Диспозиции личности образуют систему, которая включает в себя

1. отношение к предметам и явлениям внешнего мира (субъект-объектные отноше­ния)

2. отношения к другим людям или группам (субъект-субъектные отношения)

3. и отношение к себе (самоотноше­ние).

 

Иерархическая схема диспозиционной регу­ляции социального поведения личности (В. А. Ядов)

Условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы те или иные потребно­сти личности, образуют иерархическую структуру.

Низший уровень  структуры образуют «предмет­ные ситуации», особенность которых состоит в том, что они создаются конкретной и быстро изменяющейся предметной средой. В течение краткого промежутка времени человек переходит из одной «предметной ситуации» в другую.

Второй уровень —условия группового общения. Длитель­ность подобных ситуаций деятельности несравнимо боль­ше. В течение значительного времени основные особенно­сти группы, в которой протекает деятельность человека, сохраняются неизменными.

 

Третий уровень -еще более устойчивы условия деятельности в той или иной социальной сфере: труда, до­суга, семейной жизни («в быту»);

 

Высший уровень обусловлен максимальной устой­чивостью во времени (по сравнению с указанными выше); он отражает общие социальные условия жизнедеятельно­сти человека, которые определяются этническими, полити­ческими, культурными особенностями образа жизни дан­ного этноса или социальной группы.

 

Иными словами, со­циальная обстановка может не претерпевать сколько-нибудь существенных изменений в рамках «исторического» време­ни, но условия деятельности в той или иной социальной сфере (например в сфере труда) могут изменяться неодно­кратно в течение жизни человека. Так, условия групповой ситуации могут изменяться в течение нескольких лет или месяцев, а предметная среда меняется иногда в считанные минуты.

 

Рассматривая диспозиции личности как продукт «столк­новения» потребностей и ситуаций (условий), в которых со­ответствующие потребности могут быть удовлетворены, ло­гично предположить, что эти диспозиционные структуры также представляют собой некоторую иерархию.

 

К первому (низшему) ее уровню относятся элементар­ные фиксированные установки. Они формируются на ос­нове витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки, как закрепленная предшествующим опытом готовность к действию, лишены модальности (пережива­ния «за» или «против») и неосознаваемы (отсутствуют ког­нитивные компоненты).

Согласно теории грузинского пси­холога Д. Н. Узнадзе, сознание участвует в выработке уста­новки, когда привычное действие наталкивается на преграду и человек объективирует собственное поведение, когда акт поведения становится предметом осмысления. Не являясь содержанием сознания, установка лежит в основе этих соз­нательных процессов.

 

Второй уровень диспозиционной структуры — социаль­ные фиксированные установки.

В отличие от элементарных фиксированных установок, социальные установки, как и другие рассматриваемые ниже диспозиции, обладают слож­ной структурой.

Они содержат три основных компонента: эмоциональный (или оценочный), когнитивный (рассудоч­ный) и собственно поведенческий (аспект поведенческой го­товности).

Факторами, которые ее формируют, являются, с одной стороны, социальные потребности, связанные с включением индивида в первичные и другие контактные группы, а с другой — соответствующие социальные ситуа­ции. Иными словами, это — «аттитюд» или «отношение», по В. Н. Мясищеву. Социальные установки образуются на основе оперирования с отдельными социальными объектами и в разных конкретных ситуациях. Они могут быть бо­лее или менее обобщенными, поскольку и сами объекты об­ладают разной степенью обобщенности. Следовательно, воз­можна классификация социальных установок по направ­ленности преимущественно на целостные объекты или ситуации, например, на достижение профессиональных, трудовых, политических и т. п. целей. Это третий уровень диспозиционной структуры.

 

Четвертый (высший) уровень диспозиционной иерар­хии образует система ценностных ориентации как системо­образующих мотивов жизнедеятельности, которые детерми­нированы общими социальными условиями жизни данного индивида.

 

Логично предположить, что система ценностных ориентации, по своей сущности, формируется на основе выс­ших социальных потребностей личности (потребность вклю­чения в данную социальную среду в широком смысле как интернализация социальных условий деятельности) и в со­ответствии с образом жизни, предоставляющим возможность реализации определенных социальных и личностных целей.

Однако было бы неверно рассматривать диспозицион-ную систему как некую «кирпичную кладку», образован­ную элементарными диспозиционными компонентами, ка­ждый из которых включает знание, эмоцию, поведенческую готовность личности. Такое представление, механическое в своей основе, вряд ли соответствует диалектике социаль­ной активности субъекта, ибо эта активность осуществля­ется благодаря слаженному действию многоуровнего меха­низма

 

Механизм взаимосвязи между различными элементами диспозиционной структуры, образующими разные подсис­темы (когнитивную, эмоциональную и поведенческую) и разные уровни (от элементарных фиксированных устано­вок до ценностных ориентации), следует рассматривать именно как механизм функционирования диспозиционной системы в целом.

 

Диспозиционная регуляция поведения и деятельности проходит по схеме:

 

 

Ситуация                     Диспозиция                    Потребность

                                           

 

                                      Поступок, поведение, деятельности

 

Почебут предприняла попытку адапта­ции концепции Ядова к объяснению феномена межэтниче­ских отношений.

 

Потребности первого уровня в сочетании с усло­виями окружающей среды создают элементарную этносо­циальную установку членов этнической общности в отно­шении друг друга, что формирует отношение «мы». Складывается система отношений внутри этноса.

 

Потребности второго уровня обусловливают воз­никновение более сложной этносоциальной установки и формирование отношения «мы — они». (По мнению Б. Ф. Поршнева, отношение «они» первичнее отношения «мы», ибо необходимо повстречаться с каким-то «они» и обособиться от него.)

 

Сочетание потребностей третьего уровня, условий среды и деятельности актуализирует ус­тановку на создание социума и приводит этническую общ­ность к иному качественному состоянию.

Реализуя потреб­ность этого уровня, этническая общность создает общест­во, и таким образом складывается новое качественное состояние социальной общности, утверждаются формы и способы самоуправления, появляются государство, соци­альные институты, законы, территориальный, политиче­ский, экономический суверенитет.

 

Создавая общест­во, социальная общность параллельно создает и личность, давая толчок формированию социальных качеств и цен­ностей человека (четвертый уровень) и оставляя как основу базовые этнические установи.

 

Кроме отношений в русле социальных установок лично­сти, в этнической психологии также изучаются отношения в контексте таких явлений, как аттракция и аффилиация.

Этническая аттракция — это возникновение симпа­тии при восприятии одного человека другим, при этом важ­ным условием восприятия является этническая принадлеж­ность.

 

Этническая аффилиаци - стремление этнофора быть в обществе пред­ставителей комплементарных этносов, ориентация на их поддержку. Примером этого явления может служить стрем­ление белорусов к союзу с русскими.

Параметры отношений

Первая группаформально-динамические параметры отношений: знак, направленность, устойчивость и т. д.

На основе такого параметра, как знак отношений, выделены позитивные, негативные и безразличные отношения, а так­же амбивалентные, то есть наличие как позитивного, так и негативного отношения к одному и тому же явлению.

Выделяются три вида направленности отношений: 1) от­ношение к явлениям внешнего мира; 2) отношение к чело­веку и группе людей; 3) отношение к себе.

По степени ус­тойчивости отношения делятся на устойчивые и неустой­чивые, по критерию прочности — на прочные и непрочные,

по степени глубины — на глубокие и поверхностные, по параметру стереотипности — на индивидуализированные и обобщенные отношения.

С учетом степени соответст­вия внешнего выражения внутреннему содержанию выде­ляют истинные и ложные отношения.

 А по степени осоз­нанности отношения бывают осознанными и неосознан­ными.

Вторая группа параметров — это содержательные харак­теристики отношений, их качество, или модальность.

На ос­нове модальности отношений можно выделить отношения дружбы, вражды, симпатии, привязанности, любви, анти­патии, неприязни, ненависти и т. д.

 

К третьей группе параметров относятся этические кри­терии. По этическому критерию устанавливают адекват­ность, справедливость, отношения кооперации, обмена, объ­единения личностей (индивидуальностей).

Четвертая группа параметров связана с этапами фор­мирования отношений личности. В соответствии с ними вы­деляют отношения, формирующиеся в период «бессозна­тельного детства», и отношения, складывающиеся в тече­ние сознательной жизни человека.

 

К пятой группе принадлежат те параметры, которые свя­заны с различными видами деятельности человека и струк­турой его личности.

В соответствии с ними в психологии зафиксированы предметно-практические, коммуникатив­ные, когнитивные, эмоциональные, волевые, ролевые, пра­вовые, моральные, нравственные, коллективистские отно­шения. Близким к этой классификации является деление от­ношений на основе критериев выраженности в них эмоциональных компонентов: деловые и эмоциональные от­ношения.

 

К шестой группе относятся те параметры, которые фик­сируют одновременно степень близости или дистантности между партнерами; валентность, то есть позитивность-не­гативность отношений; вид позиции или «притирки» друг к другу в процессе общения.

На основе этих параметров выделяют следующие отношения: близкие (мы); далекие (они); позитивные (свои); негативные (чужие); отношения снизу (вы); отношения сверху (ты).

К этой группе принад­лежат и те, в которых в качестве параметра характеризуется ролевая позиция партнера, степень близости между людь­ми: отчужденные, приятельские, товарищеские, дружеские, интимные, любовные, супружеские, родственные отноше­ния.

 

К седьмой группе параметров принадлежат те, которые указывают на степень конструктивности складывающихся отношений; выделяют деструктивные и конструктивные от­ношения.

 

К восьмой группе относятся параметры взаимности, комплементарности отношений, характеризующие степень их субъективности, «личностности» (отношения персонифи­кации, персонализации или отношения доминантные, от­вергающие симбиотические отношения).

 

Социальные установки представляют собой психо­логическую основу отношений, готовность человека вос­принимать явления или предметы определенным образом, вписывать их в контекст предшествующего опыта.

 

Этни­ческие установки определяют отношения готовности этно-фора воспринимать те или иные явления жизни этноса и в соответствии с этим восприятием действовать определен­ным образом в конкретной ситуации.

 

Этнические диспозиции фокусируют в себе убеждения, взгляды, мне­ния людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и ее взаимосвязей с другими народа­ми, людьми иных национальностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: