Выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

Предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (в тексте - предупреждение, предупреждение о прекращении нарушения антимонопольного законодательства) выдается антимонопольным органом в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Предупреждение может быть выдано хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду. Предупреждение выдается в письменном виде.

Основания выдачи, содержание и сроки исполнения предупреждения закреплены ст. 39.1 Закона о защите конкуренции.

Предупреждение выдается в случае выявления признаков некоторых нарушений антимонопольного законодательства, состоящих в злоупотреблении доминирующим положением <199>, недобросовестной конкуренции <200> и нарушении антимонопольного законодательства органами власти, местного самоуправления и другими лицами, поименованными в ст. 15 Закона о защите конкуренции <201>.

--------------------------------

<199> О формах злоупотребления доминирующим положением см. гл. 5.

<200> См. гл. 7.

<201> См. гл. 8.

 

Итак, предупреждение выдается в следующих случаях.

Предупреждение выдается хозсубъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков злоупотребления таким положением, выразившегося:

1) в навязывании хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, контрагенту условий договора, невыгодных для данного контрагента или не относящихся к предмету договора (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);

2) в экономически или технологически необоснованном отказе либо уклонении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара (п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);

3) в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, различных цен (тарифов) на один и тот же товар (п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции);

4) в создании хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, дискриминационных условий (п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции).

Предупреждение выдается при обнаружении признаков недобросовестной конкуренции в следующих формах:

1) недобросовестной конкуренции путем дискредитации (ст. 14.1 Закона о защите конкуренции);

2) недобросовестной конкуренции путем введения в заблуждение (ст. 14.2 Закона о защите конкуренции);

3) недобросовестной конкуренции путем некорректного сравнения (ст. 14.3 Закона о защите конкуренции);

4) недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну (ст. 14.7 Закона о защите конкуренции);

5) в иных формах недобросовестной конкуренции (ст. 14.8 Закона о защите конкуренции).

Предупреждение выдается в случае выявления признаков ограничивающих конкуренцию актов и действий (бездействия):

- федеральных органов исполнительной власти;

- органов государственной власти субъектов РФ;

- органов местного самоуправления;

- иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов;

- организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг;

- государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (ст. 15 Закона о защите конкуренции).

Если обнаружены признаки указанных выше правонарушений, то ФАС России не может возбудить дело без предварительного вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения - это прямой запрет ч. 2 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции. Если же признаки этих правонарушений установлены во время рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (и о них не было известно на момент возбуждения дела), то комиссия по рассмотрению дела обязана выдать такое предупреждение.

Выдача предупреждения позволяет реагировать на нарушения Закона о защите конкуренции более оперативно (без возбуждения и многомесячного рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства), что дает возможность антимонопольному органу пресекать нарушения на начальном этапе и предотвращать их последствия в виде ограничения конкуренции.

Предупреждение должно содержать:

1) выводы о наличии оснований для его выдачи;

2) нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение;

3) перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.

Порядок выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и его форма утверждены Приказом ФАС России от 14.12.2011 N 874.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней.

По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В течение трех дней со дня окончания срока, установленного для выполнения предупреждения, лицо, которому оно было выдано, обязано уведомить ФАС России.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Пример.

В отношении ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "ВымпелКом" и ОАО "Мегафон" было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции <202> при оказании абонентам услуги по обеспечению доступа к информационно-справочным и развлекательным сервисам (услугам) третьих лиц (контент-провайдеров).

--------------------------------

<202> Часть 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (см. гл. 5).

 

В ходе рассмотрения данного дела комиссия ФАС России также установила признаки нарушения ОАО "ВымпелКом" п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение признаков данного нарушения не входило до этого в предмет рассмотрения, поэтому появилось основание для выдачи предупреждения.

Признаки обнаруженного нарушения выразились в навязывании абонентам невыгодных условий договора при оказании дополнительных информационно-справочных и развлекательных услуг путем предоставления таких услуг без согласия абонента.

