А.С.СЕЛИВАНОВ,
Е.С. ЛОКШИН,
А.Ю. ГОРЕЛОВ
ПОСТРОЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТЯГОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА
Методические указания
к лабораторной работе по курсу
«Теоретические основы создания машин»
Москва
МАДИ
2018
УДК 621.873
ББК 39.922
С 125
С 125 ПОСТРОЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТЯГОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА
/ А.С. Селиванов, Е.С. Локшин, А.Ю. Горелов- М.:МАДИ, 2018.- 11 с.
В методических указаниях приведена методика построения теоретической тяговой характеристики. Рассмотрены взаимосвязи основных параметров тягово-сцепных свойств гусеничного трактора -базовой машины многих дорожно-строительных машин.
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ПОСТРОЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТЯГОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА». 4
1.1 Цель работы.. 4
|
|
1.2Варианты индивидуальных заданий. 4
2. МЕТОДИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 5
2.1. Построение скоростной внешней характеристики двигателя 5
2.2. Построение тяговой характеристики машины.. 7
2.2.1.Определение силы сопротивления качения. 7
2.2.2. Построение кривой буксования. 8
2.2.3. Построение кривых действительных скоростей. 8
2.2.4. Построение кривых тяговой мощности и удельных расходов топлива. 9
Вопросы для контроля: 10
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ПОСТРОЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТЯГОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА»
Цель работы
Изучение и получение представления о тяговых и топливно-экономических характеристик гусеничного трактора.
Тяговую характеристику можно получить экспериментальным путем или расчетным способом. Тяговую характеристику, построенную по расчетным данным, называют теоретической.
Тяговую характеристику, как экспериментальную так и расчетную строят в функции силы тяги при установившемся режиме работы на горизонтальном участке. Теоретическая тяговая характеристика (ТТХ) рассчитывается на различных передачах и прослеживается изменение следующих параметров в зависимости от силы тяги:
a. буксование движителя;
b. действительная скорость трактора;
c. тяговая мощность;
d. удельный расход топлива;
e. тяговый КПД.
Для реального представления о тяговых и топливно-экономических показателях трактора ТТХ строится на основных грунтовых фонах, на которых работают дорожно-строительные машины созданные на базе промышленного трактора.
Варианты индивидуальных заданий
|
|
Таблица 1
Исходные данные вариантов индивидуальных заданий.
№ вар | Машина | Nmax, кВт | n,об/мин (Nmax) | Mmax,Нм | n,об/мин (Mmax) | VН1,км/ч | G,кг | GТ, кг/ч |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | МТЗ | 220 | 1500 | 807 | 1400 | 3 | 17000 | 45 |
2 | D13 | 130 | 1900 | 674 | 1300 | 3.2 | 14000 | 27.3 |
3 | Т9 | 110 | 1800 | 736 | 1400 | 3.8 | 17345 | 21.45 |
4 | Т11 | 120 | 1850 | 716 | 1400 | 3.2 | 16500 | 26.4 |
5 | Т15 | 127 | 2000 | 716 | 1400 | 3.7 | 17500 | 28 |
6 | Т20 | 228 | 2100 | 1247 | 1200 | 3.9 | 33090 | 44.5 |
7 | Т25 | 298 | 1800 | 2230 | 1300 | 4.1 | 48100 | 62.8 |
Продолжение табл. 1 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
8 | Т35 | 382 | 1900 | 2685 | 1900 | 4.4 | 60780 | 80.6 |
9 | Т40 | 435 | 2100 | 3650 | 1500 | 4.2 | 65140 | 84.8 |
10 | SD08 | 59 | 2350 | 456 | 1400 | 2.53 | 7651 | 13.3 |
11 | SD11 | 78 | 2350 | 528 | 1350 | 2.4 | 10570 | 17.5 |
12 | SD13 | 95.5 | 1900 | 674 | 1300 | 3.2 | 14000 | 21.7 |
13 | SD16 | 120 | 1850 | 764 | 1300 | 3.29 | 17000 | 25.7 |
14 | SD22 | 162 | 1800 | 1030 | 1250 | 3.6 | 23450 | 33.2 |
15 | SD32 | 235 | 2000 | 1440 | 1400 | 3.6 | 37200 | 57.6 |
16 | SD42 | 310 | 2000 | 1900 | 1400 | 3.7 | 49000 | 66.3 |
17 | D39 | 107 | 2200 | 514 | 1350 | 3,4 | 9040 | 21.3 |
18 | D63 | 127 | 1800 | 720 | 1400 | 3,4 | 18500 | 25.9 |
19 | D65 | 155 | 1950 | 950 | 1300 | 3,6 | 19510 | 31.1 |
20 | D85 | 179 | 1900 | 1300 | 1275 | 3,6 | 27550 | 37.3 |
21 | D155 | 238 | 1990 | 1600 | 1250 | 3,7 | 36770 | 48.1 |
22 | D275 | 302 | 2000 | 1900 | 1400 | 3,8 | 49860 | 64.1 |
23 | D355 | 306 | 2000 | 1760 | 1400 | 2,23 | 47960 | 65.3 |
24 | D375 | 392 | 1800 | 2100 | 1400 | 3,8 | 60630 | 83.8 |
МЕТОДИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Построение скоростной внешней характеристики двигателя
При построении ТХ используется внешняя характеристика двигателя. На оси абсцисс выбирается несколько точек в рабочем диапазоне, обязательно выбираются точки при номинальном моменте Μе ном и максимальном Μе max.
ТХ состоит из верхней, в которой строят ТХ, и нижней частей, где помещаются параметры скоростной внешней характеристики двигателя.
На оси абсцисс ТХ (верхней части графика) от начала координат «0» (рис. 1) откладывают в выбранном масштабе значения силы тяги на крюке .
Начало координат «0ʹ» нижней части графика смещается влево в зависимости от принятых грунтовых условий.
При условии постоянства коэффициента - сопротивления качению машины + = кН- касательная сила тяги.
Значение - механический КПД трансмиссии будет независимым и постоянным и соответствовать КПД трансмиссии при загрузке двигателя на номинальную мощность.
При = сonst для тракторов с механической трансмиссией () касательная сила тяги пропорциональна крутящему моменту на двигателе
= к.Н
(* - значения величин передаточного числа и радиуса ведущей звездочки , берутся из работы "Расчет скоростей движения гусеничного трактора")
Поэтому величины на оси абсцисс соответствуют значениям крутящего момента двигателя. Отрезки, отображающие значения касательной силы тяги на различных передачах при номинальном Μе ном и максимальном Μе max крутящем моментах, переносятся по вспомогательным прямым вниз.
В нижней части графика строятся следующие зависимости:
- угловой скорости , (значения угловой скорости при Μе ном и Μе max полученные в работе "Расчет скоростей движения гусеничного трактора"), значение величены угловой скорости холостого хода двигателя по следующей зависимости:
1/сек
где: - коэффициент неравномерности регулятора
( =0,07...0,08),
- угловая скорость двигателя при номинальном моменте на валу.
- мощности Ne,
кВт
- часовой расход топлива GТ двигателя определяется по следующим зависимостям от величины его крутящего момента:
кг/ч (при максимальном моменте)
кг/ч (при холостом ходе)
Одноименные кривые имеют общее начало координат. Центр кривых Ne находится в начале координат оʹ, центр для кривых расположен на на оси ординат в точке холостого хода , кривые GТ часового расхода топлива берут начало в точке G.ТХХ при холостом ходе двигателя и заканчиваются при значениях крутящего момента двигателя ΜД max.