I.Организационный момент

II. Изучение нового материала.

1.Мотивация к изучению материала

-просмотр видеофрагмента «Кавказ»-5мин (без звука)

2.Сообщение темы и цели урока

-Что это за район России?

-Что вы знаете, слышали о данном регионе?

3. Рассказ учителя (12 мин)

-многонациональность

-здравница

- «горячие» точки

-состав территории (иногда включают Калмыкию)

3. Оценка ЭГП района (плакат с планом работы)

Дети работают в группах и делают вывод, дополняя друг друга.

4. Оценка природных условий Северного Кавказа

- работают по учебнику, атласу

2 группы (каждая группа берёт половину пунктов плана).

-«Продвинутая»группа работает с компьютером по учебной программе «мультимедийная разработка курса из образовательной коллекции.9 класс»

Готовят сообщение «Природные ресурсы Северного Кавказа»

(Минеральные,земельные,рекреационные,агроклиматические,водные.Делают вывод о ресурсной базе района).

5.Население района.

Поисковая работа. (по группам). Работа с учебником, картой

-Численность населения (ест. прирост, миграции)

-национальный состав (народы, религии, причины многонациональный состав)

-Особенности обычаев, традиции народов (IHTERHET).- выход прямо на уроке

Отчёт письменный от всех, а устный ответ от представителей группы.

6.Дополнительный материал (опережающее задание, полученное на предыдущих уроках об ауле Кубачи)

7. «Мозговой штурм»

На Северном Кавказе высока доля пожилых людей. Почему?

IIII.ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ИТОГ УРОКА. ОЦЕНКИ.

-В чём выгодность ЭГП? Как изменилось ЭГП после распада СССР?

-Назовите республики и их столицы.

-Какие природные ресурсы способствуют развитию курортного хозяйства в районе?

-Почему в районе высокая плотность населения?

-Почему Сев.Кавказ –самый неспокойный район России?

-Почему невозможно провести территориальное разделение района по национальному признаку?

IIIII/ Домашнее задание ( будет заслушано на обобщающем уроке )

№50-51

Подготовить сообщения (по желанию)

-О городах района

-О заповедных местах района

-о народных промыслах народов Кавказа

 

ТЕМА: Хозяйство Северного Кавказа

Тип урока: комбинированный с практической работой

Оборудование:

-карты (физическая, экономическая, почвенная)

-гербарий культурных растений

-компьютер (локальная сеть)

Цели:

-дети должны знать:

Отрасли специализации района

-территориальную структуру хозяйства

- проблемы Северного Кавказа, пути их решения

Дети должны уметь:

- работать со статистическим материалом

-работать с картографическим материалом

Дети могут задуматься об экологических перспективах района

                                     ХОД   УРОКА:

I.Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

1. Устный взаимоопрос (соседи по парте тихо рассказывают друг другу некоторые вопросы Д/З. Планы рассказов вывешены на доске или розданы на карточках. Работа идёт 3 мин. После чего проводится письменное тестирование индивидуально каждого)

2. Оценивание учителем после проверки тестов.

III Изучение нового материала

 

А) Объявление темы и задач урока

Какие предпосылки для развития хозяйства имеются в районе?

«Аукцион идей»

Выслушиваем высказывания детей, записываем их на доске. Делаем вывод.

-Уголь, нефть, газ- ТЭК

-почвы, климат, равн. рельеф на севере – С/Х

-рекреационные ресурсы – курорты

-Высокая плотность населения – трудоёмкие отрасли

-незамерзающее море – морские порты

 

Б) Поисковая работа. Работа по группам с экономической картой.

(1 группа работает по теме «Курорты Кавказа»)

Найдите подтверждение нашим прогнозам.

- в топливной промышленности

-агропромышленном комплексе (3 части АПК)

-рекреационное хозяйство(Черноморское побережье, Кавминводы, Приэльбрусье)

Устный отчёт от каждой группы. По ходу рассказа дети наносят центры отраслей на К/К.

Заслушиваем сообщения о курортах Кавказа. Делаем вывод об отраслях специализации района.

IIII. Практическая работа. «Определение круга проблем, которые необходимо решать на Северном Кавказ»

После определения основных проблем в группах проводится обсуждение путей решения этих проблем и выступление делегатов от групп (2-3 мин.)

-дефицит воды на равнине, вододефицит на востоке Предкавказья. Орошение (по каналам, капельное)

-экологическая проблема (эрозия почв, загрязнения разных видов)

-спасение Азова от обмеления и загрязнения

-политические (многонациональность, терроризм, безработица)

- порты Чёрного моря. Проблемы после распада СССР.

III. Закрепление

Определить специализацию и объяснить её в крупных промышленных центрах

-Ростов-на-Дону

-Невинномысск

-Шахты

-Сочи

-Анапа

-Новочеркасск

Дети заполняют таблицу, которую проговаривают, после её заполнения.

Центр Отрасль специализации Предпосылки
       

IIIIII Итог урока. Оценки.

Домашнее задание:

-№ 52,вопросы 1-3 (по выбору)

- опережающее задание Подготовить сообщение «Проблемы Волги»

 

Тема:   Хозяйство Европейского Юга.

Цели урока:   1.  Знать этапы формирования хозяйства Европейского

                          Юга, определить отрасли специализации района

4. Уметь находить информацию по Европейскому Югу в различных источниках и анализировать её, а так же обозначать её на контурной карте.

Оборудование: таблица факторов развития специализаций промышленности 

                        Европейского Юга, контурные карты, атласы, электронный учебник.

Тип урока:          комбинированный

План урока

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Что пригодится для успешной работы на уроке;           


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: