§ 1. Антимонопольный орган и его полномочия в сфере
контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
Функцию контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в настоящее время исполняет Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) и ее территориальные подразделения, образованные в субъектах Российской Федерации.
ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации <189>.
--------------------------------
<189> Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".
Все функции ФАС России могут быть разделены на следующие группы:
┌────────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐
│ Контроль │ │ Контроль │ │ Контроль │
│ за соблюдением │ │за естественными│ │ за соблюдением │
│ антимонопольного │ │ монополиями │ │ законодательства│
│ законодательства │ │ │ │ о рекламе │
└────────────────────┘ └────────────────┘ └─────────────────┘
┌────────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐
│ Контроль │ │ │ │ Контроль │
│ за государственными│ │ Контроль │ │за осуществлением│
│ и муниципальными │ │ за │ │ иностранных │
│закупками, закупками│ │гособоронзаказом│ │ инвестиций │
│ госкомпаний │ │ │ │ │
└────────────────────┘ └────────────────┘ └─────────────────┘
┌────────────────┐
│ │
│ Тарифное │
│ регулирование │
│ │
└────────────────┘
Как видим, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства является одной из функций ФАС России наряду с остальными, указанными выше.
Правовой основой осуществления антимонопольным органом функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства является Закон о защите конкуренции.
Для реализации перечисленных функций антимонопольный орган наделен полномочиями, закрепленными в ст. 23 Закона о защите конкуренции. К наиболее важным (но не исчерпывающим весь перечень) полномочиям ФАС России в сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства относятся:
1) возбуждение и рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства;
2) выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний (о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений, о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, о прекращении недобросовестной конкуренции и т.д. <190>);
3) выдача федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательных для исполнения предписаний (об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в т.ч. о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции);
4) выдача организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в т.ч. предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов;
5) направление предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства;
6) рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества;
7) привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческих организаций и некоммерческих организаций, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей;
8) обращение в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;
9) обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в т.ч. с исками, заявлениями:
- о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в т.ч. создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;
- о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;
- о ликвидации юридических лиц (в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством);
- о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа;
10) участие в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;
11) ведение реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Сведения, включенные в указанный реестр, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете;
12) установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;
13) проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получение от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме;
14) обращение в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
15) осуществление контроля за предоставлением и использованием государственных или муниципальных преференций;
16) издание нормативных правовых актов (приказов) по вопросам, относящимся к ведению антимонопольного органа;
17) дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.
--------------------------------
<190> См.: § 2 гл. 12.
Наличие у ФАС России некоторых из перечисленных выше полномочий означает, что антимонопольный орган обладает не только контрольно-надзорными функциями. Например, ФАС России может издавать нормативные правовые акты в своей сфере деятельности (что свидетельствует о наличии у антимонопольного органа функции, присущей федеральным министерствам), а также давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства <191>.
--------------------------------
<191> Разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства предоставляются антимонопольным органом в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 20.01.2012 N 22.
Полномочия ФАС России в сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства можно условно разделить на две группы:
1. Полномочия, осуществление которых направлено на предотвращение совершения нарушения антимонопольного законодательства. К таким полномочиям относится, в частности, направление предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке. К этой же группе можно отнести и выдачу разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.
2. Полномочия, связанные с пресечением нарушения антимонопольного законодательства и (или) привлечением к ответственности лиц, его нарушивших. К таким полномочиям относятся, например, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства, возбуждение и рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний.
§ 2. Правовой институт предостережения
Институт предостережения введен в антимонопольное законодательство с целью предоставления антимонопольному органу возможности предотвращения правонарушений.
Предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства (в тексте также - предостережение), может быть направлено должностному лицу хозяйствующего субъекта, федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда. Предостережение выдается в письменном виде.
Институт предостережения в антимонопольном законодательстве аналогичен правовому институту предостережения о недопустимости нарушения закона, закрепленному в ст. 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <192>, и официальному предостережению о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к ведению органов Федеральной службы безопасности (ст. 13.1 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" <193>).
--------------------------------
<192> В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам, предостережение о недопустимости нарушения закона.
<193> В целях предупреждения совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о действиях физического лица, создающих условия для совершения указанных преступлений, и при отсутствии оснований для его привлечения к уголовной ответственности органы Федеральной службы безопасности, предварительно уведомив об этом прокурора, могут объявлять этому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения таких преступлений.
Основания для направления предостережения антимонопольным органом различаются в зависимости от субъектов, которым оно может быть направлено.
Основанием для направления предостережения должностному лицу хозяйствующего субъекта является публичное заявление такого лица о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Основанием для направления предостережения должностному лицу федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда является информация о планируемых таким должностным лицом действиях (бездействии), способных привести к нарушению антимонопольного законодательства, если при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Возможность выдачи предостережений указанным должностным лицам введена "четвертым антимонопольным пакетом" <194>. Ранее предостережение могло быть направлено только должностным лицам хозяйствующих субъектов.
--------------------------------
<194> Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, предостережение может быть направлено при наличии в совокупности следующих условий:
Таблица
Условия для направления предостережения должностному лицу хозсубъекта (ч. 2 ст. 25.7 Закона о защите конкуренции) | Условия для направления предостережения должностному лицу федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда (ч. 2.1 ст. 25.7 Закона о защите конкуренции) |
публичное заявление такого лица о планируемом поведении на рынке; | появление информации о планируемых таким лицом действиях (бездействии); |
такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства; | такие действия (бездействие) способны привести к нарушению антимонопольного законодательства; |
отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Итак, из перечисленных условий видно, что для выдачи предостережения должностному лицу хозяйствующего субъекта необходимо публичное заявление такого лица о том или ином поведении на рынке. Как правило, такие заявления делаются через средства массовой информации, в сети Интернет; возможны случаи таких заявлений на публичных мероприятиях, совещаниях, конференциях и т.п.
Пример.
Заместитель начальника отдела анализа и маркетинговых исследований одной из компаний в статье, размещенной в июле 2015 года на интернет-сайте top.rbc.ru, заявил о предполагаемом росте цен на автомобильные бензины на 12 - 14% в связи со снижением маржи АЗС и возможной высокой инфляцией.
Федеральная антимонопольная служба выдала должностному лицу данной компании предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению ч. 5 ст. 11 Закона о защите конкуренции (запрет на координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов).
Для выдачи предостережения иным должностным лицам - органам власти, органам местного самоуправления и т.д. - у антимонопольного органа должна быть, как указывает Закон, информация о планируемых действиях. Таким образом, для выдачи предостережения указанным должностным лицам установлено более широкое основание: информация о планируемых действиях, например, главы федерального органа исполнительной власти может поступить в ФАС России как через средства массовой информации, так и из иных источников - официальных писем иных органов власти, материалов проверок, проведенных самим антимонопольным органом, и т.д.
Второе условие для выдачи предостережения, по сути, одинаково для всех должностных лиц - публичное заявление или планируемые действия (бездействие) могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, т.е. могут привести к любому из нарушений, запрет на которые установлен Законом о защите конкуренции.
И, наконец, третье условие - должны отсутствовать основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Наличие данного условия связано с тем, что институт предостережения существует с целью предотвращения антимонопольных правонарушений. Если же установлены признаки совершения такого правонарушения, то, соответственно, есть основания для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела либо выдачи предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (см. § 5).
Решение о направлении предостережения принимается руководителем антимонопольного органа в срок не позднее десяти дней со дня, когда антимонопольному органу стало известно о наличии оснований, перечисленных выше.
Предостережение должно содержать:
1) выводы о наличии оснований для направления предостережения;
2) нормы антимонопольного законодательства, которые могут быть нарушены хозяйствующим субъектом, федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственным внебюджетным фондом.
Пример.
Федеральной антимонопольной службой было выдано следующее предостережение президенту ОАО "АВТОВАЗ":
"В связи с публичным заявлением Бу Андерссона, президента ОАО "АВТОВАЗ", о планируемом поведении на товарном рынке, выразившимся в заявлении, содержащемся в статье под заголовком "Бу Андерссон запретил дилерам давать скидки на Lada Vesta", опубликованной 23 октября 2015 г. на официальном сайте Autonews, об удержании цены на Lada Vesta на одном уровне в течение девяти месяцев после начала продаж, Федеральная антимонопольная служба на основании ст. 25.7 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предостерегает от совершения планируемых действий в связи с тем, что такие действия могут привести к нарушению ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Порядок направления предостережения и его форма установлены Приказом ФАС России от 14.12.2011 N 873.
Порядком направления предостережения, в частности, предусмотрено, что предостережение направляется должностному лицу хозяйствующего субъекта по адресу места нахождения хозяйствующего субъекта в течение одного дня после подписания.
Отдельных мер ответственности (или иных правовых последствий) для должностных лиц, которым было направлено предостережение и которые все же совершили действия, повлекшие нарушение антимонопольного законодательства, не установлено - в таком случае антимонопольный орган возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства и при наличии оснований привлекает в дальнейшем такое лицо к административной ответственности. Отказ хозяйствующего субъекта, должностному лицу которого направлялось предостережение, воздержаться от планируемого поведения на рынке не влечет ужесточения административной ответственности, поскольку такой отказ не входит в закрытый перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, закрепленный КоАП РФ.
§ 3. Проведение проверок соблюдения антимонопольного
законодательства
Исходя из определения проверки, сформулированного в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о проверках), под проверкой соблюдения антимонопольного законодательства следует понимать совокупность проводимых антимонопольным органом в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия) требованиям антимонопольного законодательства.
Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, устанавливаются при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации Законом о защите конкуренции. Таким образом, Закон о защите конкуренции устанавливает ряд специальных норм о проведении проверок антимонопольным органом, имеющих приоритет перед общими нормами, установленными Законом о проверках.
Порядок проведения проверок ФАС России регламентирован ст. 25.1 - 25.6 Закона о защите конкуренции, а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - Административный регламент ФАС России по проведению проверок). Данный Административный регламент утвержден Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 340.
Антимонопольный орган вправе проводить проверки:
- коммерческих и некоммерческих организаций;
- федеральных органов исполнительной власти;
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- органов местного самоуправления;
- иных органов или организаций, осуществляющих функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- государственных внебюджетных фондов;
- физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей.
Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений ст. 10, 11, 14 - 17.1, 19 - 21 Закона о защите конкуренции при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов, т.е.:
- в части соблюдения запрета на злоупотребление доминирующим положением (ст. 10);
- в части соблюдения запрета на антиконкурентные соглашения (ст. 11), в т.ч. с участием органов власти и местного самоуправления (ст. 16);
- в части соблюдения запретов на недобросовестную конкуренцию (ст. 14.1 - 14.8);
- в части соблюдения запрета на антиконкурентные акты и действия (бездействие) органов власти и местного самоуправления (ст. 15);
- в части соблюдения антимонопольных требований к торгам, запросам котировок цен на товары, запросам предложений (ст. 17);
- в части соблюдения положений о порядке заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (ст. 17.1).
На основании Закона о защите конкуренции не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций.
Выделяют следующие виды проверок.
По периодичности | По способу проведения | ||
1. Плановые проверки | 2. Внеплановые проверки | 1. Выездные проверки | 2. Документарные проверки |
Проверка включает в себя следующие этапы:
┌────────────────────────────────────────────────┐
│Подготовка, утверждение и согласование планов │
│проверок (в случае проведения плановых проверок)│
└────────────────────────────────────────┬┬──────┘
\/
┌────────────────────────────────────────────────────┐
│Подготовка проверки: издание приказа о проведении │
│проверки, формирование инспекции ФАС России │
│по проверке, уведомление проверяемого лица о │
│проведении в отношении его проверки (за исключением │
│проведения внезапных внеплановых проверок) │
└────────────────────────────────────────────┬┬──────┘
\/
┌────────────────────────────────────────────────────┐
│Проведение проверки: получение копий документов │
│проверяемого лица по требованию ФАС России и их │
│анализ, осмотр территорий, помещений, документов │
│и предметов проверяемого лица (в случае проведения │
│выездных проверок), получение письменных объяснений │
│от должностных лиц проверяемого лица, продление │
│срока проверки (при наличии оснований) │
└──────────────────────────────────────────────┬┬────┘
\/
┌────────────────────────────────────────────────────┐
│Оформление результатов проверки: составление акта │
│проверки, направление акта проверки проверяемому │
│лицу и представление акта проверки заместителю │
│руководителя антимонопольного органа │
└───────────────────────────────────────────────┬┬───┘
\/
┌─────────────────────────────────────────────────────┐
│Принятие мер реагирования по результатам проверки: │
│составление докладной записки и решение вопроса о │
│возбуждении дела о нарушении антимонопольного │
│законодательства (в случае выявления признаков │
│нарушения); приобщение акта и материалов проверки │
│к материалам рассматриваемого дела о нарушении │
│антимонопольного законодательства; передача │
│материалов проверки по подведомственности │
└─────────────────────────────────────────────────────┘
Общие положения о проверках. Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, утвержденной приказом антимонопольного органа, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. На основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа.
Таким образом, максимальный срок проведения проверки антимонопольным органом - три месяца.
Проверка (как и продление срока ее проведения) проводится на основании приказа руководителя антимонопольного органа.
На основании приказа о проведении проверки при предъявлении служебного удостоверения сотрудник ФАС России - член инспекции по проверке, утвержденной приказом, - имеет следующие права:
- право на беспрепятственный доступ на территорию и (или) в помещение, здание проверяемого лица (за исключением жилища проверяемого лица). Помимо служебного удостоверения, должен быть предъявлен приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки;
- право получать по мотивированному требованию в установленный срок документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию, в т.ч. составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, а также информацию, составляющую государственную тайну при наличии у соответствующего члена инспекции оформленного надлежащим образом допуска к сведениям соответствующей степени секретности, включая служебную переписку в электронном виде, необходимые антимонопольному органу;
- право на беспрепятственное осуществление осмотра территорий, зданий и помещений, занимаемых проверяемым лицом (за исключением жилища проверяемого лица), предметов, документов и информации (сведений), содержащихся на любых ее носителях (в необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фотосъемка, видеозапись, снимаются копии с документов).
Документарная проверка проводится по месту нахождения антимонопольного органа.
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами антимонопольного органа в первую очередь рассматриваются документы проверяемого лица, имеющиеся в распоряжении антимонопольного органа, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения в отношении проверяемого лица дел о нарушениях антимонопольного законодательства и об административных правонарушениях, иные документы о результатах осуществленных в отношении проверяемого лица действий по государственному контролю, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого лица, месту осуществления деятельности проверяемого лица - физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке антимонопольному органу не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении антимонопольного органа документах проверяемого лица;
- оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям антимонопольного законодательства без проведения выездных мероприятий по контролю.
Выездная проверка проводится путем осмотра, в первую очередь, документов, а также копирования документов (в т.ч. с электронных носителей информации), имеющих отношение к предмету проверки, для последующего дополнительного анализа с целью формулирования вывода о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства. Помимо осмотра документов, как было указано выше, сотрудники ФАС России вправе осматривать территории, помещения и предметы проверяемого лица.
Осмотр осуществляется в присутствии не менее чем двух понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые незаинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц антимонопольных органов. В случае если для осуществления осмотра требуются специальные знания, к его проведению по инициативе антимонопольного органа могут привлекаться специалисты и (или) эксперты.
В необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фотосъемка и видеозапись. Это может понадобиться, например, в целях фиксации факта вручения приказа о проведении проверки представителю проверяемого лица или для подтверждения факта противодействия инспекции в целях дальнейшего привлечения виновных к ответственности.
По результатам осуществления осмотра составляется протокол.
Информация, скопированная с электронных носителей проверяемого лица, затем осматривается и анализируется одним из членов инспекции. По результатам такого анализа (например, в случае обнаружения документов, доказывающих нарушение антимонопольного законодательства) может быть составлен отчет об исследовании документов (информации), содержащихся на электронном носителе информации.
Проверяемые лица имеют следующие права:
- получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке исполнения государственной функции;
- осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя;
- непосредственно присутствовать при проведении проверки (в т.ч. при осуществлении осмотра), давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от антимонопольного органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц антимонопольного органа, совершенными в рамках проведения проверки;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц антимонопольного органа, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в т.ч. с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.
Проверяемое лицо обязано представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию в письменной и устной форме (в т.ч. информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Официальный документ, в соответствии с которым указанные материалы должны быть представлены в антимонопольный орган, проводящий проверку, - требование о представлении документов и информации.
Истребуемые документы и информация представляются в виде копий, заверенных печатью юридического лица или подписью физического лица, в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения требования.
Представляемые копии документов должны быть прошиты, пронумерованы (если документы состоят более чем из одного листа), скреплены печатью и подписью руководителя проверяемого лица или уполномоченного им представителя.
Антимонопольный орган не вправе требовать нотариального заверения копий документов - в случае необходимости (например, при сомнениях в достоверности копий) должностные лица, входящие в инспекцию, могут самостоятельно ознакомиться с оригиналами документов и сравнить их с представленными копиями.
По требованию проверяемого лица передача запрашиваемых документов может осуществляться на основании акта приема-передачи документов.
В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые копии документов и информацию в течение трех рабочих дней, руководитель проверяемого лица или уполномоченный им представитель в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов и информации, уведомляет в письменной форме руководителя инспекции о невозможности представления в установленный срок документов и информации с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого проверяемое лицо может представить истребуемые документы и информацию.
В течение двух рабочих дней со дня получения такого уведомления руководитель инспекции принимает мотивированное решение об установлении нового срока представления документов и информации или принимает мотивированное решение об отказе в продлении срока с указанием обоснования отказа.
Заверенная копия принятого решения направляется проверяемому лицу любым доступным способом.
Если требование о представлении документов и информации не исполнено в установленный срок, то руководителем инспекции решается вопрос о возбуждении в отношении виновного лица дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление (или несвоевременное представление) сведений по требованию ФАС России влечет наложение штрафа.
Руководитель и члены инспекции при проведении проверки вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных лиц проверяемого лица, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, в т.ч. по факту отсутствия документов, необходимых для проведения проверки. В случае отказа от представления указанных объяснений в акте проверки делается соответствующая запись.
По окончании проверки составляется акт проверки, который содержит описание результатов действий, мероприятий, которые осуществлялись инспекцией ФАС России.
Основанием для оформления результатов проверки является завершение проверки и анализа всех полученных материалов, документов, информации и объяснений.
Акт проверки составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами инспекции или должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, в случае проведения документарной проверки - одним должностным лицом.
Наиболее важная часть акта проверки - это указание сведений о результатах проверки, в т.ч. о выявленных признаках нарушения антимонопольного законодательства. Следует понимать, что актом проверки не устанавливается нарушение антимонопольного законодательства. Вывод о наличии факта нарушения Закона о защите конкуренции может быть сделан только в рамках иной процедуры - рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства <195>.
--------------------------------
<195> См.: следующий параграф.