Основные направления этнопсихологических

ИССЛЕДОВАНИЙ

Релятивизм, абсолютизм, универсализм

 

Культурный релятивизм -все культуры рассматриваются в целом как равные по зна­чимости и ценности. Психологические различия народов объясняются влиянием этнокультурных переменных с уче­том некоторых биологических факторов.

 

 

Подчеркивание различий между культурами. примеры культурного реля­тивизма — концепцией конфигурации культур Р. Бенедикт, гипотезой лингвистической относительности Сепира-Уорфада — концепция французского философа и социолога JI. Леви-Брюля, противопоставлявшего первобытное мышление логическому мышлению европейцев.

Релятиви­сты испытывают чувство уважения к каждому изучаемому наро­ду и являются последователями Ф. Боаса, подчеркивавшего, что все культуры равные, но разные. Утверждая равенство куль­тур, они мало интересуются установлением сходства между ни­ми. А различия интерпретируются ими с качественной, а не с количественной точки зрения.

Если в изучается интеллект, то межкультурные различия на­ходят в его форме или стиле, а не в интеллектуальной компетент­ности индивидов. При этом исходят из того, что в каждой культу­ре мы встречаемся со своим пониманием интеллекта, отражаю­щим ее ценности: — китайцы включают в интеллект социальную ответственность и даже подражание, что абсолютно чуждо европейской культуре.

Абсолютизм п редполагает сравнительный анализ психологических феноменов как одинаково прису­щих этническим общностям вне зависимости от уровня раз­вития. В результате делается вывод, что представители од­ного этноса более интеллектуальны или более депрессив­ны, чем представители другого, поэтому существуют различия между ними, а, следовательно, и превосходство одних народов над другими.

 

Абсолютизация сходства между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними. Интеллект, рассматриваются как одина­ковые во всех культурах. Если различия обнаруживаются, а как правило, так и происходит, их интерпретируют как количест­венные, иными словами, осуществляют оценочные сравнения.

В результате легко делается вывод, что люди в одной культуре бо­лее интеллектуальны (или более честны, более депрессивны), чем в другой, а культуры одинаковые, но неравные.

 

Универсализм, предпола­гает, что базовые психологические феномены являются об­щими для всех, но их выражение зависит от их уровня раз­вития и истории народа. Сами же этносы равны и только внешне отличаются друг от друга. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология выступают определяющими признаками этноса, поэтому актуальным является тезис: «Мы — такие-то, а все прочие — другие».

 

Сами культуры равные, внешне разные, но в основе своей одинаковые. В исследованиях универсалистов про­водятся сравнения, но с большими предосторожностями, со стремлением избежать оценок и предпочтения своей культуры. Используются стандартные методики, но обязательно адаптиро­ванные к каждой изучаемой культуре. Главный вопрос, который ставят перед собой исследователи: в какой степени и какими способами культура влияет на внутренний психический мир че­ловека. Ответив на него, можно, по их мнению, приблизиться и к пониманию того, какие психологические понятия действитель­но являются универсальными и могут быть использованы для описания поведения человека в любой культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: