Разделы этнопсихологии
Психологическая антропология.
- изучается только одна культура со стремлением ее понять;
• используются специфичные для культуры единицы анализа и термины носителей культуры; книги, написанные с этих позиций, как правило, даже содержат словарь основных понятий на языке изучаемой культуры;
• любые элементы культуры, будь то жилище или способы социализации детей, изучаются с точки зрения участника (изнутри системы).
• структура исследования постепенно раскрывается ученому, который заранее не может знать, какие единицы анализа он будет использовать.
Предметом психологической антропологии являются систематические связи между психологическими переменными, т.е. внутренним миром человека, и этнокультурными переменными на уровне этнической общности.
Это вовсе не означает, что культура не сравнивается с другими, но сравнения делаются лишь после ее досконального изучения, проведенного, как правило, в полевых условиях.
|
|
Недостатки - так как существует постоянная опасность, что бессознательно собственная культура исследователя окажется для него стандартом для сравнения. Всегда остается вопрос, может ли он столь глубоко погрузиться в чужую, часто очень отличающуюся от его собственной, культуру, чтобы понять ее и дать безошибочное или хотя бы адекватное описание присущих ей особенностей.
Этот подход очень уязвим при сравнении двух или нескольких культур из-за уникальности их культурно-специфичных элементов.
Чтобы более наглядно представить различия 1 и 2 подходов, рассмотрим результаты исследований каузальной атрибуции в разных культурах.
В данном случае изучалось, как представители разных культур объясняют причины успеха и неудачи в делах. При проведении 1 подходаисследования выяснилось, что основной причиной достижений американцы считают способности, а индийцы тактичность. В рамках данного подхода нет возможности корректно сопоставить полученные результаты.
Но можно воспользоваться теорией американского психолога Б. Вайнера, который выделил три универсальных фактора, лежащие в основе приписывания любых причин успеха и неудачи.
По его мнению, причины можно классифицировать как
внутренние либо внешние,
стабильные либо нестабильные,
контролируемые либо неконтролируемые.
Воспользовавшись моделью Вайнера, мы получаем возможность сравнить результаты, полученные в Индии и США, и даже прийти к заключению, что нет Радикальных различий в каузальных атрибуциях американцев и индийцев:
способности и тактичность — причины внутренние, стабильные и неконтролируемые.
|
|
Сравнительно-культурная (кросс-культурная) психология.
• изучаются две или несколько культур со стремлением объ-1 яснить межкультурные различия и межкультурное сходство;
• используются единицы анализа и сравнения, которые считаются свободными от культурного влияния;
• исследователь занимает позицию внешнего наблюдателя, стремясь дистанцироваться от культуры;
• структура исследования и категории для ее описания, а также гипотезы конструируются ученым заранее.
Предмет сравнительно-культурной психологии — изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях.
Недостатки - невозможно найти адекватные показатели для сравнения, так как каждая культура представляет собой замкнутый и уникальный мир. Авторы не могут освободиться от схем мышления своей культуры, сконструированные ими категории не свободны от ее влияния.
3. Психология межэтнических отношений. (межэтнические конфликты) Оптимизация межэтнических отношений. Особенности взаимодействующих этносов.
Методы этнопсихологии
Виды этнопсихологических исследований
1.Стандартное этнопсихологическое исследование
2.Кросскультурное исследование
1. Стандартное этнопсихологическое исследование первоначально не предполагает межкультурного сравнения. Его объектом обычно выступают:
• национальное сознание или самосознание;
• национальные ценности и ориентации, потребности и мотивы;
• специфика авто- и гетеростереотипов, этнических установок;
• отдельные национально-психологические особенности, традиции, привычки и обычаи;
• своеобразие поведения представителей конкретных наций и народов.
Разработана специальная программа стандартного этнопсихологического исследования, в состав которой входит набор из 24 стандартизированных (специально адаптированных и модернизированных) методик, включающих:
этнопсихологический опросник;
методику исследования самоотношения;
методику измерения локуса контроля;
цветовой тест отношений;
методику исследования направленности интересов,
ценностных ориентации и социальных установок;
опросник измерения потребности в достижениях;
тест для измерения художественно-эстетических потребностей; вопросник для оценки мотивации одобрения;
вопросник для оценки мотивации к достижению цели;
методику выявления импульсивности — целеустремленности;
методику исследования нормативных предпочтений группы;
методику оценки восприятия индивидом группы и др.
2. Кросскультурное исследование – изучение психологических и социокультурных особенностей людей, проводимое параллельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к разным нациям.
Классический вариант сравнительно-культурного подхода в этнопсихологии — межкультурные измерения и исследования.
Могут сравниваться:
1) разнообразные индивидуально-психологические характеристики (познавательные процессы, характер и т. п.);
2) социально-психологические феномены (диспозиции, стереотипы, экспектации) личности этнофоров –индивид как носитель этнического сознания
Специфика этнопсихологического исследования - изучение каких-либо психологических феноменов проводится параллельно в нескольких группах этнофоров, относящихся к различным культурам.
В зависимости от задач, которые ставит перед собой исследователь, акцент может делаться
либо на поиске различий в результатах,
либо на подчеркивании сходства существенных параметров.
Исследовательские стратегии.
1. Опосредованное исследование - кросскультурный анализ тех переменных, которые рассматриваются как
|
|
- коррелят (корреляционные связи) этнического своеобразия психической деятельности.
- причинно-следственных связей и отношений. Попытка установить влияние различных факторов (биологических, экологических, исторических, культурных, социальных и т. д.) на этнопсихогенез, на особенности формирования и протекания различных психических процессов, черт, состояний.
Внимание сосредоточено на сравнительном анализе измеряемых параметров индивидуально-психологических («Я») или социально-психологических («Я — другой/другое») феноменов.
2. В качестве объекта изучения выступают этнические сознание и самосознание в их взаимосвязи с непосредственным поведением.
Главной категорией является категория «Мы», точнее, «Мы как этнос».
Это понятие рассматривается в двух плоскостях:
в отношениях типа «Мы — Я» (в случае изучения этнического самосознания)
и в связке типа «Мы — Они» (в случае анализа этнического сознания и различных вариантов межнациональных отношений и взаимодействий).
Наблюдение — метод исследования, предполагающий целенаправленную и систематическую фиксацию различных проявлений национально-психологических особенностей людей без вмешательства в процесс их жизни и деятельности, взаимодействия, общения и взаимоотношений как внутри этнической общности, так и вне ее.
Включенное наблюдение предполагает активное участие исследователя — наблюдателя в жизни этнической группы, установление контакта с ее членами и такое «вживание» в жизнь наблюдаемого народа, при котором представители исследуемого этноса привыкают к исследователю и перестают реагировать на его присутствие
(наблюдения русского этнолога Н. Н. Миклухо-Маклая за жизнью папуасов острова Новая Гвинея).
Невключенное (стороннее) наблюдение, в отличие от включенного, не предполагает личного участия исследователя в жизни народа, который он изучает.
Этнопсихологическое наблюдение по своей технологии может быть свободным или стандартизированным.
|
|
Их отличие заключается в существовании или отсутствии определенной программы наблюдений.
Свободное наблюдение (как следует уже из названия) не имеет жесткой программы, и наблюдатель может по ходу исследования в зависимости от ситуации менять объект наблюдения по своему усмотрению.
Стандартизированное наблюдение, напротив, ведется по заранее составленной, жестко заданной программе, от которой исследователь не имеет права отклоняться, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения объекта.
Пример наблюдения – «Проект шести культур».
Этот проект осуществлялся под руководством профессоров Гарвардского университета супругов Уайтинг. Предметом изучения было социальное поведение детей в естественных условиях их жизни, особенности их взаимодействия с детьми и взрослыми.
Большинство исследуемых семей были крестьянскими. Наблюдение проводилось в Японии, Филиппинах, Индии, Кении, Мексике и США. За каждой из выбранных общин вела наблюдение отдельная группа исследователей, которая представила их подробное этнографическое описание, включая образ жизни и типичные способы воспитания детей.
Объектом исследования были дети (от 16 до 24 человек на общину), всего 67 девочек и 67 мальчиков от 3 до 11 лет. Дети были условно разделены на четыре половозрастные группы: младшие мальчики (от 3 до 6 лет), старшие мальчики (от 7 до 11 лет) и, соответственно, младшие и старшие девочки. Длительность одного сеанса наблюдения была заранее ограничена 5 минутами. При этом поведение ребенка фиксировалось не чаще одного раза в день.
В протоколе фиксировались: место действия (дом, двор, школа, сад); взрослый, который принимал участие в ситуации (мать, отец, бабушка); дети, которые участвовали в этот момент во взаимодействии (члены семьи, соседи, родственники, посторонние); преобладающий вид деятельности (случайное взаимодействие, игра, труд, учеба); размеры группы, с которой взаимодействовал наблюдаемый ребенок, и т. п.
В результате наблюдений было зафиксировано около 20 000 интеракций (150 интеракций на ребенка). Эти интеракции затем группировались и обрабатывались с помощью компьютера и в конечном итоге были сведены к 12 основным типам поведения ребенка, которые условно были названы так: 1) поступает по-дружески; 2) оскорбляет; 3) предлагает помощь; 4) выговаривает, делает замечания; 5) предлагает поддержку; 6) ищет господства, преобладания; 7) ищет помощи; 8) ищет внимания; 9) ответственно советует; 10) дружески нападает; 11) дотрагивается до другого; 12) нападает.
Поведение типа «оскорбляет» исследователям не удалось связать ни с одним из полюсов, поэтому в дальнейшем оно не анализировалось.
Шкала А: заботливость, ответственность—зависимость, доминантность.
Шкала Б: дружески-доброжелательное — авторитарно-агрессивное.
Изучаемые культуры, в свою очередь, также классифицировались по двум критериям. Первый критерий предполагал деление культур на два типа — простые и сложные, в зависимости от степени политической централизации, профессиональной и религиозной специализации, социальной стратификации и дифференциации типов поселений.
Простыми обществами, имеющими низкий балл по всем этим индикаторам, оказались общества в Кении, Мексике и на Филиппинах, сложными — в США, Индии и Японии.
Второй критерий предполагал разделение обществ по структуре семьи (в зависимости от того, какая — нуклеар-ная или большая — семья доминирует в них). Выяснилось, что нуклеарные семьи преобладают в США, Мексике и на Филиппинах, а большие — в Японии, Индии и Кении.
Проведение факторного анализа позволило установить, что оба параметра, описывающие особенности культур, значимо коррелируют с выделенными группировками социального взаимодействия.
Так, дети, выросшие в нуклеарных семьях, демонстрируют дружественно-теплое поведение, а дети из больших семей — авторитарно-агрессивное.
Иными словами, наблюдается высокая корреляция между структурой семьи и шкалой Б.
В свою очередь, шкала А хорошо коррелирует с критерием сложности общества; дети, воспитанные в сложных культурах, демонстрируют более высокие показатели по доминантности, чем дети из простых культур, которым скорее свойственны заботливость и ответственность.
Одно из возможных объяснений полученных корреляций заключается з том, что поведение детей было связано с их подготовкой к будущим социальным ролям в обществе. Поэтому вполне естественной выглядит корреляция между структурой семьи и шкалой А. Ведь понятно, что глава большой семьи для того, чтобы сохранить власть и не потерять управление над многочисленными и разновозрастными ее членами, скорее будет прибегать к авторитарно-агрессивному стилю воспитания, нежели в нуклеарной семье, где намного меньше возможностей столкновения интересов разных поколений и, соответственно, проще перейти на неформальные дружески-доброжелательные отношения.
Менее аргументированной представляется интерпретация другой корреляционной зависимости: в простых культурах, где высоко ценится выполнение обязательств, основанных на родстве и соседской взаимовыручке, альтруистское «предложение помощи и поддержки» наблюдается чаще, чем в сложных культурах, где родственники и соседи нередко выступают как конкуренты и где гораздо чаще проявляются хвастовство и эгоистическая доминантность.
Исследования супругов Уайтинг раскрыли большие возможности обсервационных методов для этнопсихологии, однако интерпретация полученных ими результатов не получила однозначной оценки.
С социологической точки зрения самое уязвимое место их исследования—классификация культур на простые и сложные.
С психологической точки зрения не менее уязвимым является и выделение шкалы А: из всех упомянутых в ней типов поведения трудно создать систему и, главное, содержательно ее описать.
Поэтому естественно, что и корреляционную связь между двумя достаточно неопределенными параметрами интерпретировать достаточно сложно.
В заключение следует отметить, что обсервационные методы ввиду сложности проведения исследований с их помощью, а также возможных искажений результатов, вызванных субъективизмом наблюдателей, в последнее время используются все реже. Гораздо чаще их используют в комплексе с другими методами психологических измерений.
Эксперимент
Эксперимент в этнической психологии — метод исследования, в процессе которого сначала специально создаются условия для изучения тех или иных национально-психологических особенностей, а затем наблюдаются и фиксируются результаты их влияния на различные стороны жизни, деятельности и поведения людей. Существует три основные категории экспериментов: лабораторные, полевые и естественные.
Главной характеристикой лабораторных экспериментов является возможность контролировать и изменять наблюдаемые переменные, благодаря которой исследователь может устранять многие внешние переменные, влияющие на результаты.
Аргументы за:
1) благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинно-следственные связи;
2) в лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение человека с большей точностью, чем в естественной обстановке;
3) лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части.
Аргументы против:
1) утверждается, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому их результаты нельзя экстраполировать на внешний мир;
2) участники эксперимента могут реагировать на лабораторную обстановку: либо подстраиваться под требования экспериментатора, либо вести себя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора.
Примером лабораторного эксперимента может служить использование методик «подбора черт» и «свободного описания». Впервые они были применены в 1933 г. в США А. Катцем и У. Брейли.
Предварительно исследователями был составлен список из 84 личностных характеристик, из которых испытуемым предлагалось выбрать такие, которые, с их точки зрения, характерны для каждой из следующих национальных групп: американцев, англичан, китайцев, немцев, итальянцев, евреев, негров, турок и японцев.
В результате была установлена высокая согласованность в приписывании респондентами типичных для той или иной этнической общности личностных качеств вне зависимости от того, контактировали когда-либо опрашиваемые с лицом данной национальности или нет.
В полевых экспериментах лабораторная обстановка заменяется более естественной.
Вместо того чтобы изучать воздействие независимой переменной в рукотворной среде или ждать, пока требуемые условия не возникнут сами по себе, исследователь создает интересующую его ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее.
Аргументы за:
1) сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешнюю валидность своих открытий;
2) экспериментатор сохраняет контроль над независимой переменной и, следовательно, по-прежнему способен устанавливать причинно-следственные отношения.
Аргументы против:
1) поскольку многие манипуляции с независимой переменной имеют довольно тонкую природу, они могут остаться незамеченными для участников; сходным образом тонкие реакции участников могут остаться незаметными и для самого экспериментатора;
2) по сравнению с лабораторной обстановкой экспериментатор почти не может контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений;
3) возникают проблемы этического характера — такие, как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия.
Пример полевого эксперимента - изучение свободных реакций представителей конкретных этнических общностей на заданные экспериментатором стимулы.
Метод этнических ассоциаций как способ изучения этнических предпочтений.
Три основные разновидности:
а) направленно-ассоциативный эксперимент с ограниченным количеством реакций, в ходе проведения которого слова-стимулы и слова-реакции могут быть либо одного, либо разных классов, что предварительно жестко обговаривается во время инструктажа (стимул-существительное и реакция только существительное);
б) свободно-ассоциативный эксперимент (наиболее часто использующийся), когда ограничивается количество слов-стимулов, но в выборе реакций на них испытуемый свободен;
в) эксперимент с множественными ассоциациями, когда испытуемый неограничен ни в количестве реакций, ни в их направленности, более того, исследователь поощряет максимальное разнообразие и многочисленность актуализируемых ассоциаций.
Два основных направления использования метода этнических ассоциаций:
1) кросскультурный сравнительный анализ ассоциативных полей
2) анализ этнических реакций-ассоциаций на стимулы.
Пример первого направления. Изучение этнической специфики ассоциаций, где в качестве стимулов используются наименования основных цветов и их оттенков.
Анализ стимулов: «красный», «белый», «желтый», «синий» у представителей 12 этнических групп: русских, украинцев, белорусов, словаков, поляков, англичан, американцев, немцев, французов, казахов, киргизов и узбеков — показал, что основные ассоциативные связи между стимулами и реакциями этноспецифичны.
1. Резко различается у различных групп частота подведения стимульного наименования цвета под общее понятие (типа «белый» — это цвет): у немцев, американцев, поляков, словаков, русских, украинцев и белоруссов эта частота значительно выше, чем у тюркоязычных испытуемых, особенно казахов и киргизов.
2. Резко различается также увязывание слова-стимула с объектами окружающего мира, типичными носителями данного цвета. Так, стимул «желтый» у русских ассоциируется с одуванчиком, у украинцев — с подсолнухом, у французов — с золотом и яичным желтком, у американцев, казахов и киргизов — с маслом, а у узбеков — с просом.
3. Выражение различны у разных этносов также реакции, обусловленные устойчивым, типичным для данного языка словосочетанием (например, на исходный стимул «красный» русские дают такие этноспецифи-ческие реакции, как «Октябрь», «партизан», американцы — «цвет кожи», поляки — «шапочка»; «белый» у американцев «дом»; «зеленый» у узбеков чай и т. п.).
4. Этноспецифичны такие реакции, в которых реализовано символическое переосмысление исходного слова. Так, желтый цвет у русских, немцев, белорусов, украинцев, поляков и французов символизирует измену или разлуку; у немцев он связан с ненавистью, завистью, фальшью; у поляков — со злостью; у американцев — с трусостью; у русских, поляков, американцев и немцев этот цвет связан также с предупреждением об опасности.
Данный эксперимент наглядно демонстрирует специфику ассоциативных полей у представителей различных этнических групп по всем основным видам связей.
Использование метода этнических ассоциаций в этнопсихологии - изучение этнического сознания, этнических стереотипов.
Схема проведения такого исследования крайне проста: испытуемому предъявляются слова-стимулы, в числе которых находятся названия изучаемых этнических групп, заданные в множественном числе («русские», «украинцы», «цыгане» и т. п. в зависимости от региона и целей исследования).
Исследования ассоциаций проводятся обычно на большой выборке, и на основе полученных данных выстраивается таблица частотного распределения слов-реакций на каждое слово-стимул.
В ней представлена совокупность реакций всех испытуемых на определенный стимул-этноним, — то, что принято называть структурой ассоциативного поля данного стимула. В первой колонке таблицы приводятся все реакции на слово-стимул, вынесенное в головку колонки. Реакции принято располагать по мере убывания частоты их встречаемости. Реакции, встретившиеся одинаковое количество раз, вносятся в колонку в алфавитном порядке. Отказы, если они есть, рассматриваются как один из возможных вариантов реакций и наряду с другими вариантами вносятся в первую колонку таблицы.
Во второй колонке указывается частота, с которой каждая реакция встретилась в исследуемой выборке. Если выборка испытуемых не однородна по этническому составу, то в следующих колонках необходимо указать частоту встречаемости каждой из представленных в первой колонке реакций у представителей той или иной этнической группы.
Под первой колонкой необходимо проставить общее количество различных реакций, под второй — сумму частот реакций, которая должна быть равна общему количеству испытуемых, если по инструкции количество реакций испытуемого на данный стимул ограничено одной.
Чем более стереотипен образ той или иной этнической группы в общественном сознании, тем менее разнообразными будут ассоциации испытуемых при актуализации образа данной этнической группы.
Способ экспериментального измерения этнических отличий - метод семантического дифференциала (СД) как разновидность ассоциативной методики. Логика рассуждений при этом следующая: оценивая какое-либо слово-стимул методом СД, испытуемый сопоставляет его с полюсами заданных экспериментатором шкал, что соответствует самоизмерению силы ассоциаций анализируемого слова с антонимической парой, которая и является полюсами шкалы (сильный-слабый).
Дополнение стандартного набора слов-стимулов понятиями «я» и «идеал», что при соответствующей обработке результатов позволяет получить более обширную и разнообразную информацию об особенностях этнического сознания.
Сопоставляя образ «я» с образами изучаемых этносов и учитывая в расчетах соответствующие значения показателей факторов, можно получить представление об этнической идентификации испытуемого, выяснить, с какой этнической группой испытуемый отождествляет себя в наибольшей степени, а с какой — в наименьшей. Чем меньше в данном случае будет значение показателя, тем выше степень идентификации испытуемого с данным этносом, чем больше будет данный показатель, тем более чужд и далек для испытуемого данный этнос.
Сопоставляя образ «идеал» у данного испытуемого с образами разных этносов и учитывая в расчетах соответствующие этому значения, можно получить представление о системе этнических предпочтений респондента. Чем меньше будет значение показателя в расчетах, тем более положительным является данный стереотип. И наоборот: чем больше будет показатель, там более далек образ данного этноса от образа «идеал» испытуемого, а значит, тем важнее учитывать его отношение к представителям данного этноса.
Естественные эксперименты представляют собой такие исследования, когда руководитель не может управлять действиями участников. При проведении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агентом (например, учебное учреждение, предприятие бытового обслуживания и т.д.), а психолог может изучать лишь полученный результат.
Аргументы за:
1) поскольку происходит исследование реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблемы, представляющие высокий общественный интерес;
2) из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками эксперимента возникает меньше этических проблем.
Аргументы против:
1) поскольку экспериментатор практически невластен над изучаемыми переменными, установление причинно-следственных связей весьма сложно;
2) поскольку на поведение, действия и поступки людей влияют разные факторы, неизвестные или неподконтрольные исследователю, естественные эксперименты крайне трудно продублировать в тех же условиях.
Ттехника, впервые реализованную американским ученым Р. Бохнером в 1972 г. Методика состоит в следующем. В один день в разных газетах публикуют два аналогичных объявления типа: «Молодая семья без детей хочет снять небольшую квартиру...», отличающиеся друг от друга только указанной в них национальностью и разными телефонами. Помощники экспериментатора фиксируют количество звонков по разным объявлениям. Чем больше звонков будет по какому-либо объявлению, тем, с точки зрения экспериментатора, лучше отношение к указанной в нем этнической группе.
Достаточно широкое распространение за рубежом получила «методика потерянных вещей». В первоначальном варианте она заключалась в разбрасывании в публичных местах большого количества якобы потерянных писем (запечатанных конвертов с указанным адресом и адресатом). По замыслу авторов, тот выбор, который сделает поднявший письмо, является индикатором отношения к персоне, которой оно адресовано. Варьируя данные адресата (прежде всего его фамилию, имя и отчество, типичные для того этноса, отношение к которому изучается), можно выяснить реальное отношение к любой этнической группе.
Опрос
Особенностью метода опроса является то, что источник информации для исследователя — словесное высказывание опрашиваемого.
Форма опроса — устной или письменной, свободной или стандартизованной, индивидуальной или групповой, очной или заочной.
Устный опрос осуществляется с помощью беседы или интервью.
Он применяется в тех случаях, когда для исследования важен не только ответ на заданный вопрос, но и реакции, которыми он сопровождался, тон, поза, интонация, жестикуляция и прочие невербальные компоненты коммуникации. Индивидуальный контакт во время устного опроса позволяет глубже проникнуть в психологическое состояние испытуемого, однако данная форма опроса занимает много времени и требует наличия у исследователей специальных навыков.
Вид письменного опроса является анкета. Поскольку анкетирование может проводиться не только индивидуально, но и в группах, эта форма дает возможность опросить большое количество респондентов, что крайне важно для этнопсихологических исследований; поэтому письменный опрос встречается чаще, чем устный.
И устный, и письменный опросы могут существовать в свободной или в стандартизованной форме.
Различие между ними — в степени свободы, предоставляемой экспериментатору при проведении опроса.
При стандартизованном опросе исследователь более ограничен в своих возможностях: он не имеет права произвольно изменять ни содержание вопросов, ни их последовательность. Однако именно благодаря однотипности вопросов результаты подобных исследований легче поддаются обработке и интерпретации.
Степень свободы испытуемых при ответах на вопросы может варьировать. Она имеет следующие вариации:
1) открытый опрос — когда опрашиваемый отвечает в свободной форме;
2) закрытый опрос — когда все возможные варианты ответов составлены заранее и приведены в опроснике, задача испытуемого сводится только к выбору нужного (нужных) вариантов;
3) полузакрытый опрос — когда комбинируются черты предыдущих вариаций.
В зависимости от способа общения исследователя с oопрашиваемым различают также очные опросы, которые реализуются в форме непосредственного контакта, и заочные, где непосредственный контакт не предусмотрен.
Проблема достоверности и надежности полученных результатов — ведь реальное поведение и вербальные высказывания о нем у опрашиваемого часто могут не совпадать. Даже максимальные доверие и информированность не дают гарантии достоверности ввиду неравнозначности вербальных ответов и реального поведения.
Тест.
Тест характеризуется тем, что предполагает стандартизованную, жестко регламентированную процедуру сбора данных, их обработку и интерпретацию.
Существует три основных типа тестов. Это тесты-опросники, тесты-задания и проективные тесты.
На основании тестов-опросников судят о наличии (или отсутствии) и степени выраженности тех или иных психологических характеристик.
Трудности - связанными с необходимостью перевода вопросов, адаптацией их к условиям данной культуры, неизбежностью рестандартизации, что в конечном итоге вызывает новую проблему — проблему идентичности исходного материала, необходимой для правомерности сравнительного анализа. Учитывая все эти нюансы, предпочтение в кросскультурных исследованиях отдается другим — невербальным — типам тестов.
Тест-задание предполагает возможность определения психологических качеств людей не на базе того, что они говорят (как в тестах-опросниках), а на основании того, что и как они делают.
В основе проективных тестов лежит механизм проекции — способность человека воспринимать окружающих и различные ситуации сквозь призму тех проблем, которые волнуют его самого, и приписывать другим людям (проецировать) те положительные или отрицательные качества, которые сам испытуемый может в себе осознавать (а может и не осознавать). Розенцвейга и Роршаха, неоконченных предложений
Основной принцип биографического метода таков: «Расскажи нам историю своего народа, и (у мы скажем, кто ты такой».
Биографические методы позволяют изучать особенности психологической деятельности этноса посредством анализа различных параметров природной среды обитания: своеобразия климатической зоны, ландшафта, флоры, фауны и т. д., а также разнообразных социально-экономических характеристик жизни этноса (соотношения различных социальных групп или классов в структуре общества, особенности разделения труда, специфики семейных ролевых структур и т. п.).
Праксиметрические методы измерения этнических различий основаны на предположении о том, что этнопсихологические особенности не могут не отражаться, не проявляться в характерных чертах материальной и духовной культуры. Следовательно, изучение образцов и явлений материальной культуры — то, что дает основание говорить и о наиболее существенных психологических характеристиках этноса.
В результатах жизнедеятельности народа проявляется целый комплекс параметров — исторических, экологических, культурных, социально-экономических в любых возможных сочетаниях. Однако и в том и в другом случае анализ, как правило, выполняется в соответствии со следующей схемой:
Результаты деятельности (их комплекс) Психологические
-► характеристики этноса
Обращает на себя внимание то, что при работе в рамках подобной схемы из одних и тех же причин (результатов деятельности) разными исследователями выводятся различные психологические особенности, и наоборот, — полученные результаты объясняются причинами, которые не имеют между собой ничего общего.
Недостатки этой схемы обусловлены не только тем, что многие исследователи часто увлекаются лишь одной группой параметров, проявляя субъективизм и игнорируя значение всех остальных параметров. В отечественной психологии еще в 1920-1930-х гг. была выдвинута идея дея-тельностного опосредования, представленная в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других ученых. Преломление данной идеи в этнопсихологическом контексте означает, что национальное своеобразие психики есть отражение национальных особенностей жизнедеятельности этноса. Иными словами, рассматриваемая схема может иметь следующий вид:
Предметная среда - Жизнедеятельность народа - Этнопсихологические характеристики
На практике это означает, что определение психологических характеристик любого этноса невозможно без тщательного анализа предметной специфики жизнедеятельности этноса, отражением которых она является.
Конкретные формы деятельности, реализующие одну и ту же потребность у разных народов, могут различаться по разным параметрам: уровню развития, конкретному содержанию опосредующих звеньев и своеобразию процессуальной стороны деятельности.
Сравнивая любую деятельность двух этнических групп, необходимо выяснить уровень ее развития, то есть определить, опосредующие звенья какого типа применяются для ее осуществления.
Для реализации деятельности первого уровня не требуются ни материальные средства (инструменты), ни помощь других лиц. Она выполняется самостоятельно, и ее результат зависит только от наличия необходимых навыков и умений. Так, когда мы видим пловца, переплывающего реку, мы сталкиваемся с деятельностью первого уровня.
Для реализации деятельности на втором уровне необходимо применить те или иные средства. Как уже отмечалось, здесь возможны разные варианты: могут использоваться естественные орудия (скажем, лодка с веслами), общественное положение (переплывание реки на спине у плывущего человека), или их сочетание (например, использование труда рабов на галерах).
Деятельность третьего уровня обязательно включает в себя применение орудий, облегчающих или заменяющих физический труд человека (например, моторные лодки).