ФАС России на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупредила о необходимости прекращения данных действий путем реализации следующих мер:

"1. Предоставлять дополнительные информационно-справочные и развлекательные услуги, оказываемые как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц, только с согласия абонента, выраженного в форме активных действий, однозначно свидетельствующих о намерении абонента получать дополнительную услугу, и не подключать самостоятельно дополнительные услуги в автоматическом режиме, в т.ч. на бесплатной основе с их последующей тарификацией по истечении определенного периода времени.

2. Разработать и утвердить порядок оказания дополнительных информационно-справочных и развлекательных услуг, в т.ч. включающий способы заказа таких услуг, порядок и способы отказа от дополнительных услуг, а также порядок предъявления претензий, связанных с оказанием дополнительных информационно-справочных и развлекательных услуг.

3. Доводить до абонентов в наглядной и доступной форме информацию о порядке оказания дополнительных информационно-справочных и развлекательных услуг, способах их заказа, порядке и способах отказа от дополнительных услуг, стоимости услуг, а также о порядке предъявления претензий, связанных с оказанием дополнительных информационно-справочных и развлекательных услуг.

4. В рамках договорных отношений с контент-провайдерами и иными третьими лицами, участвующими в предоставлении дополнительных информационно-справочных и развлекательных услуг, однозначно определить, что доступ к дополнительным информационно-справочным и развлекательным услугам и доставка контента до абонента осуществляются оператором связи, и все претензии и споры, связанные с оказанием дополнительных информационно-справочных и развлекательных услуг, разрешаются между абонентом и оператором связи.

5. Обеспечить контроль согласия абонентов на получение дополнительных услуг в случае заказа услуг третьих лиц с использованием абонентского номера (например, при поступлении на технические средства оператора связи информации о заказе абонентом услуги направить SMS следующего содержания: "Вы оформляете заказ на дополнительную услугу, стоимость которой составляет __ руб. В случае согласия нажмите [...], отправьте SMS, введите полученный код и т.д.")".

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 15.04.2014 N 18403/13 пришел к выводу, что предупреждение, исходя из ч. 1 ст. 198 АПК РФ, является ненормативным правовым актом, поскольку:

- принято уполномоченным государственным органом на основании ст. 22 и 39.1 Закона о защите конкуренции в отношении конкретного хозяйствующего субъекта;

- содержит властное предписание, возлагающее на организацию обязанности и влияющее тем самым на ее права в сфере предпринимательской деятельности.

Исходя из этого, как указал ВАС РФ <203>, предупреждение может быть обжаловано в арбитражный суд по правилам гл. 24 АПК РФ.

--------------------------------

<203> В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

 

При этом, поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам (как основаниям вынесения предупреждения).

Суд в таком случае не устанавливает обстоятельства, подтверждающие факт совершения правонарушения, которые должны быть установлены антимонопольным органом при производстве по делу в случае его возбуждения, и не предрешает выводы антимонопольного органа.

Суд при обжаловании предупреждения ФАС России должен ограничиться констатацией соответствия либо несоответствия предупреждения требованиям ст. 39.1 Закона о защите конкуренции и утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.12.2011 N 874 Порядка выдачи предупреждения с учетом того, что предписанные действия должны отвечать целям предупреждения и не могут выходить за пределы мер, необходимых для прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а также его последствий.

Суд также оценивает исполнимость предупреждения, в т.ч. определенность предписываемых действий и возможность их исполнения в указанные сроки.

 

§ 6. Возбуждение и рассмотрение дела о нарушении

антимонопольного законодательства

 

Возбуждение дела о нарушении антимонопольного

законодательства

 

Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:

1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

2) заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;

4) сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

5) результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, государственными внебюджетными фондами.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства может рассматриваться антимонопольным органом по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы. Федеральный антимонопольный орган - центральный аппарат ФАС России - вправе рассматривать указанное дело независимо от места совершения нарушения либо места нахождения или места жительства лица, в отношении которого подаются заявление или материалы.

Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденные Приказом ФАС России от 01.08.2007 N 244, устанавливают основания для передачи дел из территориального антимонопольного органа в федеральный антимонопольный орган, из одного территориального антимонопольного органа в другой и т.д.

Так, например, если территориальным органом в ходе рассмотрения заявления, материалов (поступающих в этот территориальный орган по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого поданы такие заявления, материалы) или в ходе рассмотрения дела будет установлено, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории деятельности другого территориального органа, то территориальный орган, рассматривающий такое заявление, материалы или дело, решает вопрос о целесообразности передачи указанного заявления, материалов или дела на рассмотрение в то региональное управление Федеральной антимонопольной службы, на территории деятельности которого совершено нарушение антимонопольного законодательства.

В случае принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган издает приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (в тексте также - приказ о возбуждении дела).

Приказ о возбуждении дела содержит информацию о лицах, в отношении которых возбуждается дело (ответчиках по делу), отражает квалификацию нарушения антимонопольного законодательства, признаки которого обнаружены, а также указывает должностных лиц антимонопольного органа, которые составят комиссию, рассматривающую дело (комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства; в тексте также - комиссия, комиссия по делу), в т.ч. председателя комиссии.

Копия приказа о возбуждении дела направляется заявителю и ответчику по делу в течение трех дней со дня его издания с сопроводительным письмом, а также размещается на официальном сайте антимонопольного органа.

В течение 15 дней со дня издания приказа о возбуждении дела председатель комиссии выносит определение о назначении дела к рассмотрению, копия которого в течение трех дней со дня его вынесения направляется лицам, участвующим в деле, а также размещается на официальном сайте антимонопольного органа.

В определении о назначении дела к рассмотрению, помимо прочего, указываются дата первого заседания комиссии по делу, лица, участвующие в деле, а также содержится перечень документов и информации, которые эти лица должны представить в антимонопольный орган к первому заседанию комиссии.

 

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного

законодательства

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению.

В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев. О продлении срока рассмотрения дела комиссия выносит определение и направляет копии этого определения лицам, участвующим в деле.

Таким образом, максимальный срок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства составляет девять месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению до дня вынесения решения по делу.

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется на заседании комиссии.

Лица, участвующие в деле, должны быть извещены о времени и месте его рассмотрения.

Уведомление осуществляется в письменной форме путем направления антимонопольным органом определений и извещений, в которых указываются сведения о дате, времени и месте проведения заседания, заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения лицам, участвующим в деле, под роспись непосредственно в антимонопольном органе либо по месту нахождения лиц, участвующих в деле, а в случаях, не терпящих отлагательства, дополнительно путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.

Исходя из положений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уведомление юридического лица осуществляется путем направления процессуальных документов по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (адрес места нахождения). Органы власти также уведомляются по месту их нахождения.

Уведомление индивидуального предпринимателя либо иного физического лица, являющегося хозяйствующим субъектом, осуществляется путем направления процессуальных документов по месту их жительства в Российской Федерации.

Если лица, участвующие в деле, реализуют свои права и обязанности через представителей, имеющих доверенность, то уведомление может быть осуществлено путем направления процессуальных документов по адресу таких представителей либо вручено им с нарочным при условии соответствующего указания в доверенности о возможности получения представителем уведомлений по делу.

В случае неявки на заседание комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, комиссия вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

На практике встречаются случаи, когда лица, участвующие в деле, в частности ответчики по делу, не получают уведомление по месту нахождения, а сведения об иных адресах, по которым данные лица располагаются, отсутствуют <204>.

--------------------------------

<204> Неполучение документов по делу может являться одним из способов противодействия антимонопольному расследованию: в процессуальных документах, направляемых ответчикам по делу (в частности, в определениях о назначении дела к рассмотрению, определениях об отложении рассмотрения дела), содержатся запросы документов и информации, необходимых антимонопольному органу для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

 

В таких случаях комиссия по делу вправе руководствоваться п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица". В соответствии с данным Постановлением юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в ЕГРЮЛ. Аналогичное правило применимо в отношении индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющихся хозяйствующими субъектами.

Следовательно, если лица, участвующие в деле, не получают уведомления (например, процессуальный документ возвращается почтой в антимонопольный орган с информацией о невозможности вручения адресату или об истечении срока хранения почтой уведомления) либо если данные лица отказываются получать уведомления, то они будут считаться уведомленными надлежащим образом. Таким образом, дело может быть рассмотрено в отсутствие таких лиц.

Иностранные лица, участвующие в деле, могут уведомляться двумя способами:

путем направления уведомления в представительство иностранного лица на территории РФ в случае наличия такового. Согласно п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Следовательно, при наличии представительства иностранного юридического лица на территории РФ уведомление антимонопольный орган может направить по адресу такого представительства;

путем направления уведомления по адресу иностранного лица - в случае отсутствия представительства на территории РФ. В таком случае могут учитываться требования Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам <205>: такие уведомления должны иметь перевод на официальный язык или один из официальных языков государства, на территории которого находится такое лицо. В то же время данная Конвенция не содержит положений об уведомлении иностранных лиц именно по антимонопольным делам, поэтому не исключено последующее признание такого уведомления ненадлежащим.

--------------------------------

<205> Заключена 15 ноября 1965 г. РФ присоединилась к Конвенции 12 февраля 2001 г. (Федеральный закон N 10-ФЗ).

 

В ходе рассмотрения дела ведется протокол, который подписывается председателем комиссии. Комиссия вправе проводить стенографическую запись или аудиозапись своего заседания, при этом должна быть сделана отметка в протоколе об использовании технических средств записи заседания комиссии.

Комиссия по ходатайству лиц, участвующих в деле, а также по собственной инициативе вправе принять решение о рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности.

Председатель комиссии:

1) открывает заседание комиссии;

2) объявляет состав комиссии;

3) объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, проверяет явку на заседание комиссии лиц, участвующих в деле, проверяет их полномочия, устанавливает, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся на заседание, и имеются ли сведения о причинах их неявки;

4) выясняет вопрос о возможности рассмотрения дела;

5) разъясняет лицам, участвующим в деле, их права, определяет последовательность совершения действий при рассмотрении дела;

6) руководит заседанием комиссии, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле;

7) принимает меры по обеспечению на заседании комиссии надлежащего порядка;

8) оглашает заключение об обстоятельствах дела (см. ниже).

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется по общему правилу в открытом заседании.

Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, вправе знакомиться с заявлениями, возражениями, пояснениями и иными материалами, представленными по инициативе лица, участвующего в деле, для подтверждения наличия или отсутствия факта нарушения антимонопольного законодательства, за исключением имеющихся в материалах дела заявлений об освобождении от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 3 ст. 14.32 КоАП РФ <206>, и (или) об освобождении от уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 178 УК РФ <207>.

--------------------------------

<206> Части 1 и 3 ст. 14.32 КоАП РФ предусматривают ответственность за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения и осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий.

<207> Статья 178 УК РФ предусматривает ответственность за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами - конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.

 

Таким образом, заявления лиц, поданные в рамках так называемой программы освобождения от ответственности по делам об антиконкурентных соглашениях и согласованных действиях, не подлежат предоставлению для ознакомления иным лицам, участвующим в деле (участвующим в рассмотрении дела) о нарушении антимонопольного законодательства.

В отношении заявлений, возражений, пояснений и иных материалов, представленных по инициативе лица, участвующего в деле, в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Сведения, документы, которые представлены по запросу или иному требованию антимонопольного органа, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны и которые являются материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства, могут быть представлены для ознакомления лицам, участвующим в деле, под расписку с согласия обладателя таких сведений, документов.

Согласие обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, на ознакомление лиц, участвующих в деле, с такой информацией представляется в комиссию в письменной форме в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и приобщается к материалам дела.

Расписка лиц, участвующих в деле, в неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей им известной в результате рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, представляется в комиссию до ознакомления с материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства и приобщается к материалам дела.

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании допускается в случае, если рассмотрение указанного дела в открытом заседании может привести к разглашению государственной тайны, либо в случае необходимости сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны, в т.ч. при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства и ссылающегося на такую необходимость. О рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании комиссия выносит определение.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, в необходимых случаях по решению комиссии присутствуют эксперты, переводчики, а также лица, располагающие сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

Разглашение лицами, участвующими в деле, их представителями, экспертами, переводчиками сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации <208>.

--------------------------------

<208> В случае разглашения коммерческой тайны возможно привлечение к административной (ст. 13.14 КоАП РФ) или уголовной (ст. 183 УК РФ) ответственности.

 

На заседании комиссии:

1) заслушиваются лица, участвующие в деле;

2) заслушиваются и обсуждаются ходатайства, принимаются по ним решения, которые должны быть отражены в протоколе заседания;

3) исследуются доказательства;

4) заслушиваются мнения и пояснения лиц, участвующих в деле, относительно доказательств, представленных лицами, участвующими в деле;

5) заслушиваются и обсуждаются мнения экспертов, привлеченных для дачи заключений;

6) заслушиваются лица, располагающие сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела;

7) по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе комиссии обсуждаются вопросы об основаниях и о необходимости объявления перерыва в заседании, об отложении, о приостановлении рассмотрения дела.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вправе запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и пояснения в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, привлекать к участию в деле иных лиц.

Под доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном Законом о защите конкуренции порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.

В качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства допускаются письменные доказательства и вещественные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, заключения экспертов, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

Письменными доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела, акты, договоры, справки, переписка, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в т.ч. полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, изготовления копий электронных носителей информации либо иным позволяющим установить достоверность документа способом.

Вещественными доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства являются предметы, которые по своим внешнему виду, свойствам, месту нахождения или иным признакам могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке. К письменным доказательствам также относятся результаты анализа состояния конкуренции, проведенного в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. Его иногда также называют анализом рынка.

Порядок проведения анализа рынка установлен Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.

По общему правилу анализ рынка включает в себя следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

е) определение уровня концентрации товарного рынка;

ж) определение барьеров входа на товарный рынок;

з) установление доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов);

и) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

к) составление аналитического отчета.

Аналитический отчет, составленный по результатам анализа рынка, и является письменным доказательством по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

По некоторым категориям дел анализ рынка проводится в усеченном виде. Например, по делам о картелях он включает в себя только определение временного интервала исследования, продуктовых границ (исходя из предмета антиконкурентного соглашения), географических границ и факта наличия конкурентных отношений между участниками антиконкурентного соглашения.

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства не производится на одном заседании комиссии.

Комиссия вправе отложить рассмотрение дела, объявить о перерыве в заседании, а также приостановить рассмотрение дела.

Перерыв в заседании комиссия объявляет по ходатайству лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства, а также по собственной инициативе. Перерыв в заседании комиссии объявляется на срок, не превышающий семи дней.

Рассмотрение комиссией дела о нарушении антимонопольного законодательства после перерыва в ее заседании продолжается с того момента, на котором оно было прервано. Повторное рассмотрение доказательств, исследованных до перерыва в заседании комиссии, не производится.

Комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по следующим основаниям:

- по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на заседание комиссии по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами;

- в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств;

- для привлечения к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела, других лиц, участие которых в деле, по мнению комиссии, необходимо.

Комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) если в ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) ответчика по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело;

2) если в качестве ответчика по делу привлекается лицо, ранее участвовавшее в деле в ином статусе (лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах дела, заявитель);

3) принятия заключения об обстоятельствах дела (см. ниже).

При отложении дела о нарушении антимонопольного законодательства течение срока его рассмотрения не прерывается. Рассмотрение дела на новом заседании комиссии возобновляется с того момента, с которого оно было отложено.

Комиссия может приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае и на срок:

1) рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) проведения экспертизы.

Течение срока рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства прерывается при приостановлении рассмотрения дела и продолжается с момента возобновления рассмотрения дела. Рассмотрение дела продолжается с момента, с которого оно было приостановлено.

Об отложении, о приостановлении, о возобновлении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также о назначении экспертизы комиссия выносит определение, копия которого в трехдневный срок со дня его вынесения направляется лицам, участвующим в деле. Копия определения о назначении экспертизы направляется также эксперту в трехдневный срок со дня вынесения такого определения.

Антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел вправе объединить в одно производство два и более дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также выделить в отдельное производство одно или несколько дел.

Решение об объединении дел в одно производство принимается в случае наличия в совокупности следующих условий:

- если в производстве антимонопольного органа имеются несколько однородных дел;

- если это будет способствовать полному, всестороннему и объективному их рассмотрению.

Решение о выделении дела в отдельное производство принимается в случае наличия в совокупности следующих условий:

- если в ходе рассмотрения дела выявлены новые признаки нарушения антимонопольного законодательства, достаточные для выделения дела в отдельное производство;

- если это будет способствовать полному, всестороннему и объективному рассмотрению выделенного дела.

Об объединении дел в одно производство или о выделении дела в отдельное производство антимонопольным органом выносится определение.

Состав комиссии по рассмотрению объединенных или выделенных дел определяется приказом антимонопольного органа.

Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

2) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;

3) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;

4) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

5) истечения срока давности: дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в т.ч. обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

В случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

Копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В случае если пояснения, доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела, комиссия принимает решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В случае если пояснения, доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

После исследования доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства, изложения позиций лиц, участвующих в деле, заключений экспертов, проведения опроса лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, председатель комиссии объявляет об окончании рассмотрения дела и просит лиц, участвующих в деле, и иных лиц удалиться для принятия комиссией решения.

Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства:

1) оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле;

2) оценивает заключения и пояснения экспертов, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах;

3) определяет нормы антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

4) устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле;

5) разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в т.ч. вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела, должна быть подписана всеми членами комиссии, участвовавшими в принятии решения, и приобщена к делу.

Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение комиссии оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии. Член комиссии, несогласный с решением комиссии, обязан подписать принимаемый комиссией акт и вправе изложить в письменной форме особое мнение, которое приобщается к материалам дела в запечатанном конверте и не оглашается. Решение комиссии должно быть изготовлено в одном экземпляре и приобщено к материалам дела.

Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства содержит наименование антимонопольного органа, состав комиссии, рассмотревшей дело, номер дела, дату оглашения резолютивной части решения, дату изготовления решения в полном объеме, место принятия решения, предмет рассмотренного дела, наименования лиц, участвующих в деле, фамилии лиц, присутствовавших на заседании комиссии, с указанием их полномочий.

Описательная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства должна содержать краткое изложение заявленных требований (в случае если дело возбуждено по результатам рассмотрения заявления), возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства должны быть указаны:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в т.ч. обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле;

3) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовалась комиссия при принятии решения.

Резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства должна содержать:

1) выводы о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела;

2) выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика по делу;

3) выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению;

4) выводы о наличии или об отсутствии оснований для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции (в т.ч. оснований для обращения с иском в суд, для передачи материалов в правоохранительные органы, для направления в государственные органы или органы местного самоуправления рекомендаций об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции).

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.

В предписании указываются:

- описание действий, определенных решением, которые ответчик должен осуществить;

- срок исполнения предписания;

- срок представления доказательств исполнения предписания.

Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.

Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность <209>.

--------------------------------

<209> Установлена ст. 19.5 КоАП РФ.

 

Лицо, чьи действия (бездействие) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа. Лицо, которому выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, в отношении которого выдано данное предписание, если данное предписание исполнено.

Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.

Срок исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства может быть продлен комиссией не более чем на шесть месяцев по мотивированному ходатайству ответчика, ответчиков, в случае если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения такого предписания направляется в антимонопольный орган не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока исполнения предписания.

Определение о продлении срока исполнения предписания или об отказе в его продлении подписывается председателем и членами комиссии и в течение десяти рабочих дней с момента получения ходатайства направляется ответчику, ответчикам по делу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается их представителям под расписку.

В случае привлечения ответчика, ответчиков по делу к административной ответственности за невыполнение в срок предписания комиссия в течение пяти рабочих дней с даты вынесения постановления о назначении административного наказания выносит определение об установлении новых сроков исполнения ранее выданного предписания. Такое определение подписывается председателем и членами комиссии и направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку ответчику, ответчикам или их представителям.

Комиссия, принявшая решение и (или) предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства, по заявлению лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе вправе дать разъяснение решения и (или) предписания без изменения их содержания, а также исправить допущенные в решении и (или) предписании описки, опечатки и арифметические ошибки.

По вопросам разъяснения решения и (или) предписания, исправления описки, опечатки и арифметической ошибки комиссия выносит определение.

Определение по вопросу разъяснения решения и (или) предписания, исправления описки, опечатки или арифметической ошибки направляется комиссией лицам, участвующим в деле, в течение трех рабочих дней со дня изготовления определения, но не позднее чем в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления.

 

§ 7. Пересмотр решений и предписаний

антимонопольных органов

 

Существует три возможности пересмотра решений и предписаний, принятых антимонопольным органом:

1. Пересмотр решений и предписаний по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией антимонопольного органа, которая приняла данные акты.

2. Обжалование решений и предписаний в коллегиальный орган ФАС России (Апелляционную коллегию, Президиум ФАС России - т.н. внутриведомственная апелляция).

3. Обжалование решений и предписаний в арбитражный суд.

Остановимся на каждом из них.

Статьей 51.2 Закона о защите конкуренции установлено, что решение и выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией оснований для пересмотра решения и (или) предписания.

Основаниями для пересмотра решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства являются:

1) выявление обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу, но имеют существенное значение для правильного разрешения дела;

2) фальсификация доказательств, заведомо ложное показание лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения и (или) выдачу на его основании предписания.

Заявление о пересмотре принятого антимонопольным органом решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам подается в антимонопольный орган, комиссия которого приняла такое решение и (или) выдала такое предписание, лицами, участвующими в деле, в течение трех месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о наличии обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра решения и (или) предписания.

По ходатайству лица, обратившегося с заявлением, пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен антимонопольным органом при условии, если ходатайство подано в течение шести месяцев со дня установления оснований для пересмотра решения и (или) предписания и антимонопольный орган признает причины пропуска срока уважительными.

Антимонопольный орган возвращает заявителю поданное им заявление о пересмотре принятого решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам в течение десяти дней со дня получения такого заявления, если установит, что:

1) не соблюдены требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления;

2) заявление подано по истечении установленного срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи заявления отказано.

Заявление о пересмотре принятого антимонопольным органом решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, в течение одного месяца со дня поступления заявления в антимонопольный орган.

Требования к оформлению таких заявлений установлены Приказом ФАС России от 13.02.2012 N 85.

При рассмотрении данного заявления комиссия антимонопольного органа устанавливает, в частности:

- могли ли обстоятельства, на которые ссылается заявитель, быть ему известны при рассмотрении соответствующего дела о нарушении антимонопольного законодательства;

- свидетельствуют ли факты, приведенные заявителем, о наличии существенных для дела обстоятельств, которые не были предметом ее рассмотрения;

- не свидетельствуют ли факты, на которые ссылается заявитель, о представлении новых доказательств, имеющих отношение к уже исследовавшимся ранее антимонопольным органом обстоятельствам. Представление новых доказательств не может служить основанием для пересмотра решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, существенным для дела обстоятельством может быть признано указанное в заявлении вновь обнаруженное обстоятельство, которое не было и не могло быть известно заявителю, неоспоримо свидетельствующее о том, что если бы оно было известно, то это привело бы к принятию другого решения или к выдаче иного предписания или его невыдаче.

По результатам рассмотрения заявления о пересмотре принятого антимонопольным органом решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссия принимает одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявления и о пересмотре решения и (или) предписания;

2) об отказе в удовлетворении заявления.

Решение об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства комиссия направляет заявителю в течение трех дней с момента его принятия.

