Б) Петербургская Морская академия

 

В 1715 году в Петербурге открылась «Морская академия», директором которой был Сент-Илер, а общее руководство осуществлял А. Матвеев. Впрочем, Сент-Илер не долго находился в должности директора; через два года его выслали из России, и академию целиком поручили Матвееву. Брауншвейгский резидент Вебер в 1716 году доносил: «В это лето окончательно устроена Морская академия, и в целой обширной России не было ни одной знатной фамилии, которая не обязалась бы выслать в эту академию сына или другого родственника от 10 до 18 и старшего возраста». Академия, как привилегированное учебное заведение, была рассчитана на 300 учеников. Но уже в 1718 году число учащихся увеличилось до 865; из них 500 человек обучались в Петербурге, а остальные – в Москве (Московская навигацкая школа еще какое-то время существовала как начальный этап подготовки к Морской академии). В академии учили «арифметике, геометрии, навигации, артиллерии, фортификации, географии, рисованию, живописи, и воинским обучениям мушкетами и на рапирах и некоторых – астрономии». Морская академия вскоре стала основным учебным заведением, готовившим офицеров для флота.

    Для подготовки унтер-офицерских кадров создавались особые школы. Наиболее многочисленными из них были гарнизонные школы, число которых доходило до 50. Во всех крупных портах находились так называемые русские или адмиралтейские школы. Первая такая школа была открыта в 1703 году на Воронежской верфи, а вторая – в Архангельске. В последующие годы адмиралтейские школы открылись в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Таврове, Астрахани, Казани и на Сестрорецком заводе. Всего было открыто 13 таких школ.

    Усилия правительства в этом направлении увенчались успехом: русская армия и флот получили достаточное количество квалифицированных инженеров, артиллеристов и моряков. С 1720 года Россия больше не приглашала иностранных военных специалистов.

 

В) Морское гражданское образование

В конце XVIII века была предпринята попытка начать подготовку судоводителей не только для военного флота, но и для торгового. В 1781г. в Холмогорах, при Адмиралтейской верфи, была открыта «водоходная школа», переведенная спустя пять лет в Архангельск. Точных сведений о дате ее закрытия нет, однако известно, что к 1800г. в Архангельске уже такой школы не упоминается.

В 1786г. в Петербурге была открыта еще одна «водоходная школа», просуществовавшая до 1797г. Позднейшие начинания в этом направлении не приводили к устойчивым решениям и только с открытием специальных мореходных классов началась планомерная подготовка моряков транспортного и торгового флота.

Г) Речное образование

 

Однако речному делу, по-прежнему, нигде не обучали. Как и в допетровский период, искусство кораблевождения, особенно на Поморском Севере и у нас на Урале, переходило в семье от деда к отцу, от отца к старшему сыну под строгой клятвой не передавать сведения о навигационных приметах плавания вдоль морского побережья, по узкостям и перекатам рек никому. Для себя «шкиперы» (судоводители) на необычных мысах, горах, у заходов в поселения и в других нужных для определения местах примечали себе или специально ставили каменные опознавательные знаки – «гурии», или деревянные кресты. Нарушивший обещание и разболтавший тайну судового хода становился изгоем, проклятием семьи[1]. Естественно, почти не существовало и карт (за исключением небольшого количества кожаных или берестяных «расписаний» с зарисовками берегов, которые могут служить прообразом современных лоций)[2]. В принципе, это объяснимо: Беломорье и Урал часто подвергались набегам и разорениям иноземцев. Доступность сведений о труднопроходимых местах, изложенная в картах и лоциях, облегчала возможность вторжений. О каких школах могла идти речь?

Например, в Прикамье судовладельцы нанимали лоцманов-проводников из числа местных жителей, а те, в свою очередь, опасаясь конкуренции, держали свои особые приметы при себе. По берегам Камы и ее притоков существовали целые поселки, мужское население которых традиционно занималось проводкой судов[3]. Положение почти не менялось до появления в середине XIX века большого количества судов, прежде всего пароходов, в связи с бурным развитием промышленности, образованием большого количества пароходных компаний и обществ.

 

Военное и гражданское морское образование

во второй половине XIX в.- 1917г.       

       


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: