1. отношение к предметам и явлениям внешнего мира (субъект-объектные отношения)
2. отношения к другим людям или группам (субъект-субъектные отношения)
3. и отношение к себе (самоотношение).
Иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности (В. А. Ядов)
Условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы те или иные потребности личности, образуют иерархическую структуру.
Низший уровень структуры образуют «предметные ситуации», особенность которых состоит в том, что они создаются конкретной и быстро изменяющейся предметной средой. В течение краткого промежутка времени человек переходит из одной «предметной ситуации» в другую.
Второй уровень —условия группового общения. Длительность подобных ситуаций деятельности несравнимо больше. В течение значительного времени основные особенности группы, в которой протекает деятельность человека, сохраняются неизменными.
Третий уровень -еще более устойчивы условия деятельности в той или иной социальной сфере: труда, досуга, семейной жизни («в быту»);
|
|
Высший уровень обусловлен максимальной устойчивостью во времени (по сравнению с указанными выше); он отражает общие социальные условия жизнедеятельности человека, которые определяются этническими, политическими, культурными особенностями образа жизни данного этноса или социальной группы.
Иными словами, социальная обстановка может не претерпевать сколько-нибудь существенных изменений в рамках «исторического» времени, но условия деятельности в той или иной социальной сфере (например в сфере труда) могут изменяться неоднократно в течение жизни человека. Так, условия групповой ситуации могут изменяться в течение нескольких лет или месяцев, а предметная среда меняется иногда в считанные минуты.
Рассматривая диспозиции личности как продукт «столкновения» потребностей и ситуаций (условий), в которых соответствующие потребности могут быть удовлетворены, логично предположить, что эти диспозиционные структуры также представляют собой некоторую иерархию.
К первому (низшему) ее уровню относятся элементарные фиксированные установки. Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки, как закрепленная предшествующим опытом готовность к действию, лишены модальности (переживания «за» или «против») и неосознаваемы (отсутствуют когнитивные компоненты).
Согласно теории грузинского психолога Д. Н. Узнадзе, сознание участвует в выработке установки, когда привычное действие наталкивается на преграду и человек объективирует собственное поведение, когда акт поведения становится предметом осмысления. Не являясь содержанием сознания, установка лежит в основе этих сознательных процессов.
|
|
Второй уровень диспозиционной структуры — социальные фиксированные установки.
В отличие от элементарных фиксированных установок, социальные установки, как и другие рассматриваемые ниже диспозиции, обладают сложной структурой.
Они содержат три основных компонента: эмоциональный (или оценочный), когнитивный (рассудочный) и собственно поведенческий (аспект поведенческой готовности).
Факторами, которые ее формируют, являются, с одной стороны, социальные потребности, связанные с включением индивида в первичные и другие контактные группы, а с другой — соответствующие социальные ситуации. Иными словами, это — «аттитюд» или «отношение», по В. Н. Мясищеву. Социальные установки образуются на основе оперирования с отдельными социальными объектами и в разных конкретных ситуациях. Они могут быть более или менее обобщенными, поскольку и сами объекты обладают разной степенью обобщенности. Следовательно, возможна классификация социальных установок по направленности преимущественно на целостные объекты или ситуации, например, на достижение профессиональных, трудовых, политических и т. п. целей. Это третий уровень диспозиционной структуры.
Четвертый (высший) уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентации как системообразующих мотивов жизнедеятельности, которые детерминированы общими социальными условиями жизни данного индивида.
Логично предположить, что система ценностных ориентации, по своей сущности, формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в данную социальную среду в широком смысле как интернализация социальных условий деятельности) и в соответствии с образом жизни, предоставляющим возможность реализации определенных социальных и личностных целей.
Однако было бы неверно рассматривать диспозицион-ную систему как некую «кирпичную кладку», образованную элементарными диспозиционными компонентами, каждый из которых включает знание, эмоцию, поведенческую готовность личности. Такое представление, механическое в своей основе, вряд ли соответствует диалектике социальной активности субъекта, ибо эта активность осуществляется благодаря слаженному действию многоуровнего механизма
Механизм взаимосвязи между различными элементами диспозиционной структуры, образующими разные подсистемы (когнитивную, эмоциональную и поведенческую) и разные уровни (от элементарных фиксированных установок до ценностных ориентации), следует рассматривать именно как механизм функционирования диспозиционной системы в целом.
Диспозиционная регуляция поведения и деятельности проходит по схеме:
Ситуация Диспозиция Потребность
Поступок, поведение, деятельности
Почебут предприняла попытку адаптации концепции Ядова к объяснению феномена межэтнических отношений.
Потребности первого уровня в сочетании с условиями окружающей среды создают элементарную этносоциальную установку членов этнической общности в отношении друг друга, что формирует отношение «мы». Складывается система отношений внутри этноса.
Потребности второго уровня обусловливают возникновение более сложной этносоциальной установки и формирование отношения «мы — они». (По мнению Б. Ф. Поршнева, отношение «они» первичнее отношения «мы», ибо необходимо повстречаться с каким-то «они» и обособиться от него.)
|
|
Сочетание потребностей третьего уровня, условий среды и деятельности актуализирует установку на создание социума и приводит этническую общность к иному качественному состоянию.
Реализуя потребность этого уровня, этническая общность создает общество, и таким образом складывается новое качественное состояние социальной общности, утверждаются формы и способы самоуправления, появляются государство, социальные институты, законы, территориальный, политический, экономический суверенитет.
Создавая общество, социальная общность параллельно создает и личность, давая толчок формированию социальных качеств и ценностей человека (четвертый уровень) и оставляя как основу базовые этнические установи.
Кроме отношений в русле социальных установок личности, в этнической психологии также изучаются отношения в контексте таких явлений, как аттракция и аффилиация.
Этническая аттракция — это возникновение симпатии при восприятии одного человека другим, при этом важным условием восприятия является этническая принадлежность.
Этническая аффилиаци - стремление этнофора быть в обществе представителей комплементарных этносов, ориентация на их поддержку. Примером этого явления может служить стремление белорусов к союзу с русскими.
Параметры отношений
Первая группа — формально-динамические параметры отношений: знак, направленность, устойчивость и т. д.
На основе такого параметра, как знак отношений, выделены позитивные, негативные и безразличные отношения, а также амбивалентные, то есть наличие как позитивного, так и негативного отношения к одному и тому же явлению.
Выделяются три вида направленности отношений: 1) отношение к явлениям внешнего мира; 2) отношение к человеку и группе людей; 3) отношение к себе.
По степени устойчивости отношения делятся на устойчивые и неустойчивые, по критерию прочности — на прочные и непрочные,
по степени глубины — на глубокие и поверхностные, по параметру стереотипности — на индивидуализированные и обобщенные отношения.
|
|
С учетом степени соответствия внешнего выражения внутреннему содержанию выделяют истинные и ложные отношения.
А по степени осознанности отношения бывают осознанными и неосознанными.
Вторая группа параметров — это содержательные характеристики отношений, их качество, или модальность.
На основе модальности отношений можно выделить отношения дружбы, вражды, симпатии, привязанности, любви, антипатии, неприязни, ненависти и т. д.
К третьей группе параметров относятся этические критерии. По этическому критерию устанавливают адекватность, справедливость, отношения кооперации, обмена, объединения личностей (индивидуальностей).
Четвертая группа параметров связана с этапами формирования отношений личности. В соответствии с ними выделяют отношения, формирующиеся в период «бессознательного детства», и отношения, складывающиеся в течение сознательной жизни человека.
К пятой группе принадлежат те параметры, которые связаны с различными видами деятельности человека и структурой его личности.
В соответствии с ними в психологии зафиксированы предметно-практические, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, волевые, ролевые, правовые, моральные, нравственные, коллективистские отношения. Близким к этой классификации является деление отношений на основе критериев выраженности в них эмоциональных компонентов: деловые и эмоциональные отношения.
К шестой группе относятся те параметры, которые фиксируют одновременно степень близости или дистантности между партнерами; валентность, то есть позитивность-негативность отношений; вид позиции или «притирки» друг к другу в процессе общения.
На основе этих параметров выделяют следующие отношения: близкие (мы); далекие (они); позитивные (свои); негативные (чужие); отношения снизу (вы); отношения сверху (ты).
К этой группе принадлежат и те, в которых в качестве параметра характеризуется ролевая позиция партнера, степень близости между людьми: отчужденные, приятельские, товарищеские, дружеские, интимные, любовные, супружеские, родственные отношения.
К седьмой группе параметров принадлежат те, которые указывают на степень конструктивности складывающихся отношений; выделяют деструктивные и конструктивные отношения.
К восьмой группе относятся параметры взаимности, комплементарности отношений, характеризующие степень их субъективности, «личностности» (отношения персонификации, персонализации или отношения доминантные, отвергающие симбиотические отношения).
Социальные установки представляют собой психологическую основу отношений, готовность человека воспринимать явления или предметы определенным образом, вписывать их в контекст предшествующего опыта.
Этнические установки определяют отношения готовности этно-фора воспринимать те или иные явления жизни этноса и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации.
Этнические диспозиции фокусируют в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и ее взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей.