Программы и концепции

§ Экономическая программа.

Идея смешанной экономики: социал-демократы признают все основные формы собственности: частную, групповую, государственную. Смешанная экономика – это рыночная экономика. Частный сегмент, корпоративный и государственный.

§ Социальная концепция

Идея повышения качества жизни. Это не просто высокий уровень жизни (что само собой разумеется), но и создание условий для самореализации личности. Этим и занимается государство: через прогрессивную налоговую систему аккумулирует средства и перераспределяет по принципу солидарности.

Социальная политика базируется также на принципе смешанности: социал-демократы не разрушают частный сектор сферы услуг, в отличие от коммунистов. Они надстраивают над частным сектором государственный.

§ Политическая программа.

Социал-демократы – самые последовательные сторонники классического понимания демократии как власти народа —> разработан комплекс мер по привлечению граждан в процессе принятия решений на всех уровнях: от муниципального до национального.

Итогом более чем 100-летних усилий СД в Западной Европе стало создание «капитализма с человеческим лицом», т.е. социализация капитализма – не разрушая капиталисм, СД перестроили его так, что эта система стала работать на интересы не меньшинства, а всего социума.

СД Европы – самые жесткие критики российской ситуации.

Самая СД-страна – Швеция, самое справедливое общество.

 

Политическая культура: понятие, функции, структура.

В науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер). Другая группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики. Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности.

 

Функции

Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:

§ идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

§ ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

§ адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

§ социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

§ интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

§ коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

 

Структура

Политическая культура — явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления культурного целого (т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т.д.

Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.).

На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно противоречивые представления. Причем отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Все это придает формированию и развитию политической культуры дополнительную сложность и противоречивость. А степень соответствия уровней ценностной ориентации непосредственно определяет характер целостности и внутренней неравновесности политической культуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: