деятельность студентов, определяя уровень учебной мотивации, интереса к получаемой профессии.

Рассматриваются разные точки зрения на связь мотивации обучения, отношения к получаемой профессии, сформированных карьерных планов и профессиональных намерений с характером учебно-профессиональной деятельности студентов, их стремлением к дополнительной активности в освоении профессии (Б.Г. Ананьев, М.В. Буланова-Топоркова, С.А. Минюрова, Е.И. Филипович).

Анализируются точки зрения на взаимосвязь характеристик учебно-профессиональной деятельности и межличностного общения студентов в коллективе (А.Р. Фонарев, М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова, Ж.А. Максименко и др.). Студент, успешный в общении, оказывается эффективным и в учебе, т.к. учение и общение включены в пласт социальных отношений (Ж.А. Максименко). Таким образом, профессиональная неопределенность личности связана со слабой включенностью студента в процессы со-бытия с однокурсниками.

Во второй главе «Эмпирическое исследование профессиональной неопределенности личности в контексте ценностно-смысловой сферы и учебно-профессиональной деятельности студентов» описываются выборка, методики исследования, особенности сбора и обработки данных;приводятся и анализируются результаты исследования, иллюстрируется эмпирическое обоснование выдвинутых предположений; делаются выводы относительно изученных особенностей психики студентов.

 В параграфе 2.1 «Организация и методы исследования» представлено описание методик исследования, конкретных психодиагностических процедур, используемых в эмпирическом исследовании, дано описание выборки исследования.

В параграфе 2.2 «Анализ профессиональной неопределенности личности: проявления в ценностно-смысловой сфере и учебно-профессиональной деятельности студентов» приводятся результаты исследования, проводится проверка гипотез исследования методами математико-статистического аппарата, делаются основные выводы.

Выборка разделяется на контрастные группы по уровню сформированности профессиональной готовности.

Выборка исследования разделяется на тех, у кого наблюдается  профессиональная неопределенность («профессионально не определившиеся») личности и тех, у кого ее не наблюдается («профессионально определившиеся»).

Основное направление анализа исследования: сопоставление показателей ценностно-смысловой сферы личности и учебно-профессиональной деятельности контрастных групп респондентов.

Таблица 1

  Соотношение количества профессионально определившихся и профессионально не определившихся респондентов разных специальностей

Психологи

Математики

Профессионально определившиеся

Профессионально не определившиеся

Профессионально определившиеся

Профессионально не определившиеся

1 курс

38%

38%

31%

37%

4 курс

30%

35%

40%

40%

всего

35%

37%

35%

38%

Соотношение количества студентов, переживающих профессиональную неопределенность личности на разных специальностях, – около 40% (Таблица 1).

В параграфе 2.2.1 «Ценностно-смысловые особенности личности профессионально не определившихся студентов разных специальностей» приводятся и анализируются результаты исследования ценностно-смысловой сферы личности студентов, у которых была выявлена профессиональная неопределенность личности.

Сопоставительный анализ проводился между контрастными группами на каждом курсе каждой специальности.

Анализ результатов методики Е.Б. Фанталовой.

Результаты студентов отделения психологии. Наиболее значимыми для студентов первого курса отделения психологии оказываются ценности «Счастливая семейная жизнь» и «Любовь». Наименее значимыми – «Красота природы и искусства» и «Активная деятельная жизнь».

Для профессионально не определившихся первокурсников ценность «Творчество» оказывается более воплощенной в жизни (р=0,02 при Uэмп=43,5), Не имея выраженного интереса к получаемой профессии, профессионально не определившиеся студенты не могут прилагать должных усилий для творчества в их основной деятельности в данный период жизни, что обуславливает тенденцию к избыточности ценности «Творчество».

Общий показатель интегрированности ценностной сферы обеих контрастных групп находится в пределах нормы.

Для профессионально определившихся четверокурсников наиболее значимы «Счастливая семейная жизнь», «Любовь» и «Здоровье»; для профессионально не определившихся – «Свобода» и «Счастливая семейная жизнь». Наименее значимой для обеих групп респондентов оказывается ценность «Красота природы и искусства».

Для профессионально не определившихся четверокурсников более значима «Свобода» (р=0,03 Uэмп=25), менее доступна «Любовь» (р=0,03 Uэмп=23,5) и менее воплощена в жизни «материально обеспеченная жизнь» (р=0,005 при Uэмп=16). Профессионально не определившиеся студенты стремятся к свободе, но отмечают, что близкие отношения для них малодоступны. Ценность свободы (трактуемой в методике как «независимость в поступках и действиях»), связана со специфическим «страхом вовлеченности», что доказывается и уровнем доступности близких отношений. Неудовлетворенность материальным достатком, выявленная у профессионально не определившихся студентов, связана с разочарованием в своей профессии (в том числе предполагаемым заработком) и неудачными попытками трудоустройства по специальности.

Общий показатель интегрированности ценностной сферы профессионально определившихся четверокурсников находится в пределах нормы; в группе «профессионально не определившихся» он на уровне средней степени дезинтеграции, что говорит о конфликтности ценностной сферы.

Результаты студентов отделения математики и компьютерных наук. Наиболее значима для студентов обеих контрастных групп первого курса ценность «Любовь»; наименее значимы – «Красота природы и искусства» и «Активная деятельная жизнь».

Для профессионально не определившихся первокурсников ценность «Познание» менее значима (р=0,03 при Uэмп=4,5), но более воплощена в жизни (р=0,01 при Uэмп =2). Отсутствие интереса к выбранной профессии обуславливает избыточность в жизни профессионально не определившихся первокурсников незначимой возможности познания.

Общий показатель интегрированности ценностной сферы обеих контрастных групп находится в пределах нормы.

Для профессионально определившихся четверокурсников наиболее значимы «Счастливая семейная жизнь», «Любовь» и «Здоровье»; для четверокурсников с профессиональной неопределенностью личности наиболее значимы «Друзья» и «Счастливая семейная жизнь». Наименее значимой для обеих групп оказывается ценность «Красота природы и искусства».

Для профессионально не определившихся четверокурсников более значима «Свобода» (р=0,03 при Uэмп=6), менее значимо «Творчество» (р=0,02 при Uэмп = 4,5), менее доступна «Любовь» (р=0,02 при Uэмп =4,2), более доступна «Красота природы и искусства» (р=0,02 при Uэмп =4,5), более воплощается в жизни «Красота природы и искусства» (р=0,01 при Uэмп=2,5), менее воплощается в жизни «Свобода» (р=0,01 при Uэмп=2,5). Высокая значимость и слабая воплощенность в жизни профессионально не определившихся респондентов свободы говорит о «страхе вовлеченности» и трудностях вхождения в близкие отношения (слабая доступность «Любви»). Доступность и воплощенность в жизни незначимой ценности «Красота природы и искусства» обуславливается общим конфликтным характером ценностной сферы профессионально не определившихся математиков-четверокурсников.

Общий показатель интегрированности ценностной сферы профессионально определившихся четверокурсников находится в пределах нормы; в группе «профессионально не определившихся» он на уровне средней степени дезинтеграции, что говорит о конфликтности ценностной сферы.

Таким образом, ценностно-потребностная сфера личности профессионально не определившихся студентов отличается спецификой иерархии ценностей, их доступности и общей интегрированности ценностной сферы личности студентов.

Далее анализируются результаты методики А. Лэнгле и К. Орглер.

Таблица 2






double arrow
Сейчас читают про: