Дополнительные методы

 

Метод изучение этнических стереотипов - методика «множественной идентифи­кации» (В.Ф. Петренко), - сопоставление ролевых позиций и выявление стоящих за ними идентификаций через описание характерных поступков.

 

 Апроба­ция этой методики проводилась на материале русской и азербай­джанской выборок (девушек-студенток от 20 до 30 лет), для кото­рых было выделено 90 возможных поступков из семейно-бытовой сферы: «познакомиться с парнем на улице», «стремиться к выс­шему образованию», «распоряжаться семейным бюджетом», «ку­рить сигареты», «изменить мужу в ответ на его измену» и т.д.

 По­ступки выделялись с учетом их типичности для сопоставляемых культур и естественности для исследуемой социальной группы.

 Испытуемые оценивали значимость каждого поступка по шести­балльной шкале с 12 ролевых позиций: 1) я сама; 2) моя мать; 3) идеал женщины с моей точки зрения; 4) идеал женщины, принятый в обществе; 5) типичная женщина; 6) женщина 40 лет назад; 7) женщина через 20 лет; 8) женщина с неудавшейся лич­ной жизнью; 9) презираемая мною женщина; 10) русская (для азербайджанок) и азербайджанка (для русских); 11) грузинка; 12) эстонка.

Формой обработки данных и одновременно формой их представления выступало построение семантических про­странств с использованием факторного анализа, который по­зволил свести множество поступков к обобщенным «типичным» показателям, объединяющим сходные поступки в одно измере­ние.

Контент-анализ в этнопсихологических исследованиях (от англ. contents — содержание) — метод анализа и оценки информации (содержащейся в научных источниках, художественной и мемуар­ной литературе, в различных документах, архивных материалах, видеозаписях, радиопередачах, интервью и т.д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц текста и замера час­тоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупно­сти. Применительно к изучению национальной психологии он состоит в фиксировании частоты употребления и степени выраженности понятий, суждений, отражающих те или иные нацио­нальные особенности: специфику проявления национального со­знания и самосознания, черт национального характера и темпе­рамента, других национально-психологических особенностей лю­дей.

 

Региональная картотека человеческих отношений (Human Relations Area Files — HRAF) — метод, применяющийся в основ­ном зарубежными исследователями и заключающийся в обобще­нии, классификации и систематизации хранения этнографичес­ких и этнопсихологических данных.

Его автор — Д. Мердок — начал работу над картотекой в конце 30-х гг. XX в. Сейчас она представляет собой около полумиллиона страниц печатного текста, в которых содержатся разнообразные сведения о различных сторонах жизни, деятельности, поведения и национально-психологических особенностях многих этнических общностей мира, сгруппированные по двум признакам: террито­риально-культурному и предметному.

Тренинг кросскультурных умений — совокупность способов, при­емов и методик для активного обучения людей навыкам познания и осмысления этнопсихологических и этнокультурных особенно­стей. В тренинге используются специальные социально-психоло­гические средства самопознания, мониторинг и программирова­ние межличностного поведения в иной культурной среде.

 

Проблема валидности методик. Дело в том, что каждая конкретная ме­тодика создается в определенной стране и предназначена для изучения представителей ее этноса. Приемлемо ли ис­пользование этой методики в других странах? Что нужно сделать, чтобы используемый экспериментальный матери­ал был, с одной стороны, понятным и доступным предста­вителям разных этнических групп, а с другой — максималь­но идентичным, ведь только в этом случае можно говорить о правомерности сравнительного анализа результатов?

 

Многочисленных попытки создания свобод­ного от культуры теста (что приобретало особое значение при исследовании интеллектуальных способностей).

При этом исследователи столкнулись с проблемой отношения к процедуре эксперимента у представителей различных эт­нических групп.

Такой невербальный тест, как тест-лаби­ринт, считается свободным от влияния культуры, однако ко­гда его предложили австралийским аборигенам, выяснилось, что они не хотят следовать инструкции: привыкшие к при­нятию решения (и тем более — к его реализации) только после коллективного обсуждения, они, во-первых, отказывались приступать к выполнению теста без предваритель­ного выяснения мнений хотя бы старейшин племени, а во-вторых, не могли согласиться с тем, что сам эксперимента­тор, которого они недавно столь торжественно провозгласи­ли почетным членом их общества, отказывается участвовать в обсуждении и помогать им. Именно подобного рода казу­сы и дали основание этнологам утверждать, что попытки создания подобных «свободных методов» обречены на не­удачу.

 

Сможет ли исследователь объективно и беспристрастно со­поставлять особенности своей и чужой культуры, или же он имеет право изучать и сравнивать только культуры тех этни­ческих групп, к которым сам не принадлежит.

 

Проблема коммуникации. Если предположить, что исследователь приехал изучать чужую для него культуру, то возникает вопрос о том, смогут ли испытуемые и исследо­ватель адекватно понимать друг друга и будут ли получен­ные результаты избавлены от погрешностей, вносимых в ком­муникацию представителями разных культур.

Надежность этнопсихологических исследованийфундаменталь­ная характеристика этнических исследований, которая показыва­ет, в какой степени представительны полученные научные резуль­таты, насколько они устойчивы при повторных исследованиях.

Привлечения большого количества экспертов из разных этни­ческих и социальных групп при оценке национально-психологических особенностей представителей конкретной нации.

 

Так, путешественники бессознательно выделяют в психологи­ческом портрете любого этноса те черты, которые помогают в странствиях по свету,

 коммерсанты в психологическом портрете того же этноса выделяют несколько иные черты — те, что связа­ны с успешностью проведения коммерческих операций,

военные чаще обращают внимание на моральный дух и боевые качества, которые являются составляющими морально-психологического со­стояния войск конкретного государства, и т.д.

У немцев путешественник обычно констатирует их сдержанность и малую общительность,

коммерсант отмечает их практичность, доходящую до высокой степени экономности,

во­енный — дисциплинированность, исполнительность, склонность к порядку.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: