К числу задач, решаемых органами казначейства в России, относятся:
• организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства;
• регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
• краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;
• сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях по бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти;
• управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долга РФ;
• разработка методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проекта бюджетной классификации, учет государственной казны РФ.
|
|
Организация казначейской системы в разных странах различна. В мировой практике используются две основные модели – централизованная и автономная.
Централизованная модель предполагает, что федеральное казначейство обслуживает счета не только федерального, но и региональных бюджетов. Для этого может создаваться разветвленная система отделений федерального казначейства в регионах. Подобная модель применяется во Франции.
Отличие автономной модели состоит в том, что наряду с федеральным в ней существуют самостоятельные региональные казначейства. К их полномочиям относится ведение операций со средствами бюджетов соответствующих территорий. В качестве примеров использования такой модели можно привести Бразилию. Наличие собственной казначейской системы в регионе позволяет более полно учесть его особенности, открывает перед ним определенную свободу действий при проведении бюджетной политики. Однако, при этом на всех уровнях целесообразно использовать единые технологии учета, расчетов и платежей. Это необходимо для обеспечения единства бюджетной системы страны.
Корректировка бюджета в процессе его исполнения
Бюджетным кодексом РФ установлен следующий порядок сокращения расходов федерального бюджета:
1. если в процессе исполнения федерального бюджета недофинансирование расходов не превышает 10% от плана, режим их сокращения вводится высшим органом исполнительной власти – Правительством РФ. При этом расходы бюджета по всем их видам и получателям должны быть уменьшены в одной и той же пропорции. Решение правительства также должно быть обнародовано, сроки уведомления о нем всех распорядителей и бюджетополучателей аналогичны предыдущему случаю. Отмена режима сокращения бюджетных расходов производится тем органом власти, который принял решение о его введении;
|
|
2. если снижение доходных поступлений таково, что оно требует сокращения расходов более чем на 10% от годовых назначений, изменения бюджетного плана должны быть утверждены законодателями. Для этого правительство разрабатывает и представляет в Государственную Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Вместе с законопроектом Думе направляются следующие материалы:
• отчет об исполнении федерального бюджета за истекший период текущего финансового года;
• отчеты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета, за истекший период текущего года;
• отчет об использовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;
• отчеты Министерства финансов и других уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных кредитов и ссуд;
• анализ причин и факторов, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Возврат налогов, излишне уплаченных в бюджет
Что можем возвратить
Следовательно, Порядок можно распространять на возврат сумм, которые:
а) излишне (т. е. сверх согласованных сумм налоговых обязательств) уплачены в бюджет;
б) ошибочно уплачены в бюджет, в том числе уплачены не по тому, что нужно, коду бюджетной классификации (например, по коду НДС плательщиком единого налога, не зарегистрированным плательщиком НДС);
в) возникли как переплата вследствие подачи уточняющих расчетов и декларирования налогового обязательства к уменьшению, уже уплаченного ранее.
Что не можем вернуть
Порядок не дает ответа на вопрос, будут ли его нормы распространяться на процедуры возврата платежей, не отнесенных к налогам и сборам (обязательным платежам), - так называемым неналоговым доходам, поступление которых контролируется налоговыми органами. Вместо этого можно быть уверенными в том, что действие Порядка не распространяется на процедуры возврата как налогов и сборов, так и неналоговых платежей, поступление которых налоговыми органами не контролируется (взносы в фонды общеобязательного социального, пенсионного страхования, пошлина, акцизный сбор, таможенные сборы, НДС, уплаченные на таможне, и т. д.).