ИССЛЕДОВАНИЙ
Релятивизм, абсолютизм, универсализм
Культурный релятивизм -все культуры рассматриваются в целом как равные по значимости и ценности. Психологические различия народов объясняются влиянием этнокультурных переменных с учетом некоторых биологических факторов.
Подчеркивание различий между культурами. примеры культурного релятивизма — концепцией конфигурации культур Р. Бенедикт, гипотезой лингвистической относительности Сепира-Уорфада — концепция французского философа и социолога JI. Леви-Брюля, противопоставлявшего первобытное мышление логическому мышлению европейцев.
Релятивисты испытывают чувство уважения к каждому изучаемому народу и являются последователями Ф. Боаса, подчеркивавшего, что все культуры равные, но разные. Утверждая равенство культур, они мало интересуются установлением сходства между ними. А различия интерпретируются ими с качественной, а не с количественной точки зрения.
Если в изучается интеллект, то межкультурные различия находят в его форме или стиле, а не в интеллектуальной компетентности индивидов. При этом исходят из того, что в каждой культуре мы встречаемся со своим пониманием интеллекта, отражающим ее ценности: — китайцы включают в интеллект социальную ответственность и даже подражание, что абсолютно чуждо европейской культуре.
Абсолютизм п редполагает сравнительный анализ психологических феноменов как одинаково присущих этническим общностям вне зависимости от уровня развития. В результате делается вывод, что представители одного этноса более интеллектуальны или более депрессивны, чем представители другого, поэтому существуют различия между ними, а, следовательно, и превосходство одних народов над другими.
Абсолютизация сходства между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними. Интеллект, рассматриваются как одинаковые во всех культурах. Если различия обнаруживаются, а как правило, так и происходит, их интерпретируют как количественные, иными словами, осуществляют оценочные сравнения.
В результате легко делается вывод, что люди в одной культуре более интеллектуальны (или более честны, более депрессивны), чем в другой, а культуры одинаковые, но неравные.
Универсализм, предполагает, что базовые психологические феномены являются общими для всех, но их выражение зависит от их уровня развития и истории народа. Сами же этносы равны и только внешне отличаются друг от друга. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология выступают определяющими признаками этноса, поэтому актуальным является тезис: «Мы — такие-то, а все прочие — другие».
Сами культуры равные, внешне разные, но в основе своей одинаковые. В исследованиях универсалистов проводятся сравнения, но с большими предосторожностями, со стремлением избежать оценок и предпочтения своей культуры. Используются стандартные методики, но обязательно адаптированные к каждой изучаемой культуре. Главный вопрос, который ставят перед собой исследователи: в какой степени и какими способами культура влияет на внутренний психический мир человека. Ответив на него, можно, по их мнению, приблизиться и к пониманию того, какие психологические понятия действительно являются универсальными и могут быть использованы для описания поведения человека в любой культуре.