В случае принятия решения о пересмотре решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства комиссия выносит определение о пересмотре решения и (или) предписания. Копии такого определения в течение трех дней со дня его вынесения направляются лицам, участвующим в деле.

Пересмотр решения и (или) выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией, принявшей пересматриваемое решение и (или) выдавшей пересматриваемое предписание.

Обжалование решений и предписаний антимонопольного органа возможно в судебном (в арбитражный суд) и во внесудебном порядке (в коллегиальный орган ФАС России - Апелляционную коллегию ФАС России, которая также вправе передать жалобу на рассмотрение Президиума ФАС России).

 

Внесудебный порядок обжалования решений

и предписаний ФАС России

 

В коллегиальном органе ФАС России подлежат обжалованию решения и предписания территориальных органов ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства.

Основанием для пересмотра коллегиальными органами ФАС России решений и (или) предписаний территориальных антимонопольных органов является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Пересмотр решений и (или) предписаний территориальных антимонопольных органов может быть осуществлен по жалобе лица, участвовавшего в деле, по результатам рассмотрения которого территориальным антимонопольным органом вынесено обжалуемое решение и (или) выдано обжалуемое предписание.

Лица, участвовавшие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, территориальный антимонопольный орган уведомляются о ходе рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа и результатах ее рассмотрения посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте ФАС России.

Жалоба на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа представляется в ФАС России.

Жалоба оформляется в письменном виде в произвольной форме и должна быть подписана заявителем или его представителем по доверенности.

В жалобе должны содержаться:

- наименование лица, подающего жалобу, с указанием его процессуального положения, его места нахождения или места жительства;

- данные об обжалуемых решении и (или) предписании и наименование принявшего их территориального антимонопольного органа;

- требования и доводы лица, подающего жалобу, с указанием оснований для пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе, в т.ч. о неправильном применении территориальным антимонопольным органом норм антимонопольного законодательства;

- перечень прилагаемых к жалобе документов.

Заявитель не вправе представлять доказательства, которые ранее не были представлены в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого территориальным антимонопольным органом приняты оспариваемые решение и (или) выдано предписание. Это означает, что коллегиальный орган ФАС России не вправе рассматривать новые доказательства по делу.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть обжалованы в ФАС России в течение одного месяца со дня принятия решения или выдачи предписания.

Заявитель вправе до вынесения решения коллегиального органа, принятого по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, отказаться от жалобы полностью или частично.

Коллегиальный орган прекращает производство по жалобе в случае отказа заявителя от жалобы.

В течение десяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в ФАС России на официальном сайте ФАС России подлежит размещению информация о поступлении жалобы, полученной ФАС России.

Решение по жалобе принимается коллегиальным органом в течение 2 месяцев со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен в случае выявления необходимости дополнительного исследования документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, но не более чем на 1 месяц.

Таким образом, максимальный срок рассмотрения жалобы коллегиальным органом - 3 месяца со дня ее получения.

Лица, участвовавшие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, территориальный антимонопольный орган вправе принять участие в заседании коллегиального органа по пересмотру решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа.

По итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа;

3) изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа.

Основанием для изменения или отмены решения территориального антимонопольного органа является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Коллегиальный орган правомочен принимать решения при наличии не менее половины от его состава.

По общему правилу в качестве коллегиального органа выступает Апелляционная коллегия, которая, однако, вправе на любой стадии передать рассмотрение жалобы в Президиум ФАС России.

Помимо этого, руководитель ФАС России на любой стадии рассмотрения жалобы вправе вынести определение о передаче жалобы в Президиум ФАС России для пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа.

Решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, подлежит изготовлению в полном объеме в течение пяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения и размещению в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента изготовления в полном объеме, на официальном сайте ФАС России. Решение вступает в силу с момента размещения на сайте ФАС России.

 

Судебный порядок обжалования решений и предписаний

ФАС России

 

В арбитражный суд обжалуются:

- решение и предписание антимонопольного органа - в течение трех месяцев со дня принятия решения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: