Рекомендации при разработке и внедрении правил торговой практики

Правила торговой практики хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, должны быть опубликованы в открытом доступе для неопределенного круга лиц в телекоммуникационной сети Интернет.

Недопустимо создание дискриминационных условий, то есть условий, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, при применении правил торговой практики при отборе потенциальных контрагентов или при работе с действующими контрагентами.

Правила торговой практики, разработанные иностранной компанией с учетом международных практик, применяемых на территории Российской Федерации в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся резидентами Российской Федерации, не должны противоречить требованиям российского законодательства.

При внесении хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, изменений в правила торговой практики возможно предусмотреть переходный период вступления измененных положений в силу и надлежащим образом предупредить о таких изменениях контрагентов.

 

§ 7. Правила недискриминационного доступа к услугам

естественных монополий

 

Согласно ч. 3 ст. 10 Закона о защите конкуренции в целях предупреждения злоупотреблений доминирующим положением законодателю и Правительству РФ предоставлены полномочия по утверждению нормативных правовых актов, устанавливающих правила недискриминационного доступа к приобретению товаров, производимых или реализуемых субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Законом о естественных монополиях, а также к объектам инфраструктуры в сфере естественных монополий, а равно регламентирует содержание таких правил.

В настоящее время действуют и применяются следующие акты Правительства РФ, устанавливающие правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественной монополии:

- Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2003 N 710;

- Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг; Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг; Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861;

- Правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.03.2011 N 218;

- Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 N 599;

- Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.11.2014 N 1284;

- Постановление Правительства РФ от 21.12.2009 N 1039 "О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации" (вместе с Правилами подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации);

- Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 N 90 "О порядке подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти" (вместе с Правилами подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти);

- Постановление Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации";

- Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (вместе с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан);

- Постановление Правительства РФ от 28.03.2005 N 161 "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия";

- Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 N 341 "Об утверждении Положения об особенностях предоставления технических условий, определения платы за технологическое присоединение и особенностях технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии на территории муниципального образования город-курорт Сочи в период организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Исключение составляют:

- Приказ Минтранса России от 17.01.2013 N 7 "Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути", который был принят во исполнение ч. 2 ст. 5.1 Кодекса торгового мореплавания РФ;

- Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи".

Таким образом, в настоящее время установление особенностей деятельности субъектов естественных монополий, имеющих своей целью недопущение нарушений антимонопольного законодательства, ограничение конкуренции и (или) ущемление прав и законных интересов контрагентов таких лиц, наравне с федеральными законами отнесено к компетенции Правительства РФ.

Как следует из их названия, данные нормативные правовые акты устанавливают общие критерии и правила доступа потребителей к названным услугам и товарам с учетом специфики соответствующих рынков, а также регулируют вопросы информационного обеспечения участников рынка, требования к утверждаемым типовым договорам, порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, определяют иные условия, определенные ч. 3 ст. 10.

Кроме того, законодателем установлено, что в случае выявления факта злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, установленного вступившим в законную силу решением антимонопольного органа, в целях предупреждения создания дискриминационных условий правила недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет более 70%, устанавливаются актом Правительства Российской Федерации (правила недискриминационного доступа к услугам финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, утверждаются федеральным антимонопольным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).

В целом следует отметить, что в настоящее время правила недискриминационного доступа являются одним из эффективных механизмов предупреждения антимонопольных правонарушений в сфере доступа к услугам естественных монополий и их реализация зачастую существенно упрощает доступ потребителей к естественно-монопольным товарам и услугам, сокращая количество антимонопольных нарушений в этих сферах и формируя понятные правила поведения как для потребителей, так и для самих субъектов естественной монополии.

Кроме того, обсуждается вопрос о предоставлении Правительству РФ права утверждать правила недискриминационного доступа к товарам доминирующих хозяйствующих субъектов с долей свыше 70% на дефицитных рынках.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что понимается под злоупотреблением доминирующим положением хозяйствующим субъектом?

2. Перечислите виды злоупотребления доминирующим положением.

3. Дайте определение монопольно высокой цены.

4. Раскройте понятие монопольно низкой цены.

5. В каких действиях может выражаться навязывание невыгодных условий хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение?

6. Что понимается под созданием дискриминационных условий?

7. Какие критерии допустимости действий хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарном рынке, можно выделить?

 

Библиографический список

 

Монографии

 

1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. Монография. М.: Проспект, 2009.

2. Волков А.В. Теория концепции "злоупотребление гражданскими правами". Волгоград: Страница-2, 2007.

3. Клейн Н.И. Рассмотрение дел, связанных с обжалованием решений (предписаний) налоговых органов // Комментарий судебно-арбитражной практики. М., 1997.

4. Петров Д.А. Антимонопольное законодательство: Теория и практика применения. СПб.: Нестор-История, 2012.

 

Научные статьи

 

1. Егорова М.А. Развитие норм о доминирующем положении в четвертом антимонопольном пакете // Юрист. 2016. N 7.

2. Егорова М.А. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта как правовой аналог его рыночной власти // Юрист. 2016. N 1.

3. Кинев А.Ю. Административно-правовые основы и организация защиты конкуренции в Российской Федерации (монография). М.: ООО "Издательство "Элит", 2013.

4. Петров Д.А. Антимонопольное законодательство: теория и практика применения. СПб.: Нестор-История, 2012.

 

Учебники, учебные пособия и комментарии законодательства

 

1. Егорова М.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ. 2012.

2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" (постатейный) / К.Н. Алешин, А.В. Андросенко, И.Ю. Артемьев и др.; Отв. ред. И.Ю. Артемьев. М.: Статут, 2015.

 

Авторефераты диссертаций

 

1. Гутерман А.Е. Антимонопольное регулирование соглашений хозяйствующих субъектов по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук / РАНХиГС при Президенте РФ. М., 2015.

2. Казачкова З.М. Государственное антимонопольное регулирование в России и США: сравнительное правовое исследование: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2002.

3. Касымов Р.Ш. Правовые модели координации экономической деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук / РАНХиГС при Президенте РФ. М., 2015.

4. Кинев А.Ю. Административно-правовая защита конкуренции: проблемы и пути совершенствования: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук / Московский гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА). М., 2014.

5. Спиридонова А.В. Объединения хозяйствующих субъектов: гражданско-правовое и антимонопольное регулирование: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.

 

Судебная практика

 

1. Постановление ФАС Московского округа от 16.09.2009 N КА-А40/8589-09 по делу N А40-59028/08-147-485.

2. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.03.2015 N Ф09-1383/15 по делу N А47-26/2014.

3. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.05.2013 N Ф03-1635/2013 по делу N А51-6988/2012.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: