Дуализм как будто радикально устранен, но это лишь мнимое преодоление. Ибо как только мы переходим к применению этой формулы на деле, так сейчас же начинаются попытки обходным, косвенным путем ввести все те оттенки, которые необходимы для того, чтобы образовать понятие субъективного права. Мы снова приходим к тем же самым двум аспектам, с той только разпицей, что один из них, а именно субъективное право, путем искусственных приемов изображен в качестве какой-то ■ тени, ибо никакая комбинация из императивов и обязанностей не даст нам субъективного права в том его само-, стоятельном и вполне реальном значении, в каком его ( воплощает любой проприетер буржуазного общества. И в -t самом деле, достаточно взять в качестве примера хотя бы собственность, чтобы убедиться в этом. Если попытка, свести право собственности к запретам, обращенным по \ адресу третьих лиц, есть не более как логическая натяжка, уродливое, вывернутое наизнанку построение, то изображение буржуазного права собственности в качестве социальной обязанности есть к тому же лицемерие 19. Каждый собственник, равно как и все его окружающие, великолепно понимает, что принадлежащее ему как собственнику право имеет с обязанностью лишь то общее, что оно ей полярно противоположно. Субъективное право первично, ибо оно в конечном счете опирается на материальный интерес, который существует независимо от внешнего, т. е. сознательного, регулирования социальной жизни.
Субъект как носитель и адресат всех возможных требований, цепь субъектов, связанных требованиями, обращенными друг к другу,— вот основная юридическая ткань, отвечающая экономической ткани, т. е. производственным отношениям общества, покоящегося на разделе-рии труда и обмене,
Общая теория права и марксизм
Социальная организация, обладающая средствами принуждения, есгь та конкретная совокупность, к которой мы должны перейти, поняв предварительно правоотношение в его чистом и наиболее простом виде. Соответственно этому обязанность как результат императива или веления явится при рассмотрении правовой формы конкретизирующим и усложняющим моментом. В своем наиболее абстрактном и простом виде правовая обязанность должна быть рассмотрена как отражение и коррелят субъективного правопритязания. Анализируя юридическое отношение, мы совершенно отчетливо видим, что обязанность не исчерпывает собой логического содержания правовой формы. Она не является даже самостоятельным его элементом. Обязанность всегда выступает как отражение или коррелят собственного права. Долг одной стороны — это нечто, причитающееся другой и за ней закрепленное. То, что на стороне кредитора выступает как право, является обязанностью дебитора. Категория права становится логически закопченной только там, где она включает в себя носителя и собственника прав, права которого суть не чго иное, как закрепленные за ним обязанности других. Эту двустороннюю природу права особенно настойчиво подчеркивает Детражицкий, подводя под нее довольно шаткий фундамент своей созданной ad hoc психологической теории. Следует, однако, отметить, что это соотношение права и обязанности, независимо от какого бы то ни было психологизма, отчетливо формулируется другими юристами 20.
Таким образом, юридическое отношение не только дает нам право в его реальном движении, но и раскрывает наиболее характерные особенности права как логической категории. Напротив того, норма как таковая, как предписание должного в равной мере составляет элемент морали, эстетики, техники, как и права.
Отличие техники от права вовсе не в том, как это думает И. Алексеев, что первая предполагает внешнюю по отношению к своему материалу цель, тогда как для правопорядка каждый из участвующих в нем представляется самоцелью 21. Мы покажем впоследствии, что «самоцелью» для правопорядка является только циркуляция товаров. Что же касается техники педагога или хирурга, из которых первая имеет материалом психику ребенка,
92
Общая теория права и марксизм
а вторая — организм оперируемого, то вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что этот материал в себе самом заключает цель.
Правопорядок именно тем и отличается от всякого иного социального порядка, что он рассчитан на частных обособленных субъектов. Норма права получает свою differentia specifica, выделяющую ее из общей массы регулирующих правил — нравственных, эстетических, утилитарных и т. д., именно тем, что он предполагает лицо, наделяемое правом и при этом активно притязающее22.
Стремление сделать идею внешнего регулирования основным логическим моментом в праве приводит к отожествлению права и авторитарно устанавливаемого социального порядка. Это течение юридической мысли верно отражает дух эпохи, когда на смену манчестерству и свободной конкуренции пришли крупнокапигалпстические монополии и политика империализма.
Финансовый капитал гораздо больше ценит сильную власть и дисциплину, чем «вечные и неотъемлемые права человека и гражданина». Капиталистический собственник, превратившийся в получателя дивидендов и биржевой разницы, не может не относиться без известной доли цинизма к «священному праву собственности». (Смотри забавные ламентации Иеринга на тему о «болоте ажиотажа и спекуляции», в котором гибнет «здоровое чувство права» 23.)
Нетрудно показать, что идея безусловного повиновения внешнему нормоустанавливающему авторитету не имеет ничего общего с правовой формой. Достаточно взять предельно мыслимые и потому наиболее отчетливые примеры такой структуры. Пускай это будет хотя бы военный строй, где множество людей в своих движениях подчинены общему для них порядку, причем единственно активным и автономным началом является воля командира. Или другой пример: иезуитская-община, где все члены слепо и беспрекословно выполняют волю руководителя. Достаточно вдуматься в эти примеры, чтобы прийти к выводу, что чем последовательнее проведено начало авторитарного регулирования, исключающего всякий намек на обособленную и автономную волю, тем меньше почвы для применения категории права. Это особенно резко чувствуется в сфере так называемого публич-
Общая теория права и марксизм
93
ного права. Здесь юридическая теория наталкивается на самые большие затруднения. Вообще говоря, одно и то же явление, которое Маркс характеризовал как отделение политического государства от гражданского общества, отражается в общей теории права в виде двух самостоятельных проблем, имеющих каждая свое особое место в системе и разрешаемых независимо одна от другой. Первая из них носит чисто абстрактный характер и состоит в том расщеплении основного понятия на два аспекта, которые мы изобразили выше. Субъективное право — это характеристика эгоистического человека, члена гражданского общества, «...индивида замкнувшегося в себя, в свой частный интерес и частный произвол и обособившегося от общественного целого» 24. Объективное право — это выражение буржуазного государства как целого, которое «чувствует себя политическим государством и осуществляет свою всеобщность лишь в противоположность к этим своим элементам» 25.
Проблема субъективного и объективного права — это проблема человека-буржуа и человека ■— члена государства, citoyen'a, поставленная в наиболее общей философской форме. Однако та же самая проблема возрождается вторично, и уже в более конкретном виде, как проблема публичного и частного права. Здесь дело сводится к размежеванию некоторых реально существующих областей права, к распределению по рубрикам исторически сложившихся институтов. Само собой разумеется, что догматическая юриспруденция с ее формально-логическим методом не в состоянии разрешить ни первую, ни вторую проблему, ни выяснить связь между ними.
Разделение между публичным и частным правом представляет специфические трудности уже потому, что провести границу между эгоистическим интересом человека как члена гражданского общества и всеобщим отвлеченным интересом политического целого возможно лишь в абстракции. На деле же эти моменты взаимно проникают друг друга. Отсюда невозможность указать те конкретные правовые институты, в которых полностью, без остатка и в чистом виде воплощен этот пресловутый частный интерес.
Другое затруднение заключается в том, что, проводя с большим или меньшим успехом эмпирическую грань
Общая теория права и марксизм
между институтами публичного и частного права, юрист в пределах каждой из этих областей снова наталкивается на ту же самую, им как будто бы уже решенную проблему, но уже в иной, отвлеченной постановке: она, эта проблема, встает перед ним в виде противоречия между субъективным и объективным правом. Субъективные публичные права — это ведь те же самые воскресшие и несколько преобразившиеся частные права (а следовательно, и частные интересы), вторгающиеся в сферу, где должен был бы господствовать безличный всеобщий интерес, отраженный в нормах объективного права. Но, в то время как цивилистика, имеющая дело с основным первичным правовым слоем, широко и уверенно пользуется понятием субъективных прав, в теории публичного права применение этого понятия порождает па каждом шагу недоразумения и противоречия. Поэтому система гражданского права отличается простотой, ясностью и законченностью, в то время как теории государственного права изобилуют натянутыми, искусственными, односторонними до уродливости построениями. Форма права с ее аспектом субъективной управомочпости рождается в обществе, состоящем из обособленных носителей частных, эгоистических интересов. Когда вся экономическая жизнь строится по принципу соглашения независимых воль, тогда всякая социальная функция тем или иным отраженным путем принимает правовую характеристику, т. е. становится не просто социальной функцией, но и правом того, кто эту функцию выполняет. Однако так как в политической организации, по самому ее существу, частные интересы не могут получить такого полного развития и такого подавляющего значения, как в экономике буржуазного общества, то и субъективные публичные права выступают как нечто эфемерное, лишенное подлинных корней, постоянно находящееся под сомнением. А вместе с тем государство не является юридической надстройкой, но лишь может мыслиться как таковая 26.
Юридическая теория не может отожествить «права парламента», «права исполнительной власти» и т. д. с правом, например, кредитора на получение долга, ибо это значило бы поставить обособленный частный интерес там, где буржуазная рщеология презюмирует господство общего безличного государственного интереса. Но в то же
Общая теория права и марксизм
95
время каждый юрист сознает, что он не может дать этим правам никакого иного принципиального содержания без того, чтобы юридическая форма вообще не ускользнула из его рук. Государственное право может существовать только как отображение частноправовой формы в сфере политической организации: или оно вообще перестает быть правом. Всякая попытка изобразить социальную функцию тем, что она есть, т. е. просто социальной функцией, а норму — просто организационным правилом означает смерть правовой формы. Однако реальной предпосылкой для этого преодоления правовой формы и правовой идеологии является такое состояние общества, в котором изжито само противоречие между индивидуальным и социальным интересами.
Характерной же чертой буржуазного общества является именно тот факт, что общие интересы отрываются от частных и им противопоставляются, но в этом противопоставлении они сами невольно принимают форму частных интересов, т. е. форму права. При этом, как и следует ожидать, правовыми моментами в государственной организации являются по преимуществу те, которые без остатка укладываются в схему противостоящих, обособленных частных интересов 27.
А. Г. Гойхбарг оспаривает самую необходимость разделять понятия публичного и частного права. Мы читаем у него: «Деление права на публичное и частное, никогда юристам не удававшееся, в настоящее время пользуется признанием только среди самых отсталых, в том числе и наших, юристов» 28. Эту мысль о ненужности деления права на публичное и частное А. Г. Гойхбарг подкрепляет далее теми соображениями, что манчестерский принцип невмешательства государства в хозяйственные дела не является уже принципом XX в., что неограниченный индивидуальный произвол в хозяйственной жизни вредит интересам целого, что даже в странах, не переживших пролетарской революции, имеются многочисленные смешанные образования из области частного и публичного права и что, наконец, у нас, где преобладающий часть хозяйственной деятельности сосредоточена в руках государственных органов, отграничение понятия гражданского права от других понятий потеряло смысл. Нам кажется, что эта аргументация покоится на целом ряде недоразу-
96
Общая теория права и марксизм
мений. Выбор того или иного направления в практической политике ничего еще не решает относительно теоретической обоснованности разграничения тех или иных понятий. Например, мы можем быть убеждены, что построение экономических отношений на основе рыночной связи имеет много вредных последствий, но отсюда не вытекает, что разграничение понятий потребительной и меновой стоимости теоретически несостоятельно. Во-вторых, указание на то, что области публичного и частного права сливаются (вообще говоря, ничего нового в себе не заключающее), не имело бы смысла, если бы не умели различать эти два понятия. Как может сливаться то, что раздельно не существует? Возражения А. Г. Гойхбарга покоятся на представлении, будто указанные абстракции — публичное и частное право — не являются плодом исторического развития, но просто-напросто выдуманы юристами. Между тем самая эта противоположность есть наиболее характерная особенность правовой формы как таковой. Разделение права на публичное и частное характеризует эту форму как со стороны логической, так и со стороны исторической. Объявив эту противоположность просто несуществующей, мы ничуть не поднимемся над «отсталыми» юристами-практиками, но, наоборот, вынуждены будем пользоваться теми же самыми формально-схоластическими определениями, которыми они оперируют.
Таким образом, самое понятие публичного права может быть развито только в этом его движении, в котором оно как бы постоянно отталкивается от частного права, стремясь определить себя как противоположность последнего, и затем вновь возвращается к нему как к своему центру тяготения.
Попытка идти обратным путем, т. е. находить основные определения частного права, которые суть не что ипое, как определения права вообще, беря за основу понятие нормы, не может дать в результате ничего, кроме безжизненно-формальных построений, не лишенных к тому же внутренних противоречий. Право как функция перестает быть правом, а правомочие без поддерживающего его частного интереса становится чем-то неуловимым, отвлеченным, легко переходящим в свою противоположность, т. е. в обязанность (каждое публичное право есть
Общая теория права и марксизм
97
в то же время обязанность). Насколько простым, понятным и «естественным» является «право» кредитора получить долг, настолько же шатким и проблематичным, требующим пояснений, является, скажем, «право» парламента вотировать бюджет. Если в цивилистике споры ведутся в плоскости того, что Иеринг называл юридической симптоматикой, то здесь берется под сомнение самая основа юриспруденции. Здесь — источник методологических исканий и шатаний, которые грозят превратить юриспруденцию не то в социологию, не то в психологию. Некоторым из моих критиков, например т. Разумовскому (Вестн. Ком. акад., 1924, кн. 8) и И. Ильинскому (Молодая гвардия, 1924, № 6), показалось, отчасти, по-видимому, на основании вышесказанного, что я поставил себе задачу «построить теорию чистой юриспруденции». При этом И. Ильинский пришел к выводу, что цель оказалась недостигнутой. «Автор,— пишет он,-— дал по существу социологическую теорию права, хотя имел в виду построить ее как чистую юриспруденцию». Что касается т. Разумовского, то он, не высказывая определенного мнения относительно достигнутого мною результата, не сомневается в наличии у меня вышеуказанного замысла, который он и порицает самым строгим образом: «...его (т. е. моя.— Е. П.) боязнь, что методологические искания могут превратить юриспруденцию не то в социологию, не то в психологию, обнаруживает лишь недостаточно полное представление его о характере марксистского анализа». «Это тем более странно,— недоумевает мой критик,— что т. Пашуканис сам видит некоторый параллакс между социологической и юридической истиной, знает, что юридическое понимание есть одностороннее понимание».
Действительно, это странно. С одной стороны, я боюсь, что юриспруденция превратится в социологию, с другой стороны, я признаю, что юридическое понимание есть «одностороннее понимание». С одной стороны, я имею в виду дать теорию чистой юриспруденции, с другой — оказывается, даю социологическую теорию права. Где разгадка этих противоречий? Она очень проста. Как марксист я не ставил и не мог себе ставить задачи построения теории «чистой юриспруденции». Я с самого начала отчетливо сознавал ту цель, которой, по мнению
4 Е Б. Пашуканис
Общая теория права и марксизм
И. Ильинского, я достиг бессознательно, а именно дать социологическое истолкование правовой формы и выражающих ее специфических категорий. Именно поэтому я дал своей книге подзаголовок «Опыт критики основных юридических понятий». Однако, разумеется, задача моя была бы совершенно нелепой, если бы я не признавал самого существования этой правовой формы и отбрасывал выражающие ее категории как некое праздное измышление.
Когда я, характеризуя ненадежность и неадекватность юридических конструкций в области публичного права, говорю о методологических шатаниях и исканиях, которые грозят превратить юриспруденцию не то в социологию, не то в псргхологию, то странно думать, что этим я предостерегаю от попытки социологической критики юриспруденции с точки зрения марксизма. Ведь такое предостережение в первую очередь обращалось бы против меня самого. Те строки, которые вызвали недоумение т. Разумовского и которые он объясняет моим «недостаточно полным представлением о характере марксистского анализа», относятся только к злоключениям самой буржуазной юриспруденции, теряющей уверенность и стройность своих концепций, как только она уходит от меновых, в широком смысле слова, отношений. Может быть, мне следовало, например путем ссылки, указать, что самая фраза об «опасности, угрожающей юриспруденции», есть намек на сетования одного буржуазного философа права,— разумеется, не по поводу марксистской критики, она в те времена еще не волновала умы «чистых юристов», а по поводу попыток самой буржуазной юриспруденции замаскировать ограниченность своего метода позаимствованиями из социологии и психологии. Но я был слишком далек от того, что во мне могут увидеть «юриста чистой воды», болеющего душой за юриспруденцию, которой «угрожает» марксистская социологическая критика, чтобы принимать такие меры предосторожности.
1 Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственно
сти. 3-е пзд. СПб., 1908, т. 1, с. 77.
2 Kelsen H. Das Problem der Souveranitat und die Theorie des V61-
kerrechts. Tubingen, 1920, S. 125.
Общая теория права и марксизм
99
3 Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1910, с. 274—275.
4 «Нужно иметь в виду что законы лишь постольку порождают
право, поскольку они осуществляются, поскольку нормы поки
дают свое «бумажное» существование и проявляют себя, как
сила в жизни людей» (Ferried: A. Die Rechlswidrigkeit. Jena, 1903,
S. И).
5 Kelsen H. Der soziologische und der juristische Staatsbegriff. Tu
bingen, 1922, S. 96.
6 Между прочим, в русском языке для обозначения «действитель
ного» и «действующего» права мы пользуемся обозначениями,
взятыми от одного и того же корня. В немецком языке логиче
ское различие облегчается употреблением двух совершенно раз
личных глаголов: wirken — в смысле быть действительным, осу
ществляться, и gelten — в смысле быть значимым, т. е. логически
связанным с более общей нормативной предпосылкой.
7 Кстати, нужно указать, что социально регулирующая деятель
ность может обходиться и без заранее фиксированных норм.
В этом нас убеждает факт так называемого судебного правотвор
чества. Его значение особенно ярко в те эпохи, которым вообще
не была знакома централизованная фабрикация законов. Так,
древнегерманским судам было совершенно чуждо понятие гото
вой, данной извне нормы. Всякого рода сборники правил были
для шеффенов не связывающими законами, но вспомогательным
средством поучения, на основании которого они образовывали
собственное суждение (Stintzing R. Geschichte dor Deutschen
Rechtswissenschaft. Miinchen; Leipzig, 1880, Bd. 1, S. 39).
8 На подобных договорных отношениях, не гарантированных ни
какой «третьей силой», базировалась вся феодальная система
права. Равным образом и современное международное право не
знает внешнеорганизовапного принуждения. Такого рода нега
рантированные правоотношения, разумеется, не отличаются ус
тойчивостью, но это не дает основания вовсе отрицать их су
ществование. Абсолютно устойчивого права вообще не сущест
вует в природе; с другой стороны, устойчивость частноправовых
отношений в современном буржуазном «благоустроенном» госу
дарстве вовсе не покоится на одной только полиции и судах.
Долги возвращаются не только потому, чю «все равно взыщут»,
но чтобы сохранить кредит на будущее время. Это ясно хотя бы
из того практического эффекта, который имеет в «деловом» мире
протест векселя.
9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 7.
10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 134.
11 Там же, т. 4, с. 298—299.
Было бы, конечно, грубой ошибкой на основании этих положений приходить к выводу, что политическая организация вообще никакой роли не играет, что, в частности, пролетариат не должен стремиться к овладению государственной властью, так как, мол, это не «самое главное». Эту ошибку делают синдикалисты, проповедующие «прямое действие». Не менее грубым искажением является учение реформистов, которые, затвердив одну истину, что политическое господство буржуазии вытекает из производственных отношений, делают отсюда вывод, что насиль-
/*
100
Общая теория права и марксизм
ственная политическая революция пролетариата невозможна и бесцельна, т. е. превращают марксизм в фаталистическое и по сути дела в контрреволюционное учение. На самом деле, конечно, те же самые производственные отношения, из которых вытекает политическое господство буржуазии, создают в своем развитии предпосылки роста политической силы пролетариата и в конечном счете его политической победы над буржуазией. Закрывать глаза на эту диалектику истории можно, только становясь сознательно или бессознательно на сторону буржуазии и против рабочего класса. Мы ограничиваемся здесь этими беглыми замечаниями, так как в данном случае нашу задачу составляет не опровержение ложных выводов из учения Маркса о базисе и надстройках — тем более что эту работу революционный марксизм блестяще проделал в борьбе с синдикализмом и реформизмом,— но извлечение из этой исторической теории некоторых точек зрения, полезных для анализа правовой структуры.
12 См.: Gumplowicz L. Rechtsstaat und Sozialismus. Innsbruck, 1881.
13 Ibid., § 36.
14 На эту глубокую внутреннюю связь юридической логики как та
ковой с логикой цивилиста указывает и тот исторический факт,
что общие определения права долгое время развивались как часть
теории гражданского права. Только при весьма поверхностном
взгляде на вещи можно, подобно Кавелину, думать, что этот факт
объясняется просто ошибкой и недоразумением (ср.: Кавелин К.
Соб. соч., т. 4. СПб., 1900. Этнография и право, с. 838).
15 См.: Gumplowicz L. Op. cit, § 32.
16 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 94.
17 Дюги Л. Общие преобразования гражданского права со времени
кодекса Наполеона. М., 1919, с. 15.
18 Ср., например, у Бирлинга: «Стремление представлять себе пра
во прежде всего как нечто объективное, существующее само по
себе над членами правового общения, соответствует общей склон
ности человеческого духа. Конечно, это имеет известную прак
тическую ценность; но из-за этого нельзя забывать, что объектив
ное право, даже если оно получило в писаном праве своеобраз-
• ную внешнюю форму, всегда остается лишь видом нашего воззрения на право и, как всякий другой продукт нашей психи-
i ческой жизни, имеет в действительности свое истинное существование только в умах по преимуществу самих членов правового общения» (Bierhng E. Juristische Prinzipienlehre. Freiburg; Leipzig, 1894, Bd. 1, S. 145).
19 В своем комментарии к Гражданскому кодексу РСФСР
А. Г. Гойхбарг подчеркивает, что передовые буржуазные юристы
уже отказываются рассматривать частную собственность как
произвольное субъективное право, но видят в ней благо, предо
ставленное личности и связанное с положительными обязанно
стями по отношению к целому. В частности, А. Г. Гойхбарг ссы
лается на Дюги, который утверждает, что обладатель капитала
должен защищаться правом лишь потому и в той мере, в какой
он выполняет социально полезные функции, давая правильное
применение своему капиталу.
Конечно, такие рассуждения буржуазных юристов весьма ха-
Общая теория права я марксизм
101
рактерны, ибо являются предвестниками заката капиталистической эпохи. Но, с другой стороны, если буржуазия допускает рассуждения на тему о социальных функциях собственности, то это потому, что такие рассуждения ее ни к чему серьезно не обязывают. Ведь действительным антиподом собственности является не собственность, представляемая как социальная функция, но плановое социалистическое хозяйство, т. е. уничтожение собственности. Ибо смысл частной собственности, ее субъективизм не в том, что каждый «ест свой кусок хлеба», т. е. не в актах индивидуального потребления, даже производительного, но в обороте, в актах приобретения и отчуждения, в товарном обмене, при котором социально-хозяйственная цель является лишь слепым результатом частных целей и частных автономных решений.
Заявление Дюги, что собственник будет защищен только в том случае, если он выполнит социальную обязанность, в такой общей форме не имеет смысла. Для буржуазного государства оно лицемерно, для государства пролетарского оно является затушевыванием фактов. Ведь если бы пролетарское государство могло непосредственно каждому собственнику указать его социальную функцию, оно сделало бы это, отняв у собственника право распоряжаться собственностью. А раз оно этого экономически сделать не может, значит оно вынуждено защищать частный интерес как таковой, поставив ему лишь известные количественные пределы. Было бы иллюзией утверждать, что каждый X, накопивший в пределах Советской Республики некоторое количество червонцев, защищается нашими законами и судами только потому, что именно этот X дал или даст накопленным червонцам социально полезное применение. Кстати, А. Г. Гойхбарг как будто совершенно забывает о собственности на капитал в этой его наиболее абстрактной, т. е. денежной, форме и рассуждает так, как будто бы капитал существует только в конкретно-вещественной форме производительного капитала. Антисоциальные стороны частной собственности можно парализовать только de facto, т. е. развитием социалистического, планового хозяйства за счет рыночного. Но никакая формула, хотя бы взятая у самых передовых юристов Запада, не превратит все сделки, заключаемые на основе нашего Гражданского кодекса, в социально полезные и каждого собственника — в лицо, выполняющее общественные функции. Такое преодоление на словах частного хозяйства и частного права может только затемнить перспективу их действительного преодоления.






