Дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации

Нарушение данного запрета может привести к отказу хозяйствующих субъектов от самостоятельных действий на рынке, что является одним из видов ограничения конкуренции.

Отдельный запрет предусмотрен на действия, результатом которых является наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Общественная опасность нарушения запрета, предусмотренного ч. 2 ст. 15 Закона о защите конкуренции, заключается в том, что органы исполнительной власти могут получить возможность ограничивать самостоятельность хозяйствующих субъектов и препятствовать осуществлению их деятельности на том или ином товарном рынке с использованием предоставленных полномочий.

Так, ФАС России признала Росрыболовство виновным в ограничении конкуренции и наделении хозяйствующего субъекта функциями органа власти (нарушение ч. 1 и 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции), в связи с тем что орган власти издал распоряжение "О реализации протокола второй сессии Российско-Марокканской смешанной комиссии по рыболовству в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Марокко о сотрудничестве в области морского рыболовства от 14.02.2013". Согласно этому документу федеральное агентство передало свои полномочия по проведению заявочной кампании для определения хозсубъектов, которые будут допущены к вылову ресурсов в исключительной экономической зоне Марокко, унитарному предприятию "Нацрыбресурс".

Таким образом, ст. 15 Закона о защите конкуренции устанавливает ряд запретов на акты и действия органов власти, а также их бездействие при осуществлении своих полномочий, результатом которых становится ограничение, устранение или недопущение конкуренции, а также реальная возможность наступления таких последствий.

 

§ 2. Ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные

действия с участием органов государственной власти

и местного самоуправления

 

Запрет на антиконкурентные соглашения и согласованные действия между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами установлен ст. 16 Закона о защите конкуренции. При этом законодатель отмечает, что антиконкурентными такие соглашения признаются только в случае наступления или возможности наступления таких последствий, как недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

К перечню возможных последствий таких соглашений относятся:

1) повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничение доступа на товарный рынок, выхода с товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, в число субъектов, действия которые подпадают под запреты, предусмотренные ст. 16 Закона о защите конкуренции, входят:

- федеральные органы исполнительной власти без каких-либо ограничений, т.е. включая министерства, федеральные службы, федеральные агентства, другие федеральные органы исполнительной власти, а также их территориальные подразделения;

- органы государственной власти субъектов РФ также без каких-либо ограничений, т.е. правительства, администрации, министерства, департаменты и пр.;

- органы местного самоуправления, т.е. администрации муниципальных образований и их подразделения;

- иные органы и (или) организации, осуществляющие некоторые функции государственных органов или органов местного самоуправления. Иные органы и организации - это, например, организации и органы, которым функции органа власти переданы при их учреждении или в силу нормативных актов. При этом передача таких функций должна быть отражена в соответствующих документах (устав, положение, распоряжение и т.д.);

- государственные внебюджетные фонды, т.е. Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и др.;

- Банк России.

Несмотря на столь широкий перечень субъектов, в правоприменительной практике отсутствуют примеры заключения антиконкурентных соглашений, запрещенных ст. 16, без участия хозяйствующих субъектов. Как правило, действия органов власти по ограничению конкуренции носят либо односторонний характер, в виде издания соответствующих актов или распоряжений, что запрещено ст. 15 Закона о защите конкуренции, либо форму соглашений с хозяйствующим субъектом, в результате которых этот субъект получает различные конкурентные преимущества на товарном рынке.

Как следует из формулировки диспозиции данной нормы, в отличие от запрета, содержащегося в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, запрет на антиконкурентные соглашения органа власти и хозяйствующего субъекта не является запретом per se, т.к. помимо факта заключения такого соглашения антимонопольный орган должен доказать, что в результате этого соглашения была или могла быть не допущена, ограничена или устранена конкуренция на товарном рынке.

Согласно п. 1 ст. 16 соглашения могут быть признаны допустимыми, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05.03.2010 N 129 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям" было установлено право исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления заключать с хозяйствующими субъектами - производителями или поставщиками горюче-смазочных материалов - соглашения о снижении или поддержании цен при поставке сельскохозяйственным товаропроизводителям отдельных видов горюче-смазочных материалов, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ с 2010 по 2012 годы.

При этом допустимыми признаются только соглашения, соответствующие определенным в постановлении условиям. На сегодняшний день акты, допускающие заключение такого рода соглашений, не реализовываются.

Наличие соглашения должно быть доказано антимонопольным органом.

Во многих случаях доказательством наличия соглашения является определенная последовательность, частота совершения и взаимосвязанность действий сторон соглашения, которые должны быть проанализированы на предмет того, следует ли из них, что между сторонами было достигнуто соглашение.

Законодатель прямо указывает только четыре примера действий, при совершении которых возможно ограничение, устранение или недопущение конкуренции. Эти случаи перечислены в абз. 2 - 5 ст. 16 Закона о защите конкуренции. В целом же указанный список не является исчерпывающим, поскольку ограничение, устранение или недопущение конкуренции может выражаться в форме иных соглашений, не перечисленных в статье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: