Политический режим в современной России

Способы реализации политической власти в истории российского общества не оставались неизменными. Трем периодам российской политической истории, качественно отличающимся друг от друга - досоветскому, советскому и постсоветскому — соответствовали конкретные способ и характер государственного правления. Сходство же этих трех периодов заключалось, прежде всего, в том, что российскому политическому процессу на всем его протяжении больше соответствовала автократия, чем демократия.

Традиционной абсолютной монархии, существовавшей со времен правления Ивана III до 1917 года, была свойственна диктатура, то усиливавшая свою жесткость (как было при Иване IV, Петре I), то переходившая в умеренную авторитарную систему с элементами парламентаризма в лице Государственной думы и многопартийности (например, в конце царствования Николая II). Вся полнота власти сосредотачивалась в руках монарха, который в своем правлении опирался не только на традиции, но и на насилие. Особой разновидностью диктаторского политического режима является диктатура пролетариата, установленная после Октябрьской революции 1917 года. Диктатура пролетариата, по определению В. И. Ленина, означала, что «только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле создания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов».

На практике был создан политический режим партийной номенклатуры. Государство, руководимое профессиональными революционерами, сосредоточило в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти, монополизировало национальную собственность. Постепенно сформировавшийся новый класс партийно-государственной номенклатуры тяготел к олигархическому характеру власти, социальную базу которой составили массовая Коммунистическая партия и Советы. Правящее меньшинство осуществляло свою власть над большинством, опираясь не только на сильный пропагандистский аппарат, но и на разветвленную карательную систему, средства политического террора и борьбы с инакомыслием. Вследствие этого режим со временем, приобрел черты тоталитарности.

Отмена конституционных гарантий монопольного положения Коммунистической партии в 90-е годы XX века привела к падению режима. Появились новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления. В 1993 году была упразднена система Советов, формально являвшихся основой механизма функционирования власти в стране.

Однако по характеру государственная власть мало изменилась, по существу она осталась авторитарной. В период президентства Б. Ельцина (1991-1999) установился режим персонализированной власти. Ей присущи:

§ значительная концентрация власти в руках главы государства — президента, что сделало общество весьма зависимым от его субъективной воли;

§ слабое разделение политических ролей и функций, что говорит о неразвитости политического механизма в целом. Чем выше степень дифференциации и специализации функций политических институтов, тем выше их способность реагировать на возникающие в обществе новые интересы и потребности;

§ сращивание политической и административной элиты с олигархией, вхождение последней в государственный аппарат и использование государственной власти в корпоративных интересах;

§ пирамидальная структура власти, которая обладает высокой степенью инерционности, субъективизма. Последнее обстоятельство обуславливает и недостаточно высокую эффективность режима, прежде всего, его неспособность надежно гарантировать все конституционные права и свободы граждан, реагировать на возникающие у них потребности.

Низкая легитимность режима внутри страны в силу неэффективности его социальной и экономической политики приводила к его зависимости от Запада.

 В условиях чрезмерной концентрации власти в руках президента Б. Ельцина и исполнительных органов фактически отсутствовали возможности постоянного действенного контроля за их деятельностью как со стороны общества, так и со стороны законодателей. Это создавало возможности для бесконтрольного расходования федеральных средств, для масштабной коррупции.

В период президентства В. Путина (2000—2008) сформировался режим «суверенной демократии», главными целями которого стали самостоятельное и эффективное социально-экономическое развитие страны, путем возрождения единого и сильного государства. Теория суверенной демократии противопоставлялась концепции глобализации демократии, в основе которой лежала идея "универсальной модели", экспансию которой осуществляли США во всем мире с помощйЙ «цветных революций» (Сербия, Украина, Грузия, Киргизия). В России экспорт «американской демократии» не прошел. Президент В. Путин сконструировал модель управляемой демократии, в которой:

§ инициатором всех новаций выступало сильное и ответственное государство. Для этого была выстроена жесткая вертикаль исполнительной власти, главы регионов назначались президентом и могли смещаться им в случае неэффективности; восстановлена и быстро развивалась экономика, выплачены внешние долги, ликвидированы базы терроризма;

§ олигархические группы были удалены из власти, у них были изъяты средства массовой информации, что позволило задействовать медийный ресурс для мобилизации нации вокруг национальных программ созидания;

§ было завершено формирование многопартийной системы: за счет заградительного барьера в 7% мелкие партии перестали существовать. Конечно, пока конкурентная партийная система, способна выявить и выразить интересы социальных групп, еще далека от совершенства, она носит клановый характер.

 

Модели электорального поведения граждан РФ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: