Объект и предмет, цели и задачи, гипотезы исследования

Приложение 1.

Программа социологического исследования:

«Лидерство и руководство в трудовом коллективе: гендерный аспект».

Методологический раздел программы.

Актуальность темы: Повышенное внимание к проблеме лидерства связано с возрастанием роли человеческого фактора в управлении, усложнением управления и усилием его зависимости от факторов и ценностей человеческих отношений. Невозможно эффективно выполнять функции планирования, организации, мотивации и контроля, если нет эффективного руководства, основанного на лидерстве.Руководство и лидерство достаточно давно стали объектом научного интереса, как вместе, так и по отдельности. Но традиционно и лидерская роль, и роль руководителя изучались почти без учета пола, поскольку они считались маскулинными. Сегодня прежнее традиционное руководство претерпевает изменения в новых условиях. Демократизация, изменение социально-экономических условий жизни приводит к появлению новых видов групп, нуждающихся в новых методах управления. Выравниваются социальные права мужчин и женщин, которое приводит к большей феминизации общества и появлению большего числа женщин руководителей.

Проблемная ситуация: Увеличение доли женщин на руководящих должностях в организациях в 90-х гг. привлекло внимание исследователей. Однако женщины по-прежнему составляют меньшинство, особенно на среднем и высшем уровнях управления. Доступ к профессиональным занятиям и карьере, неизмеримо возросший для женщин по сравнению с началом 20 века, пока ещё имеет количественное измерение и не приводит к необходимым качественным сдвигам. Так, если среди высших государственных служащих женщины составляют всего 5,7%, то в категории старших служащих – 49,9%, а в категории младших – свыше 80%. Аналогичным образом выглядит гендерная пирамида власти и в негосударственном секторе: в 1995 году среди владельцев и управляющих 125 крупных московских компаний было всего лишь две женщины, а среди 138 представителей бизнес-элиты – только 11 женщин.

Проблема:

Проблема заключается в том, что существует противоречие между женщиной, как активным агентом, стремящимся самостоятельно выбирать свою идентичность, свою роль в обществе, свою сферу деятельности и социальными структурами, ограничивающими этот выбор. Чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя в соответствии с их гендерной ролью, и в своем поведении и мотивации соответствовать гендерному стереотипу. И роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. Поскольку, согласно стереотипам, эта роль является маскулинной, женщины-руководители испытывают конфликт между гендерной и лидерской ролями. Негативные предубеждения против женщин-руководителей не позволяют им стать лидерами в своих трудовых коллективах, а также могут вызывать у женщин-руководителей снижение самооценки, неуверенность в себе и, соответственно, ухудшение эффективности работы, как самого руководителя, так, и, следовательно, возглавляемого ею трудового коллектива.

Процессу эффективного руководства мешают процессы как в обществе в целом, на макро уровне, так и на микро уровне, что проявляется в неадекватной оценке своих возможностей женщинами.

 

 

Объект и предмет, цели и задачи, гипотезы исследования.

В связи со сложностью и многоаспектностью изучаемой проблемы, в социологическом исследовании предполагается выделить несколько этапов, на каждом из которых будет исследован отдельный объект и предмет, определены отдельные задачи и цели, и, следовательно, поставлены отдельные гипотезы исследования.

На первом этапе, целью которого является определение роли лидерства в управлении трудовым коллективом, объектом исследования выступит трудовой коллектив офиса ОАО «СКАТ». Предметом исследования будут условия трудовой деятельности коллектива офиса ОАО «СКАТ».

В соответствие с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

1. Определить личностные и профессиональные характеристики трудового коллектива.

2. Определить личностные и профессиональные характеристики руководителя.

3. Выявить особенности стиля руководства.

4. Измерить уровень ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ).

5. Выявить показатели социально-психологического климата (СПК).

6. Выявить наличие или отсутствие конфликтных ситуаций.

Первичные (рабочие) гипотезы первого этапа социологического исследования:

Гипотеза – основание: наличие лидерства у руководителя влияет на положительное восприятие условий трудовой деятельности и повышает продуктивность работы трудового коллектива.

Гипотеза – следствие:

1. Наличие или отсутствие лидерства у руководителя влияет на частоту конфликтных ситуаций.

2. Наличие или отсутствие лидерства влияет на уровень ЦОЕ.

3. Наличие или отсутствие лидерства влияет на показатели СПК.

 

На втором этапе, целью которого является выявление гендерных стереотипов, господствующих в обществе относительно роли руководителя и лидера, объектом исследования будут жители г. Казани. Предмет исследования – общественное мнение как носитель гендерных стереотипов и представлений о характеристиках руководителя - лидера.

В соответствие с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

1. Определить личностные характеристики руководителя – лидера.

2. Определить гендерную окраску понятий руководителя и лидера.

3. Определить источник формирования гендерных стереотипов.

4. Выявить структуру ценностей мужчин и женщин.

 

Первичные (рабочие) гипотезы второго этапа социологического исследования:

Гипотеза – основание: гендерные стереотипы предписывают роль лидера и руководителя мужчине.

Гипотеза – следствие:

1. У большинства слово «руководитель» и «лидер» вызывает ассоциации с мужским полом.

2. Основное влияние на формирование гендерных стереотипов оказывают СМИ.

3. Мужчины испытывают больше желания занять должность, связанную с управлением, чем женщины.

4. Для женщин большей ценностью является семья, чем работа, а для мужчин, наоборот.

 

На третьем этапе, целью которого является выявление степени соответствия характеристик руководителей обоего пола г. Казани с полученными на втором этапе характеристикам «руководителя – лидера», объектом исследования выступят трудовые коллективы организаций г. Казани. Предмет исследования - процесс управления и его характеристики.

В соответствие с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

1. Выявить типичные личностные черты, присущие руководителям обоего пола.

2. Выявить особенности стиля руководства.

3. Выявить различия мужского и женского руководства.

4. Определить соответствие женского и мужского руководства, «идеальному» портрету руководителя и лидера.

5. Измерить уровень ценностно-ориентационного единства трудовых коллективов.

6. Выявить показатели социально-психологического климата в трудовых коллективах.

Первичные (рабочие) гипотезы третьего этапа социологического исследования:

Гипотеза – основание: большая часть руководителей не зависимо от пола не соответствует портрету «руководителя-лидера».

Гипотеза – следствие: лидеры обоего пола имеют одинаковые схемы поведения.

Гипотеза – следствие – альтернатива:

1. лидеры обоего пола имеют разные схемы поведения.

2. мужчины-руководители более ориентированы на авторитарный стиль руководства.

3. женщины-руководители более ориентированы на демократический стиль руководства.

 

Методология исследования:

Исследование опирается на «теорию, которая основывается на практике», как назвал ее президент социологической ассоциации Австралии, профессор социологии университета Сиднея – Р.Коннелл [39, с.271-277]. По его мнению «такая социальная теория дает понимание переплетения жизни отдельного человека и социальной структуры и при этом не сводится к волюнтаризму и плюрализму, с одной стороны, или категориализму и биологическому детерминизму, с другой». Главный объект внимания – взаимосвязь структуры и практики. Е.Здравомыслова и А.Темкина называют такой подход «объединительной парадигмой», которую считают «полезной методологией» анализа гендерных отношений в России», и которая может быть названа «структурно-конструктивистским подходом». Структурно-конструктивистский подход в гендерных исследованиях предполагает сочетание двух концептов – социального конструирования гендера и гендерной композиции. Первый концепт рассматривает динамическое измерение гендерных отношений на микроуровне – процесс создания и воспроизводства пола/гендера в процессе взаимодействия. Второй - концентрируется на структурных факторах, определяющих рамки гендерных отношений. Сочетание этих подходов создает методологический инструмент, пригодный для анализа микро и макроуровней социального мира и их взаимопроникновения.

В рамках «объединительной парадигмы» предполагается использование таких теорий лидерства, как теория черт, теория определяющей роли последователей, ситуационная теория.

Обзор литературы по теме исследования:

Исследованием лидерства и руководства занимались и занимаются многие российские и зарубежные исследователи, основное внимание в их концепциях уделяется необходимости повышения роли человеческого фактора в управлении организацией.

Усиление роли человека в управлении организацией рассматривали И.Т.Фролов, А.И.Кравченко, В.Г.Подмарков.

О.И.Шкаратан, О.В.Стаканов, В.А.Стукалов, В.А.Ядов, А.М.Коршунов, Н.В.Андреенкова изучали роль социальных факторов в повышении эффективности труда на разных уровнях [29, с.8].

В.И.Марцинкевич [49], А.В.Барышева [10] связывают повышение эффективности труда с необходимостью всестороненного, гармонического развития человека, реализацией им своих сущностных сил. В.И.Марцинкевич пишет о том, что «необходимыми и производительными силами в экономической сфере становятся гуманитарные, личностные качества человека. В практику входят и получают экономическую оценку в той или иной форме конкретные качественные характеристики субъективного фактора – знания, квалификация, навыки, личностные качества». А.В.Барышева считает, что «вложения в социальную сферу приобретают все большую эффективность по сравнению с инвестициями в материальные компоненты производительных сил. В современном обществе роль человека в социально-экономическом процессе выдвигается на первое место. Содержанием экономической деятельности становится развитие производительных сил человека, то есть развитие богатства человеческой природы как самоцель. Внутренняя логика истории определяется линией развития человеческого фактора и гуманизацией социально-экономических отношений. Все более усиливается роль неформальной, личной коммуникации между людьми. Делается более многообразным и разносторонним межличностное общение.

Исследования влияния фактора пола на руководство и его стиль в отечественной социологии и социальной психологии начинаются примерно с конца 80-х годов. Ф.Н.Портнов и Э.С.Чугунова выявили различную ценностную ориентацию у руководителей разного пола. Изучение влияния фактора пола на стиль руководства производственным коллективом проводилось в работах А.Л.Журавлева, В.А.Хащенко и Н.Н.Хащенко.

Также среди современных отечественных исследователей, занимающихся проблемами женщины - руководителя можно назвать такие имена, как М.К.Киянова, С.Г.Айвазова, Л.А.Кудринская, Г.Г.Силласте, Г.А.Родионова, Л.В.Корель, Э.Е.Новикова, О.Л.Милова, О.А.Аксенова, А.С.Ржаницына, Г.П.Сергеева, Л.В.Бабаева, Т.М.Караханова, Л.А.Шатрова. Работы перечисленных авторов опубликованы в таких журналах, как «Общественные науки и современность», «Социс», «Общество и экономика», «Эко», «Проблемы теории и практики управления». Важно упомянуть и сотрудников Московского центра гендерных исследований, которые во многом способствуют институциализации гендерных исследований и достаточно подробно рассмотрели положение женщин на рынке труда, это - М.Е.Баскакова, О.А.Воронина,О.М.Здравомыслова,Н.П.Космарская, О.В.Кучерова, М.М.Малышева, Е.Б.Мезенцева, Е. В.Тюрюканова, З.А.Хоткина.

Так, Е.Б. Мезенцева изучает гендерную проблематику в экономической теории и анализирует гендерную сегрегацию в занятости, в том числе и вертикальную профессиональную сегрегацию.

А.Е.Чирикова очень подробно рассматривает женщин-предпринимателей в России, которым посвящены многочисленные авторские статьи в различных научных журналах.

Среди зарубежных имен можно назвать имя Г. Беккера, который в рамках экономической теории, изучает профессиональную сегрегацию по признаку пола, дискриминацию со стороны работодателей по отношению к женщинам. С.Ашвин изучает гендерные различия в стратегии занятости. А.Хейл анализирует взаимосвязь гендера и торговли. Э.Мишель-Альдер изучает различия между мужским и женским менеджментом. Г.Саймон с исследует карьеру женщин в области управления во Франции и Канаде. Дж.Розенер изучает особенности стиля женского руководства фирмой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: