Из Указа об учреждении Навигацкой школы

История морского-речного образования в России

 

 

Работу выполнил Черных Олег,

учащийся 9 класса,

курсант 3 курса ДМЦ «Нептун»

 

Научный руководитель

Кузнецова Г.И., педагог дополнительного образования

МОУДОД ДМЦ «Нептун»

 

г.Березники, Пермский край, 2012г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение                                                                                                           - 3

2. Флотское образование в XVIII-первой половине XIX в.

а) Первая Навигацкая школа.                                                                    - 4

б) Петербургская Морская академия.                                              - 7

в) Морское гражданское образование.                                            - 7

г) Речное образование.                                                                               - 8

3. Флотское  образование во второй половине XIX в.- 1917г.   

а) Морской кадетский корпус.                                                          - 9

б) Мореходные классы.                                                                              - 10

в) Речное образование во второй половине XIX в.- 1917г.                 - 14

4. Флотское образование в 1917-1941г.г.                                                               

а) Военно-морское образование.                                                      - 16

б) Соловецкая школа юнг.                                                                - 17

в) Речное образование.                                                                               - 18

г) Внешкольные учреждения флотского профиля.                          - 18

5. Сеть учреждений основного общего, дополнительного

и профессионального образования морского и речного профиля в

Советском Союзе в 1943-1991г.г.

    а) Нахимовские училища.                                                                 - 20

б) Реформа морского образования. Пополнение флота кадрами.      - 20

в) Профессиональное речное образование.                                     - 21

    г) Дополнительное образование флотского профиля для детей.        - 22

6. Современное состояние и возможности получения флотского

образования в России.                                                                           - 24

7. Заключение.                                                                                             - 25

8. Список литературы.                                                                                         - 26

9. Приложения.                                                                                               

    а) Нахимовские училища                                                                  - 27

    б) Адреса детских Клубов юных моряков, Пароходств и

Флотилий                                                                                           - 28

в) Список Российских высших и средних специальных

учебных заведений флотского профиля                                           - 33

 

 

Введение

 

Первой морской школой в России по праву считается Переславская флотилия, созданная Петром I в Переславле-Залесском. Летом 1689г. на воду Плещеева озера были спущены два небольших фрегата и две яхты, началось строительство «Потешной флотилии». Летом 1692г. было готово уже несколько десятков кораблей, прошли маневры Переславской флотилии и Бутырского полка. Однако обучались там морскому делу, судя по описаниям, уже далеко не дети.

В нашем городе уже более 40 лет существует Детский морской центр «Нептун», раньше он назвался Клубом юных моряков и речников. Именно здесь подростки, мечтающие о профессии моряка и речника, могут попробовать эту специальность на деле, «примерить ее на себя», чтобы вовремя понять – мое это или нет.

Березники – город молодой, и хотя стоит он на судоходной реке, и от нашего города начинается «Камское море» – Камское водохранилище, он не имеет многовековой истории, и в том числе истории морского-речного образования. Поэтому, когда я читал о моряках, смотрел фильмы о гардемаринах, у меня возникали вопросы: «Когда и где появились первые морские и речные школы для детей? Как и чему они учились? А где может учиться современный подросток, которому нравятся корабли, который мечтает о штурвале?».

Итак, цель моего исследования – систематизировать сведения об истории морских и речных учебных заведений для несовершеннолетних в России.

Задачи:

1. Обобщить данные об истории появления в России первых учебных заведений морского-речного профиля, принимавших для обучения несовершеннолетних.

2. Собрать и обобщить сведения о работе учебных заведений флотского профиля в России в разные периоды истории.

3. Проанализировать современное состояние и возможности получения образования морского-речного профиля в учреждениях разного типа (основного общего, дополнительного, профессионального (начального, среднего и высшего) образования).

Объект исследования – История Российского флота.

Предмет исследования – история флотского образования несовершеннолетних.

Методы исследования:

Ø изучение литературных и документальных источников;

Ø поиск информации и общение в Интернете;

Ø опрос и интервьирование работников и ветеранов речного и морского флота, выпускников и курсантов специальных (флотских) учебных заведений;

Ø статистические методы обработки информации;

Ø обобщение и анализ полученных данных.

Флотское образование в XVIII-первой половине XIX в.

А) Первая Навигацкая школа

«Избрать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением».

Из Указа об учреждении Навигацкой школы

     

План создания навигационной школы в России была высказана Петром I еще в 1697 г. Поставив перед собой цель, овладеть наукой кораблестроения, молодой царь предпринял полуторагодовую поездку в Голландию. В течение полугода он под именем Петра Михайлова работал плотником на верфи Ост-Индской компании в Саардаме. Туда же он направил сто молодых людей, которым предстояло познакомиться с морским делом. Затем Петр I переехал в Англию, где на королевской верфи в Детфорде под руководством А. Дина составлял чертежи кораблей и совершенствовался в теории кораблестроения. Мысль о создании отечественной морской школы не покидала его, и в следующем, 1698-м, году он пригласил на русскую службу трех англичан — профессора Абердинского университета Генри Фарварсона, в России именовавшего себя Андреем Даниловичем Фарварсоном, Стефена Гвына (Степана Гвына) и Ричарда Гриса (Рыцаря Грейса).

До этого на корабли, идущие с товаром за границу, посылали трех-четырех русских для знакомства с корабельной оснасткой и командными словами. Иногда русские суда отдавали на откуп иностранным шкиперам, которые должны были обучать по ходу дела русский экипаж. В результате появлялись русские шкиперы, которым доверяли суда.

К весне 1699 года из-за границы возвратились волонтеры. Они прибыли в Воронеж, где их назначили на корабли, готовящиеся к Керченскому походу. В конце апреля Петр приказывает К.Крюйсу произвести на корабле “экзерциции, сколько на якоре стоя, то исполнить можно”. Стольники в присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку. Что касается умения управлять кораблем и командовать экипажем, то здесь ученики показывают свою полную несостоятельность.

В начале июня 1699 года германский резидент Гвариент доносил своему императору из Москвы: “из числа 72 дворян, посланных для обучения в Италию и Германию только четверо выдержали экзамен, сделанный самим государем в Воронеже. Остальным 68 представлено или вторично отправиться в чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений, на свой счет, или возвратить выданные на поездку деньги”. Среди выдержавших экзамен были Ф.Урусов, князь А.Голицын, Ф.Плещеев. Другим же наука не далась.

Практика учения молодежи существовала и в последующие годы. Князь Иван Львов жил за рубежом и был обязан наблюдать за русскими. В своем письме от 1711 года он просил не посылать больше навигаторов в Англию, т.к. пользы от них было мало: ”…для того, чтобы и старые научились там больше пить и деньги тратить. Не могу их оплатить, а ныне хотят уже в тюрьмы сажать за долги“. Надо было готовить кадры в своем Отечестве …

Острая нужда в образованных русских военоначальниках заставила приступить к регулярной подготовке офицеров. Постепенно создавались кадры образованных, хорошо обученных русских офицеров. От них требовали «рассуждения», т.е. умения применять устав, а не держаться его «яко слепой стены, ибо там порядки написаны, а времён и случаев нет». Командир должен был быть «доброго жития и смелого сердца», уметь действовать по собственному разумению, а не уповать исключительно на старших начальников, быть сообразительным, деятельным, стойким. Особенно это касалось флотских офицеров.

    Необходимо отметить, что до XVIII века подготовкой офицеров в России не занимались. Командные должности, замещались в основном, по родовому признаку. При назначении на должности прежде всего принималось во внимание родовитое происхождение, а не наличие военных знаний. Особый недостаток в грамотных офицерах появился в начале XVIII века в период создания регулярной армии и флота. Только срочная необходимость заставила Петра направить в армию и на флот 300 иностранных офицеров, числившихся на учёте в Иноземном приказе. Но вскоре выяснилось, что большая часть иностранцев совершенно не способна обучать подчинённый личный состав и управлять им. Генерал А.Головин, получивший в свою дивизию иностранных офицеров, писал Петру: «…они своего дела не знают, сперва их нужно учить и труды пропадают даром … а я истинно то делать рад. Лучше своих учить, нежели тех, которые присланы из иноземного приказу». В связи с этим, в начале XVIII века в России была разработана своя система комплектования офицерским составом. Офицерский корпус состоял из русских дворян. А выходцы из недворянских слоёв, ставшие офицерами, получали дворянство. «Все обер-офицеры, - гласил указ Петра, - которые произошли не из дворянства, отныне их дети и их потомки суть дворяне и надлежит им дать патент на дворянство». Это было серьёзным стимулом к службе для недворянских сословий.

Указ об учреждении школы «Математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учения» был подписан 14 января 1701 г. Этот день и считается днем рождения Навигацкой школы, которая должна была готовить кадры прежде всего для флота. Она выпускала моряков, механиков, геодезистов, математиков, чиновников. В школу принимали детей не только дворян, но и солдат, подъячих и прочих «различных чинов людей» в возрасте от 12 до17 лет. Число учащихся быстро росло. Если в 1703 г. их было 200, то в 1712 году – 538 человек.

Состав учащихся в зависимости от сословий приведён в таблице:

 

Годы

Дети

дворян ловчих и конюхов боярских людей посадских духовных солдат и унтер-офицеров других категорий
1705 30 46 17 28 32 12 36
1711 126 41 33 51 32 203 19
1715 116 20 32 15 24 194 26

 

    Из этих данных видно, что, когда правительство остро нуждалось в офицерских кадрах, в школу принимали детей не только дворян, но также духовных, посадских, и других лиц. Не принимались только дети крепостных крестьян и работных людей.

    До 1706 г. школа находилась в ведении Оружейной палаты, а потом её передали Приказу морских дел. Придавая школе большое значение, Пётр обращал внимание Апраксина на то, чтобы он систематически наблюдал за её комплектованием и развитием.

    Учебный план составлял сам Пётр. Поскольку школа готовила не только моряков, но также артиллеристов и инженеров, то и программа её была универсальной. В школе изучали русский язык, арифметику, геометрию, тригонометрию с практическим приложением её к геодезии, артиллерию, фортификацию, математическую географию, мореплавание, навигацию и астрономию. Кроме того, преподавали «рапирную науку», или фехтование. После окончания теоретического курса учащихся посылали на практику.

    Основные предметы в школе вели видные русские педагоги. Для работы в будущей школе был приглашен выделявшийся талантом, знаниями и добрыми человеческими качествами Леонтий Филиппович Магницкий, выпускник московской Славяно-греко-латинской академии, один из образованнейших людей того времени. Изучив, по существу, самостоятельно математику, он составил учебник «Арифметика, сиречь наука численная и т. д.» (1703), в котором изложил основы арифметики, элементарной алгебры, практической геометрии, собрал данные о вычислении тригонометрических таблиц, а также начальные сведении из астрономии, геодезии и навигации. Петр I питал симпатию к Л.Ф. Магницкому, который, «как магнит», притягивал к себе учеников.

Что касается иностранцев – Гвина и Грейда, преподававших морское дело, то дьяк Курбатов писал Головину: «они учат нерадетельно, а ежели б не опасались Магницкого, многое бы у них было продолжение для того, что которые учатся остропонятно, тех бранят и велят дожидаться меньших». Исключение составлял Генрих Фарварсон, который вместе с Магницким старался улучшить качество преподавания.

Навигацкая школа принесла большую пользу: она дала армии и флоту много офицеров-инженеров, артиллеристов, моряков, топографов и других специалистов.

Воспитанники Навигацкой школы, успешно сдавшие экзамены, получали сертификат с подписями всех учителей, но моряками становились не все. Из их числа тех, кто был поспособнее и побогаче, посылали за границу под именем навигаторов. Выпускников происхождением попроще также практиковались за рубежом в качестве штурманских учеников. Практика могла проходить в Испании, Голландии, Англии, Дании, Франции, Венеции. Формой прохождения практики было волонтерство. По возвращению на родину навигаторов ждал суровый экзамен перед комиссией, возглавляемой государем. Особо отличившиеся на этом экзамене могли претендовать на низшее офицерское звание унтер-лейтенанта, остальные – в лучшем случае на звание мичмана, тогда считавшееся неофицерским. Штурманы, по возвращению в Россию, шли на те же корабли, что и навигаторы. Обладая знаниями, до которых порой не «добирались» многие их навигаторов, штурманы оказывались обреченными на подчиненное положение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: