Первичный и аналитический учет материалов

Тема «Учет материально-производственных запасов»

ЛЕКЦИЯ

 

                                                                                 

 

 

Томск – 2019

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Характеристика МПЗ

Правовые основы и задачи учета МПЗ

Учет материалов

Оценка материалов

Первичный и аналитический учет материалов

Особенности учета ЛРС

3. 4. Особенности учета вспомогательного материала

Особенности учета тары

Особенности учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей

Особенности учета спецодежды

Синтетический учет материалов

Учет товаров

Оценка товаров

Оперативный учет поступления товаров

Оперативный учет реализации товара

Учет реализации товаров населению

Учет реализации товаров ЛПУ

Учет прочего расхода товара

Товарный отчет

Синтетический учет товара и торговой наценки

Заключение.

ЛИТЕРАТУРА

1. ПБУ 5/2001 «Учет материально-производственных запасов», утверждено приказом МФ РФ от 09.06.2001г. № 44н.

2. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утверждены приказом МФ РФ от 28.12.2001 г. № 119н (в ред. пр. МФ РФ № 26н от 26.03.2007 г.).

3. Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

4. Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

5. Приказ МЗСР РФ от 01.06.2009 г. № 290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты». 

6. Приказ МЗ СССР от 29.01.1988 г. № 65 «О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви».

7. ПриказМФ РФ № 135н от 26.12.2002 г. «Об утверждении «Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений и специальной одежды».

8. Методические рекомендации Минздрава РФ от 14.05.1998 г. № 98/124 «О внутриведомственном первичном учете ЛС и других медицинских товаров в организациях розничной аптечной сети всех организационных форм, расположенных на территории РФ».

ВВЕДЕНИЕ

Материально-производственные запасы (МПЗ) являются частью оборотных активов аптеки, т.е. используются за один производственный цикл: купил-продал или использовал в процессе производства продукции.

Иными словами, МПЗ являются предметами труда, приносящими доходы организации вследствие их переработки и продажи.

Характеристика МПЗ

МПЗ – это активы, используемые в качестве сырья при производстве продукции, предназначенные для продажи и управленческих нужд организации за один производственный цикл (менее 12 месяцев).

МПЗ включают в себя:

1) материалы – это сырье для изготовление (для аптеки - субстанции ЛС), лекарственное растительное сырье, вспомогательный материал, тара, инвентарь, хозяйственные принадлежности, специальная одежда, хозяйственные средства, строительные материалы, топливо, горюче-смазочные материалы, канцелярские товары и прочие материалы;

2) готовую продукцию – это конечный результат производственного цикла, предназначенный для продажи (для аптеки – изготовленные ЛФ);

3) товары – это активы, приобретенные у других юридических (физических) лиц для дальнейшей перепродажи без дополнительной переработки (для аптеки – ГЛС, ИМН и др. товары).

Правовые основы и задачи учета МПЗ

Учет МПЗ регламентируется ПБУ 5/2001 «Учет МПЗ» (приказ МФ РФ № 44н от 09.06.2001г.) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету МПЗ от 2001г. (приказ МФ РФ № 119н от 28.12.2001 г. в ред. пр. МФ РФ № 26н от 26.03.2007 г.).

Порядок учета доходов и расходов от эксплуатации МПЗ для целей налогообложения определен НК РФ.

Для первичного и аналитического учета аптека использует типовые формы документов, утвержденные Постановлениями Госкомстата РФ для учета материалов № 71а от 30.10.1997 г. (код М и МБ), товаров № 132 от 25.12.1998 г. (код торг), а также ведомственные формы (код А и АП) и самостоятельно разработанные.

Задачами учета МПЗ являются:

1) формирование фактической себестоимости запасов;

2) формирование достоверной информации о наличие и движении запасов;

3) контроль за сохранностью и соблюдением норм запасов;

4) оценка эффективности использования запасов.  

Для реализации задач БУ в аптеке должны быть созданы предпосылки:

1) наличие должным образом оборудованных мест для хранения запасов;

2) создание условий для их быстрой приемки и отпуска;

3) установление порядка нормирования запасов;

4) установление порядка формирования цен на запасы;

5) определение МОЛ и порядка документооборота по учету материалов.

Учет МПЗ строится на следующих принципах:

1) учет ведется по МОЛ, в противном случае нельзя предъявить претензию по материальным потерям;

2) выбирается целесообразная схема учета запасов: различают предметно-количественно-суммовой учет (возможен для всех групп МПЗ), количественно-суммовой (возможен для материалов), суммовой учет (возможен для товаров);

3) периодически осуществляется контроль за наличием МПЗ путем проведения инвентаризации.

Единицу учета МПЗ аптека выбирает самостоятельно: номенклатурный номер, партию или однородную группу.

Учет материалов

Оценка материалов

Для оценки приобретаемых материалов используются все принятые в БУ методы (см. лекцию 1).

Учет материалов ведется по фактической себестоимости. При приобретении материалов за плату у поставщиков в их стоимость включаются все фактические расходы на их приобретение за исключением НДС (других компенсируемых налогов).

Стоимость материалов не подлежит изменению кроме случаев, когда

1) их рыночная стоимость снизилась;

2) они морально устарели;

3) они частично потеряли свои качества.

Тогда отклонения рыночной стоимости материалов от учетной цены списывается за счет резерва под снижение стоимости материалов и уменьшает доходы аптеки.

Оценка материалов выбывающих в производство или иные нужды, а также их остатков на конец отчетного периода производится одним из трех способов (методов):

1) по себестоимости каждой единицы;

2) по средней себестоимости;

3) по себестоимости первых по времени приобретения материалов (ФИФО – first in - first out).

4) ЛИФО (только для налогообложения – НК РФ).

Выбранный способ оценки закрепляется учетной политикой аптеки и не меняется в течение года. Способ может быть один для всех групп материалов или для каждой группы свой.

Если в аптеке ведется предметно-количественно-суммовой учет материалов (на материалы, которые не могут заменить друг друга или на основе штрихового кодирования), то рационально использовать первый метод. Если ведется количественно-суммовой, то – второй и третий.

Второй метод увеличивает себестоимость продукции, но снижает стоимость остатков, третий – наоборот.

Пример. В аптеке на начало месяца имелось 50 шт. основных этикеток для оформления изготовленных лекарств по цене 2 руб. В течение месяца поступило 200 шт. по цене 3 руб., 300 шт. по цене 4 руб. За месяц израсходовано 400 шт., осталось 150 шт. Определить стоимость израсходованных вспомогательных материалов и в остатке.
Решение первым методом. Предметно-количественный учет позволил определить, что, например, израсходовано 200 этикеток по цене 3 руб. и 200 по цене 4 руб. Тогда общий расход составит 1400 руб. (200х3 + 200х4), а остаток – 500 руб. (50х2 + 100х4).
  Решение вторым методом. Определяется средняя цена данного вида материалов, находящихся в остатке на начало отчетного периода и поступившего в отчетном периоде делением общей стоимости материалов на их количество Ср. цена = (50х2 + 200х3 + 300х4):(50 + 200 + 300) = 3,46. Тогда стоимость израсходованных материалов равна 1384 руб. (400х3,46), а в остатке 516 руб. (расчет = 150х3,46, а фактически = 1900 – 1384).
Решение третьим методом. Считается, что материалы используются в производстве с учетом очередности их поступления и остатков на начало отчетного период, а остатки на конец формируются за счет последних по времени приобретения материалов. Тогда стоимость израсходованных материалов составит 1300 руб. (50х2 + 200х3 + 150х4), а остатков 600 руб. (150х4).

Стоимость материалов списывается на расходы (издержки обращения) в момент их выдачи со склада (отдела запасов) в производство или эксплуатацию.

Стоимость испорченных материалов компенсируется виновным лицом. Если виновное лицо не установлено, то МОЛ (чаще). Если судом отказано в виновности, то стоимость списывается на финансовый результат (уменьшение прибыли). Также на финансовый результат списывается стоимость тары пришедшей в негодность вследствие естественного износа.

Первичный и аналитический учет материалов

К учету материалы принимаются на основании расчетных и сопроводительных документов.

При приобретении материалов у поставщиков за безналичный расчет этими документами являются счет, счет-фактура, товарная накладная.

Материалы, закупленные МОЛ лицами за наличный расчет в магазинах, принимаются к учету на основании товарных и кассовых чеков.

Оприходование материалов на складе (в отделе запасов) аптеки осуществляется составлением приходного ордера М-4 или проставлением на сопроводительном документе оттиска штампа с реквизитами ордера.

Выдача материалов со склада в другие отделы аптеки называется внутренним перемещением и оформляется требованием-накладной М-11.

Израсходованные для нужд аптеки материалы списываются по акту. Акт составляется комиссией в составе руководителя, бухгалтера и МОЛ. В актах указывается наименование, единицы измерения, цена, сумма и назначение материалов.

Списание материалов испорченных, разбитых при хранении, морально устаревших, пришедших в негодность при эксплуатации осуществляется по акту. В акте указывается причина порчи и заключение комиссии.

В случае продажи материалов составляется акт о переводе материалов в товар с формированием розничной цены.

Формы и порядок составления актов устанавливаются аптекой самостоятельно.

Выявленная в момент инвентаризации недостача материалов оформляется в ведомости учета результатов инвентаризации (рассмотрим позже).

Для целей аналитического (количественного) учета движения материалов на складе на основании первичных документов на каждое наименовании ведется  карточка учета материалов М-17. Если это целесообразно, то выдача материалов со склада ведется на основании записи в этой карточке без оформления требования-накладной.

В конце месяца МОЛ составляют отчеты о движении материалов и вместе с первичными документами передают их в бухгалтерию.

В бухгалтерии ведутся карточки аналитического учета, дублирующие карточки складского учета, но в количественно-суммовом выражении. В конце месяца на их основании составляются ведомости движения по каждой группе материалов по каждому МОЛ. В них вносят остаток на начало, приход и расход, рассчитывается остаток на конец. Если карточки не ведутся, то данные первичных документов в обобщенном за месяц виде сразу вносятся в ведомость. По данным ведомостей составляется сводная ведомость. Формы ведомостей устанавливаются аптекой самостоятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: