Детерминанты этнического поведения

  1. Этнические диспозиции
  2. Этнические стереотипы
  3. этнические экспектации

 

Чем более значимы для этноса типы поведения, тем более жестко они регламентированы социальными нормами.

 

Социально одобренные програм­мы поведения не охватывают всей сферы поведения человека в обществе, поэтому некоторые фрагменты поведения, расцениваемые как социально незначимые, остаются нерегламентированными. Именно эта сторона поведения имеет­ся в виду, когда говорится об индивидуальных особенно­стях или своего рода «стилистике поведения».

 

На упорядо­чение разнородных вариантов поведения ориентирована тенденция к унификации поведения, его типизация в выра­ботке общепризнанных стандартов. Стандарты, или нормы, могут пониматься как исторически сложившиеся правила поведения, в которых также закладывается и оценочный смысл.

 

Различные типы культур по-разному диктуют субъ­ективную ориентированность на норму, в одних случаях высоко оценивается «правильность поведения», в других — поощряется стремление к оригинальности, основанной на возможности альтернативного поведения.

 

В свою очередь, это дает возможность этнических оце­нок относительно тех или иных поступков, то есть норма выступает как выражение некоей внешней точки зрения, в соответствии с которой поступок может быть охаракте­ризован. Наряду с внешними оценками, существенное зна­чение имеют и внутренние, собственно психологические, регуляторы поведения.

 

 

Этнические диспозиции

 

Человек как представитель этноса является продуктом социальных отношений, которые обусловливают его дей­ствия и переживания.

В психологическом смысле отноше­ния человека — это целостная, основанная на индивидуаль­ном и социальном опыте система связей человека как лич­ности (субъекта деятельности и взаимодействия) с реальной действительностью или ее отдельными сторонами.

 

Система отношений, или система диспозиционных образований, регулирует поведение и деятельность субъек­та. Осознавая свою принадлежность к определенному эт­носу, индивид неизбежно проявляет в своих диспозициях этническую компоненту, которая часто приобретает доми­нирующее значение.

 

 

Каждому человеку присущи свойственные только ему системы диспозиций, что и опре­деляет его индивидуальность. Э тнические диспозиции выступают системообразующей детерминантой этнического поведения.

 

Каждый этнос имеет собственный неповторимый набор этнических диспозиций (отношений или установок).

Ино­гда диспозиции этноса меняются от поколения к поколе­нию. Это указывает на то, что этнос развивается.

Иногда диспозиции этноса стабильны, потому что новое поколе­ние воспроизводит опыт социальных отношений предше­ствующих поколений.

 

Структура этнических диспозиций — это строго опре­деленная форма отношений: а) между этносом и этнофором;

 б) между этнофорами;

в) внутриэтнических групп ме­жду собой;

 г) между этносом и внутриэтническими группа­ми.

 

Соприкасаясь с формами поведения дру­гого этноса, члены одного этноса удивляются необычности другого.

Иудеи ненавидели римлян за то, что те ели сви­нину, а римляне считали противоестественным обычай об­резания. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыд­ством незакрытые лица французских дам.

Примеров мож­но привести любое количество, в том числе и в отношении стандартов поведения, касающихся юридических, экономи­ческих, социальных, бытовых, религиозных и прочих взаи­моотношений, сколь бы сложны они ни были, поскольку они являются основой поддержания внутриэтнической ста­бильности.

 

В психологической науке это явление закреплено за не­сколькими понятиями, такими как диспозиции, отноше­ния, установки или аттитюды, которые, несмотря на раз­личия в названии имеют одинаковое значение для регуля­ции поведения и деятельности субъекта— объясняют психологическую связь человека с окружающим его ми­ром вещей и людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: