Этнические особенности личности

Национальный характер — это исторически сложив­шаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической группы, опреде­ляющих привычную манеру их поведения и типичный об­раз действий и проявляющихся в их отношении к социаль­но-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и к другим этническим общностям.

 

Отношение к ок­ружающим раскрывает особенности этнического (нацио­нального) сознания людей.

К этой группе черт националь­ного характера относятся такие черты, как консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм.

Отношение к труду проявляется в национальном характере в форме таких черт, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуаль­ность, обязательность, предприимчивость, пассивность, не­организованность.

 

Если рассматривать характер просто как совокупность каких-то черт, то даже просто описать его практически не­возможно; так, например, в словаре Ожегова — полторы ты­сячи прилагательных, описывающих характер. Поэтому со­временная психология рассматривает характер не как про­стую сумму черт, а как определенную целостную структуру. Однако вопрос о природе этой структуры остается спорным.

 

Термин «национальный харак­тер» — не аналитический, а описательный; он появился пер­воначально в литературе о путешествиях с целью выразить специфику образа жизни того или иного народа.

Одни ис­следователи, говоря о национальном характере, подразуме­вают темперамент, особенности эмоциональных реакций этнофоров. Другие фиксируют внимание на социальных ори-ентациях, нравственных принципах, отношении к власти, труду и т. п.

 

С точки зрения психологической науки национальный характер подразумевает свойства не отдельного индивида, а целой этнической общности (группы). Такая группа долж­на иметь общую культуру, символы, обычаи и т. п.

 

Но можно ли из общности культуры делать вывод об общности (и спе­цифичности) психологического склада конкретного этноса?

 

П. Сорокин писал, что свойства раз­розненных частей автомобиля не тождественны свойствам целого автомобиля как организованной системы; свойства человеческого организма как системы нельзя понять, изу­чая его отдельные органы или клетки. Точно так же и свой­ства социально-культурной системы нельзя понять, ограни­чив себя изучением отдельных членов общества. На этом основании Сорокин считал психологическое исследование национального характера принципиально невозможным.

 

Аналогии, проводимые Сорокиным, касаются взаимоот­ношений части и целого, элемента и структуры. Например, дерево, принадлежащее к определенному виду, обладает своими неповторимыми индивидуальными особенностями, но оно, вместе с тем, несет в себе некоторые основные чер­ты, характеризующие вид как целое. Это относится и к че­ловеку (этнофору).

 Его психологические свойства «заданы» не столь жестко, как биологические, и здесь гораздо боль­ше всякого рода вариаций. Когда говорят, что такому-то че­ловеку (имеется в виду определенный социальный харак­тер) свойственны такие-то и такие-то черты, это значит, что они действительно присутствуют, хотя и в разной степени и в разных сочетаниях, у значительного количества индиви­дов, составляющих данную этническую группу.

 

Национальный темперамент. Своеобра­зие национального темперамента объясняется влиянием кли­матической среды, образа жизни, рода занятий этнофоров, специфической этнической культурой.

 

Отсюда и наглядные различия в эмоциональных реакциях на жизненные ситуа­ции, явления привычной и непривычной среды. В научно-популярной литературе, как правило, выделяют южный (суб­тропический) темперамент южных народов и холодный тем­перамент северных.

Принято говорить не о национальном темпераменте, а о преобладании определенных типов тем­перамента, тех или других его особенностей или же о доми­нировании, а также специфическом сочетании его свойств у представителей конкретной этнической общности. Например, немцы и англичане по темпераменту — образцовые сангви­ники, итальянцы и испанцы — явные холерики. Славянские народы отличаются повышенной сенситивностью, социаль­ной эмоциональностью, а прибалтийские — некоторой флег­матичностью.

Однако подобные умозаключения в научной психологии не получили должного подтверждения.

 

Национальные чувства и настрое­ния. Национальные чувства выражают прежде всего эмо­циональное отношение к собственно этнической реально­сти. К ним причисляются чувства, выражающие гордость за свой народ, приверженность к национальным ценностям,

Объективно определяя свою значимость в об­ществе, включая личные интересы, помыслы и устремле­ния в общественную деятельность, человек понимает свою ценность, осознавая чувство собственного достоинства.

Национальное настроение выполняет функцию регуляции психической активности людей, функцию установки воспри­нимать и действовать определенным образом. Настроение эт-нофора детерминировано историческими событиями жизни этноса, судьбой его членов, политическими, экономически­ми условиями функционирования этноса.

 

Национальные традиции — сложившиеся на основе дли­тельного опыта жизнедеятельности этноса, прочно укоре­нившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым чле­нам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения людей, соблюдение которых стало обществен­ной потребностью каждого.

Национальные традиции про­являются не только в поступках, делах, одежде, стиле об­щения, но и в движениях, жестах.

 У каждого человека есть бессознательный меха­низм, который фиксирует отношение «свой — чужой» по едва заметным нюансам проявления психики.

 

Вот как описал их в романе «Люди, годы, жизнь» И. Эренбург: «Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызва­ло бы восторг.

 

Анличанин, возмущенный проделками сво­его конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, Вы мошенник», без «дорогого сэра» он не может начать письмо.

 

Если к европейцу при­ходит гость и восхищается картиной, вазой или другой без­делушкой, то хозяин доволен. Но если европеец начнет вос­торгаться вещицей в доме китайца, то хозяин дарит ему этот предмет — того требует вежливость. В Китае к чашке риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается — нужно показать, что ты сыт».

 

 «Я-концепция». Думая о себе, человек крайне редко бывает нейтрален, он всегда каким-либо образом относится к себе. По­этому мысли о себе всегда эмоционально окрашены и часто содержат оценку себя, отдельных сторон своей лично­сти, деятельности. Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его пред­ставлениях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Они создают основу устойчивого личностного об­разования — «Я-концепции».

 

«Я-концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. Она существует не только на осоз­нанном, но и на бессознательном уровне, отражая неосоз­нанные, представленные только в переживании установки человека по отношению к себе.

 

В «Я-концепции» выделяют три основных ком­понента — когнитивный, эмоционально-оценочный и по­веденческий.

Когнитивный компонент «Я-концепции» — «об­раз Я» — характеризует содержание представлений чело­века о себе.

 В «образ Я» могут входить представления че­ловека о своих способностях, отношениях с окружающи­ми, внешности, социальных полях, интересах, личностных качествах и т. п.

Перечисление практически бесконечно, по­скольку в «образ Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувство­вать общность с другими людьми, объединять себя с ними, а с другой — отличать себя от них, осознавать себя как осо­бую, неповторимую личность.

Содержание образа «Я-концепции» характеризуют две составляющие:

 а) «при­соединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми,

 б) дифференцирующая, способствую­щая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникаль­ности.

 

Эмоционально-оценочное отношение к себе — отражает отношение че­ловека (этнофора) к себе в целом или к отдельным сторо­нам своей личности, деятельности и т. п. и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, само­оценке и уровне притязаний.

Фундамент второго компонента составляет самоуваже­ние, или чувство собственного достоинства, собственной ценности. Самоуважение — это вера в собственные силы и возможности. Оно не связано конкретно с какой-либо обла­стью и выражает не столько оценку, сколько общее отноше­ние человека к самому себе. Самоуважение — это приня­тие себя, любовь к себе.

 

В понятии «самооценка», как видно из самого названия, на первый план выходит именно оценочный компонент.

Самооценка — оценка человеком себя в целом (общая са­мооценка) и отдельных сторон своей личности, деятельно­сти, отношений с другими людьми (частные, или парциаль­ные, самооценки). Самооценка может быть устойчивой, то есть сохраняющейся в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой.

 

Для развития очень важно разумное сочетание устойчи­вости и неустойчивости самооценки.

Так, сохранение ус­тойчивой самооценки при изменившихся условиях ситуа­ции препятствует и нормальному осуществлению деятель­ности, и самореализации в ней. Сильная неустойчивость самооценки порождает колебания, своеобразные «каче­ли» — от очень высокого до очень низкого представления о себе.

 

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, то есть с уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой; она определяет, какие достижения он будет воспри­нимать как неудачу, а какие — как успех. В конкретной дея­тельности самооценка и уровень притязаний могут быть достаточно точно установлены. Поэтому применительно к конкретной деятельности можно говорить об уровне само­оценки и притязаний — высоком, среднем и низком.

 

Самооценка является адекватной, если она соответ­ствует реальной успешности деятельности человека в ка­кой-либо деятельности. Неадекватной самооценка бывает в тех случаях, когда она не соответствует успешности деятельности.

Неадекватная самооценка может быть завышен­ной (когда субъект существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (когда он их занижает). И не­адекватно завышенная, и неадекватно заниженная самооцен­ка — сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельности.

 

Если человек (этнофор) имеет завышенную самооценку и ставит перед собой слишком высокие, не соответствую­щие его реальным возможностям цели, он неминуемо стал­кивается с неуспехом, неудачами.

Такие переживания очень болезненны, и чтобы избежать их, он должен скорректиро­вать свою самооценку, снизив ее и свои притязания, либо как-то обесценить неуспех, доказав прежде всего самому себе, что это произошло случайно, вызвано несправедливо­стью других людей; в особо сложных случаях он как бы не замечает собственного неуспеха, игнорируя его.

 Часто это происходит неосознанно для него самого под действием осо­бых защитных психологических механизмов. При занижен­ной самооценке, при достижении слишком доступных це­лей теряется зона перспективного развития.

 

Важно понимать, однако, что о завышенной или зани­женной самооценке можно говорить лишь по отношению к какой-либо конкретной деятельности, результаты в которой могут быть точно определены и соотнесены с каким-либо образцом, эталоном.

 

Оптимальным для развития личности является высокий уровень самоуважения, общей самооценки. Человек с вы­соким уровнем самоуважения — это человек, обладающий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, че­ловек, который осуществляет и утверждает себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных возмож­ностей, собственных усилий.

Напротив, низкий уровень самоуважения, непринятие се­бя, как правило, характеризуется ощущением собственной неполноценности, болезненным самолюбием, стремлением утвердить себя за счет окружающих.

 Люди с низким уров­нем самовыражения часто болезненно реагируют даже на безобидные шутки со стороны окружающих и еще более остро — на критику с их стороны. Они бывают склонны к накоплению мелочных обид, к соперничеству. Для них бы­вает характерна постоянная боязнь проявить свою несостоя­тельность в глазах других людей.

Одним из выражений низкого уровня самоуважения, са­мооценки является комплекс неполноценности. Этот фено­мен был открыт известным психоаналитиком А. Адлером (1870-1937). Комплекс неполноценности проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельности, неспособности решать жизненные проблемы.

Такие люди нуждаются в поддержке и помощи окружаю­щих, а в наиболее сложных случаях — в специальной пси­хологической и психотерапевтической помощи.

 

Поведенческий к омпонентопределяет возможность саморегуляции, способность че­ловека принимать самостоятельные решения, управлять сво­им поведением, контролировать его, отвечать за свои по­ступки.

В нем отражаются представления и переживания чело­века относительно того, способен ли он решать задачи, ко­торые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справляться с трудностями, суме­ет ли он достичь своих целей, что выражается в его уверен­ности или неуверенности в себе.

 

Измерением «Я-концепции» является ориента­ция в поведении на внешний или внутренний контроль.

При этом людей можно разделить на экстерналов и интерналов. При ориентации на внешний контроль у экстерналов само­оценка определяется в основном отношением к ним других людей, а события своей жизни они объясняют, соответст­венно, судьбой, роком, влиянием других людей.

Интерналы ориентированы на внутренний контроль, учитывают главным образом свои самооценки и считают, что все в жизни зависит только от них.

Полярные выражения каж­дого из этих типов являются непродуктивными, в том чис­ле и в межэтнических отношениях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: