- Этнические диспозиции
- Этнические стереотипы
- этнические экспектации
Чем более значимы для этноса типы поведения, тем более жестко они регламентированы социальными нормами.
Социально одобренные программы поведения не охватывают всей сферы поведения человека в обществе, поэтому некоторые фрагменты поведения, расцениваемые как социально незначимые, остаются нерегламентированными. Именно эта сторона поведения имеется в виду, когда говорится об индивидуальных особенностях или своего рода «стилистике поведения».
На упорядочение разнородных вариантов поведения ориентирована тенденция к унификации поведения, его типизация в выработке общепризнанных стандартов. Стандарты, или нормы, могут пониматься как исторически сложившиеся правила поведения, в которых также закладывается и оценочный смысл.
Различные типы культур по-разному диктуют субъективную ориентированность на норму, в одних случаях высоко оценивается «правильность поведения», в других — поощряется стремление к оригинальности, основанной на возможности альтернативного поведения.
|
|
В свою очередь, это дает возможность этнических оценок относительно тех или иных поступков, то есть норма выступает как выражение некоей внешней точки зрения, в соответствии с которой поступок может быть охарактеризован. Наряду с внешними оценками, существенное значение имеют и внутренние, собственно психологические, регуляторы поведения.
Этнические диспозиции
Человек как представитель этноса является продуктом социальных отношений, которые обусловливают его действия и переживания.
В психологическом смысле отношения человека — это целостная, основанная на индивидуальном и социальном опыте система связей человека как личности (субъекта деятельности и взаимодействия) с реальной действительностью или ее отдельными сторонами.
Система отношений, или система диспозиционных образований, регулирует поведение и деятельность субъекта. Осознавая свою принадлежность к определенному этносу, индивид неизбежно проявляет в своих диспозициях этническую компоненту, которая часто приобретает доминирующее значение.
Каждому человеку присущи свойственные только ему системы диспозиций, что и определяет его индивидуальность. Э тнические диспозиции выступают системообразующей детерминантой этнического поведения.
Каждый этнос имеет собственный неповторимый набор этнических диспозиций (отношений или установок).
Иногда диспозиции этноса меняются от поколения к поколению. Это указывает на то, что этнос развивается.
|
|
Иногда диспозиции этноса стабильны, потому что новое поколение воспроизводит опыт социальных отношений предшествующих поколений.
Структура этнических диспозиций — это строго определенная форма отношений: а) между этносом и этнофором;
б) между этнофорами;
в) внутриэтнических групп между собой;
г) между этносом и внутриэтническими группами.
Соприкасаясь с формами поведения другого этноса, члены одного этноса удивляются необычности другого.
Иудеи ненавидели римлян за то, что те ели свинину, а римляне считали противоестественным обычай обрезания. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам.
Примеров можно привести любое количество, в том числе и в отношении стандартов поведения, касающихся юридических, экономических, социальных, бытовых, религиозных и прочих взаимоотношений, сколь бы сложны они ни были, поскольку они являются основой поддержания внутриэтнической стабильности.
В психологической науке это явление закреплено за несколькими понятиями, такими как диспозиции, отношения, установки или аттитюды, которые, несмотря на различия в названии имеют одинаковое значение для регуляции поведения и деятельности субъекта— объясняют психологическую связь человека с окружающим его миром вещей и людей.